sir_michael`s_traffic


Мы должны делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать

ОтСэрятина: «Еще» — не потому, что до сих пор мало было, и кому-то не хватило. «Еще» потому что хороший текст. Очень редко встретишь хорошие и простые слова о сложном и требующем подготовки искусстве. Как тут не вспомнить старика Маркса с его незабываемым «Если ты хочешь наслаждаться искусством, ты должен быть художественно образованным человеком»? А статья, которую я хочу предложить, не требует особой подготовки. Ее любой поймет. Большая редкость для рецензии на столь сложную книгу. Поэтому и перепечатываю. Полностью.

И жду, когда мне по почте сама книга придет. Очень жду. Правда. Я же ее до сих пор только в PDF-е читал…

«Ты мыслишь» – «Я существую»
29.05.12 • 14:47

ЮЛИЯ ЛЕБЕДЕВА о книге Валерия и Риммы Герловиных «Концепты», вышедшей в серии «Библиотека московского концептуализма Германа Титова»

Римма и Валерий Герловины – неразлучная с 1971 года супружеская пара художников. Они стояли у истоков концептуализма и последовательно развивают его идеи. В Москве они были чрезвычайно активны не только творчески, но и общественно. Герловины служили связующим звеном между довольно разрозненными группами неофициальных художников начала семидесятых; именно благодаря им многие перезнакомились, а впоследствии стали близкими друзьями. Они участвовали в квартирных выставках, проводили у себя в мастерской и квартире так называемые «четверги» для общения и вечера андеграундных поэтов. Там же они показывали и свои первые перформансы. К сожалению, как и многие в те времена, Герловины эмигрировали из СССР и с 1979 года живут в Нью-Йорке. Долгие годы их жизнь была очень замкнутой, они практически не поддерживали отношений (ни лично, ни по переписке) не только с московскими друзьями, но даже с уехавшими в тот же Нью-Йорк. Чем теперь занимаются Герловины, стало понятно только тогда, когда они сделали довольно информативный сайт, посвященный собственному творчеству. Там можно увидеть и ранние работы московского периода, и современные, довольно интересные произведения. Все с комментариями художников.

Безусловно, часть информации с сайта перекочевала в книгу. Стоит особо заметить, что ее не касалась рука редактора, поскольку Герловины, долго колдуя над подготовкой и сбором материала, в итоге прислали в Москву полностью готовый макет. Это 600 страниц сверхподробного, буквально пошагового, описания собственного творчества. Отдельно работы Риммы, отдельно – Валерия, ранние совместные работы (в Москве), поздние в Нью-Йорке.

Герловины – одни из тех художников, которые еще более тридцати лет назад создавали интернациональное искусство, несмотря на «железный занавес». Но перебрасывание советского человека (пусть даже интеллектуала) в совершенно другую реальность не могло пройти безболезненно. В данном случае эмиграция изолировала творчество художников от мира – хотя в Москве будущее наверняка виделось им иначе. Поэтому вклад Герловиных в формирование здешней художественной среды только начинает оцениваться в должной мере. И книга вышла как нельзя вовремя.

Римма, по образованию филолог-славист, придумала простой в своей бесконечности ход изображения слов на кубиках. Маленький кубик убирался в большой, на обоих были сентенции вроде «Ты мыслишь» – «Я существую» или «Душа. Не открывай, а то улетит» – «Вот и улетела!» (1974). Постепенно кубиковая вселенная стала расширяться, появились кубопоэмы. В Нью-Йорке это разрослось до кубических организмов («Переменчивые люди», 1981), в которых, «переворачивая кубики, можно было выложить от святого до дьявола».

Валерий Герловин, профессиональный художник, в середине семидесятых создавал очень лаконичные и красивые (уместно ли это слово по отношению к концептуализму?) работы из детского металлического конструктора. Это могли быть просто природные элементы – лист, яблоко, гусеница – или целые пейзажи. Особо впечатляет образ Богоматери с младенцем (1977). Потом в жизни Валерия наступил «период земли», а затем «хлебного мякиша» – основой его работ стали служить простые и доступные каждому материалы. Позднее, в восьмидесятые, появилась серия «Мозаики древнего Нью-Йорка», где масштабная живопись сочеталась с ассамбляжами из шприцев.

Совместные перформансы Герловиных в семидесятых были радикальны. Художники разгуливали на природе в длинных белых одеждах, на которых были нарисованы силуэты обнаженных тел («Костюмы», 1977), а в собственной квартире в Измайлово построили клетку и сидели в ней нагишом под табличкой «Homo Sapiens» (1977). В книге художники называют этот перформанс одним из самых кардинальных в московском периоде творчества. Фотографии просочились в западную прессу, и «возникли проблемы с советским “раем”, который мы решили покинуть, не дожидаясь приглашения», как вспоминают художники на страницах книги.

Идеи ранних работ нередко находят свое воