С грустью я наблюдаю, что происходит с прекрасной группой «Моя Мишель» после того, как она попала в цепкие лапы продюсера Игоря Матвиенко. Конечно, Матвиенко — непревзойденный мастер в деле «выжимания денег из музыки». В этом ему равных мало, особенно после ухода Айзеншписа. Но «Моя Мишель» — не «Иванушки Интернешенэл», не «Любэ» и не Женя Белоусов, — самые «прорывные» и «хлебные» проекты Матвиенко. «Моя Мишель» — это неожиданный, обескураживающий русский декаданс, привет из начала русского 20-го века, из времени символистов, имажинистов, Малевича, Кандинского и раннего Блока, это нежная незащищенность и хрупкость, которых в хищных столицах давно нет, и которые смогли непонятным образом выжить лишь в далеком, затерянном между Байкалом и Владивостоком крохотном Благовещенске Амурской области. Куда еще не дотянулись руки умельцев «извлекать лавэ из звуков»…
Когда группа «Моя Мишель» впервые появилась на большом ТВ с песней «Дура», публика испытала шок. Настоящий эстетический шок, потому что люди увидели то, что не было похоже ни на кого другого. Настоящая «самобытность». Причем самобытность стильная, утонченная, отмеченная абсолютным вкусом и забытым всеми чувством музыкальной и поэтической меры. «Дура» произвела фурор, и группу взял под свое крыло Игорь Матвиенко. А это значит, что теперь необычного у ребят станет меньше, а навязчивых музыкальных хитов — больше. Ребята, конечно, разбогатеют. Но потеряют то, за что их когда-то полюбили. Я уже вижу, как они теряют свою незащищенность и нежность. ПОэтому хочется напоследок послушать «Мою Мишель» такой, какой мы ее полюбили: странной, необычной, ни на кого не похожей. Чтобы запомнить.
.
.
Вот так триумфально группа «Моя Мишель» впервые появились в большом эфире, если кто забыл —
.
.
А вот, во что этот коллектив превратился в «Продюсерском центре Игоря Матвиенко». Была прекрасная, нежная акварелька. А стал типографский постер. Тиражом миллион экземпляров. Обычная клубная танцевалка под безобразным, отталкивающим видео. Грустно…
.
Во всей этой истории, Сэр, лично меня вдохновляет только то, что ребята из Благовещенска. Т.е. наверняка есть ребята и где-то в Магнитогорске, Омске, Нюренгри и т.д. Меня они не впечатлили ни прошлые, ни нынешние, но понравилось то, что это всё-таки творчество, т.е потребность души. Причём потребность души, реализуемая с максимально возможным мастерством. Это вызывает уважение. Хотя, повторяю, струны в моей душе это не задевает. Это как Майкл Джексон. Никогда он меня не трогал, но я всегда чувствовал, что то, что он делает — результат большого труда и, видимо, таланта.
О самобытности. И о масштабе. Знаешь, если говорить немного в сторону от темы, то я пока не видел ничего самобытнее и масштабнее Земфиры. В последние годы она, правда, как-то исчезла во всех смыслах, но до исчезновения всё ею написанное трогает за душу. Кстати, Жанна Агузарова до всех своих перипетий тоже поражала самобытностью и масштабом.
Возвращаясь к теме, скажу, что без питательного гумуса талантливых творческих людей небольшого и среднего масштаба не появятся люди масштаба большого (понимаю, что мысль банальна). Радует, что питательная среда наличествует.
Знаешь, я соскучился по творчеству уровня:
» …Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я — но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах..»
или:
«…Он пока лишь затеивал спор,
Неуверенно и не спеша…
Словно капельки пота из пор,
Из-под кожи сочилась душа…»
и ещё:
«…Вымысел не есть обман.
Замысел — еще не точка.
Дайте написать роман
до последнего листочка.
И пока еще жива
роза красная в бутылке,
дайте выкрикнуть слова,
что давно лежат в копилке.»
вот ещё:
«…город засыпает,
на трамваях пожелтевшая листва —
красиво!
только для нас!
эти отражения в реке,
освобождённые от слёз,
печально смотрят на нас…
может быть, вместе…
может быть, я…
возьми меня, безумная ночь
с потоком машин!
возьми меня…»
А ты не соскучился?
И Сургуте! В Сургуте я видел глянцевые журналы, которые ребята делали сами для себя и про себя. Игра такая. А журналы — настоящие, крутые. У меня волосы дыбом стояли, я не верил, что сами. А еще я был в Сургуте в Театре Пантомимы на премьере «Мастера и Маргариты» собственной постановки со своими артистами. Пантомимы!!! На АВТОРСКУЮ, оригинальную музыку.
Культура — она, настоящая, в провинции и живет. Если, конечно, не путать ее с шоу-бизнесом.
Разумеется. У меня такая история с Иваном Козловским. Я слушать его совершенно не могу, ничего, за исключением, конечно, арии юродивого из «Бориса Годунова», это совершенно гениальная работа и единственное исключение. А во всем остальном я предпочитаю Лемешева. Но со сторонниками Козловского я никогда не спорю, потому что полностью признаю их право на признание места Козловского в русской культуре. Просто «не моё» это.
Конечно! Земфира — мощное явление, и Агузарова — мощное явление. Только для меня Земфира в бОльшей степени явление литературное, а Агузарова — музыкальное, но обе — очень самостоятельные и самодостаточные фигуры. Тут спору нет. Я бы к ним добавил еще недооцененного Костю Кинчева, стихи которого заслуживают лучшей доли, чем ту, что имеют. Именно стихи.
«Где разорвана связь между солнцем и птицей
рукой обезьяны,
Где рассыпаны звезды, земляника да кости
по полянам,
Где туманы, как ил, проповедуют мхам
откровения дна,
Где хула, как молитва,
там иду я.
Где деревья вплетаются в летопись слов
отголоском начала,
Где лесной часослов зашифрован
устами пожаров,
Где большая дорога, черная ночь
да лихие дела,
Где блестят за иконой ножи,
там иду я.
Где рассветы купаются в колодцах дворов
да в простуженных лужах,
Где в грязи обручилась с весенним дождем
стужа.
Где глоток, как награда за прожитый день,
ночью — без сна,
Где пропиты кресты,
там иду я….»
Очень сильно. Это текстами издавать надо. Текстами. А его скачущие фанаты слов порой вообще не разбирают… Обидно.
Это очень непростой вопрос на самом деле. Поскольку и шоу-бизнес, и масс-культ — это индустрии. А индустрия не предполагает наличия внесистемных явлений. Отрицает их. А любой яркий автор — это прежде всего внесистемное явление. Ни у нас в стране, ни в мире сегодня не выработано системы поддержки РЕАЛЬНЫХ, самобытных талантов. Индустрия талант может принять, но она его сломает, подгонит под свои параметры. И он исчезнет. А если он будет сражаться за самостоятельность, система его уничтожит. Как это, увы, часто происходит. И таланты уходят. Или перестают заниматься творчеством, становятся, «как все», или уходят из жизни. Как гениальный Борис Рыжий. Который был гением, и которого профессионалы и издатели не считали даже поэтом. За «неформатность». А бросить писать человек не мог. Вот и сломался…
«Договоримся так: когда умру,
ты крест поставишь над моей могилой.
Пусть внешне будет он как все кресты,
но мы, дружище, будем знать с тобою,
что это — просто роспись. Как в бумаге
безграмотный свой оставляет след,
хочу я крест оставить в этом мире.
Хочу я крест оставить. Не в ладах
я был с грамматикою жизни.
Прочел судьбу, но ничего не понял.
К одним ударам только и привык,
к ударам, от которых, словно зубы,
выпадывают буквы изо рта.
И пахнут кровью…»
Человеку при жизни так и не сказали, что он — поэт. И он не знал, как с этим жить. Страшная судьба…
Это да, но это — второй этап. Первый этап, главный — это наличие подготовленной аудитории. Талант не может жить без аудитории, творчество без аудитории возможно, но развитие и становление таланта без поклонников, увы, не бывает. И это большая проблема, потому что у нас пока явно не хватает «культурного планктона», который бы смог противостоять масс-культу и шоу-бизнесу. Но есть очаги такого «планктона» — в Сургуте, в Благовещенске, опять же, — а, значит, есть резон драться! 🙂
Неа! 🙂 Я стихи каждый день читаю. Обязательно. Это как зубы чистить. И в последнее время очень радуюсь тому, как стала работать Юнна Петровна Мориц. Раньше она была просто «прекрасным поэтом («поэткой» по собственному выражению), а сейчас она вышла просто на какой-то космический уровень. Она уже по-настоящему Великая Русская Поэтесса. Которую и руководство страны, и СМИ «забыли» поздравить с недавним 80-летним юбилеем из-за активной продонбасской, «Крымнашенской» и «Русскомирской» позиции. Но поклонники не забыли! 🙂
«СПИРТ СОЗВЕЗДИЙ
Два слова — в слове список — спи и сок,
Но сок не спит, он бродит вечно, близко,
В итоге — спирт, чей градус так высок,
Что этот градус необъятно выше списка!
А если в чёрный список попадёшь
Для травли, для облавы, для запрета,
Где черти чёрными чернилами чертёж
Чертили, чертят в черноте, так знай, что это —
Скороговорка с древнедетского двора,
Где спирт созвездий пьют слова на грани риска,
Где даже суп из топора — и то пора,
Когда твой градус необъятно выше списка!
О том и речь, твой сок не спит, века помножь
На эти градусы твоей высокой сути,-
А черти чёрными чернилами чертёж
Чертили, чертят, чтобы сок не скис в посуде!
Таким путём иносказаний мы пройдём
Сквозь дверь, где — верь, сквозь куст, где — уст соцветья,
Кора кораблика проскочит сквозь проём,
Где спирт созвездий пьют Гомера древнедети:
Орфей, чьи струны — в небе, в нёбе звёзд,
Хотя нигде ни на каком он диске не был,
Но градус вечности огромен! В слове прост —
Пространства рост, где спирт созвездий в нёбе неба!»
(Из последнего, 15 февраля 2018, кажется).
Все у нас в порядке. Работать надо. «Планктон» кормить! 🙂
Как я с тобой согласен. Недавно по Культуре смотрел какую-то передачу, где рассуждали на тему, возможно ли сейчас написать что-то вроде «Войны и мира». И один из гостей в точку сказал, что, может быть, написать сейчас и можно (какая дурацкая тавтология получилась 🙂 ), но вот кто это будет читать?
Увы, это наше с тобой, Сэр, время. Что ты, что я, что любой человек-светильник разума (а ведь мы не собственники этого, нам это всего лишь досталось по наследству) должны в меру сил заниматься просвещением. Курочка клюёт по зёрнышку, результат будет. Может, уже после нас)
Кстати, Сэр. То, что ты делаешь в своём блоге — большое дело, хотя, ты, может, этого и не осознаёшь. Не во всём я с тобой согласен, недавно вот поцапались по поводу Советской власти, но, я убеждён, что людям надо обязательно в мозги вкладывать то, что ты вкладываешь, даже если я с этим «вложением» категорически не согласен. И я здесь не шучу.
И ещё. О нашем времени. Я для себя всё ныне происходящее в России определяю как своего рода повторение периода Николая I. Был такой, в чём-то очень тоскливый, 30-летний период в жизни России. Известно, чем он начался, известно, чем закончился. Несмотря ни на что, в том периоде было много и тоске противоположного. Под спудом теплилась жизнь. Череда имён, олицетворяющих культуру России этого периода это не череда имён, олицетворяющих безвременье. Одни Пушкин с Лермонтовым чего стоят. Или вот Герцен… Русский интеллигент в это время занимается чёрной работой просвещения, т.е. своими прямыми обязанностями.
И кто ИЗДАСТ? 🙂 Писателю ведь тоже кушать надо. А если семья?
Конечно, после нас. Сейчас происходят уникальные, эпохальные процессы — формирование того самого «российского общества», которому завтра предстоит диктовать мораль всей планете. Вот поэтому, кстати, я и требую КРИТИЧНОГО отношения к СССР, как бы я не был обязан «советскому периоду». Ведь если мы правильно не оценим все ошибки СССР, не осудим их, — мы непременно возьмем их в завтрашний день, и снова будем жестоко за это наказаны. Мы обязаны осудить и «украинизацию», и «расказачивание», и «раскулачивание», и все территориальные решения большевиков, и ослабление Красной Армии в преддверии войны, и волюнтаризм Хрущева, и определение гинетики и кибернетики в разряд «лженаук» — за все это мы расплачиваемся кровью по сей день. А не сделаем правильных выводов — и наши потомки за это будут кровью платить. Так что это не праздный вопрос, он выше персональных симпатий и антипатий. Да, мне никогда в жизни не будет житься лучше, чем в СССР. Но не обо мне же речь. А о том, что сейчас полстраны Сталина славит. И желает «отобрать и поделить». И уже приходят военизированные «Русские офицеры», существующие непонятно, на какие деньги, чтобы разогнать художественную выставку. А общество этому аплодирует. Вместо того, чтобы покраснеть от стыда. Значит, завтра жди ГУЛАГа. Запросто. А почему? Потому что победила позиция «Все советское — правильное!». А это путь в могилу. Два раза смерть страны пережили — в третий не переживем. Нам с Вами это, конечно, будет уже не так важно, мы пожить успели, и не плохо. Но хотелось бы, чтобы и потомки пожили не хуже.
Сэр, слово «осудим» не совсем верное в этом контексте. На мой взгляд, «осмыслим» — вернее.
Не стоит полагать, что мы, нынешние и ближайшие будущие, придём к какому-то согласию в вопросе, связанном с отношением к Великой Революции и к Советскому периоду. Мы будем в этом вопросе сильно поляризованы ещё не одну сотню лет, так же, как мы поляризованы в отношении к реформам Петра, к церковному расколу и т.д. Всё это были буквально переломные моменты, раны от которых до сих пор, согласись, кровоточат.
Мне кажется, что важнее не столько бояться взять с собой в будущее то, что ты ненавидишь/презираешь, но не бояться терпеливо и без злобы обсуждать/осмысливать всё это. Мы всенепременно в какой-то степени возьмём в будущее и расказачивание, и раскулачивание, и волюнтаризм, и ещё чёрт знает какую хрень. Мы русские, нам всё это слишком свойственно, чтобы мы в той или иной мере не прихватили это с собой в будущее, как вшей из окопов очередной войны. Всё это преодолимо, если мы сохраним чувство, что мы один народ, что у нас одна Родина — Россия. Прости за высокий слог, но это получается невольно, когда пишешь об этом. Это хоть и пафос, но это правда.
Нет-нет это принципиально. Ошибка должна быть осуждена, и как можно более строго. иначе не возникнет воспитательного эффекта, и ошибка будет поторяться бесконечное количество раз. Пока ее, наконец, не осудят.
Очень жаль. Без единого взгляда на такие принципиальные вещи у нас не будет единой нации. А без единой нации и страну не построишь.
Сколько угодно можно обсуждать! И даже должно. Но только после осуждения. Вот сначала осудить, обеспечить невозвратность, а потом дискуссий может быть сколько угодно.
Как это? 🙂 Возьмем в будущее войну и уничтожение собственного государства, физическое истребление миллионов граждан без суда, следствия и даже вины? Прэлэээстно! Да нафига оно тогда нужно, такое будущее? 🙂 «Русский» — не синоним слова «палач» или «самоубийца». Я с такой трактовкой не согласен.
Это мы сможем осознать только тогда, когда договоримся о главном — о том, что революция была проведена в интересах третьих стран и на деньги третьих стран, и целью Ленина было уничтожение России, и он этой цели добился. опять же — в интересах третьих стран. И в войне за свою страну русские потерпели поражение и в большинстве своем были вынуждены покинуть оккупированную врагом Родину. Которая вскоре после этого была расчленена на «союзные республики» и уничтожена. Русские и Россия проиграли. Ленин и большевики победили. Вот пока об этом не договоримся, никакого «единого народа» не будет. Будут «красные», «белые» и «гражданская война». Без конца.
Не находишь, Сэр, что у тебя здесь логическая ошибка? Чего обсуждать после того, как оценки вынесены? Какова в этом случае цель обсуждения? так просто, поболтать?
Сэр, ты это серьёзно? Ты действительно считаешь, что революция была проведена в интересах третьих стран, Ленин хотел уничтожения России, и большинство русских эмигрировали?
Интересы третьих стран, конечно, в революции были. Так бывает всегда. Насчёт намерений Ленина уничтожить Россию я сильно сомневаюсь, хотя, конечно, его планы на использование России, как плацдарма для мировой революции (в первые годы революционной эйфории) у меня, естественно, вызывают оторопь. Не видел ни одного свидетельства того, что Ленин при этом действовал в интересах третьих стран, хотя и не сомневаюсь, что использовал эти третьи страны в своих интересах. Вообще, на мой взгляд, большевики оказались заложниками того развала, который им оставило Временное правительство (фронт перестал существовать уже до 25 октября, в стране уже во многих губерниях действовали свои правительства, объявившие о своей независимости от Петрограда и т.п.). Большевики были вынуждены не мировой пожар раздувать, а строить власть из хаоса. Точнее, сначала они делали и то, и другое, потом сосредоточились на государственном строительстве, пусть даже в форме гражданской войны. Я как-то подумал о том, что было бы, если бы большевиков не было в октябре 17-го, при этом бы стались все остальные. Знаешь, тоскливые размышления у меня на сей счёт были.
Насчёт эмигрировавшего большинства русских. Боюсь, здесь надо договариваться о терминах. Ты кого русским считаешь? Из 150-миллионного населения Российской империи эмигрировало/бежало менее 10 млн. человек (не помню сейчас точные цифры). А кто были те, что остались? Среди них, кстати, был и будущий генерал Карбышев, и поэты Есенин с Маяковским + Ахматова, писатель Булгаков и т.д. Или всё это в пределах статистической погрешности?
Что-то у тебя здесь не то в рассуждениях.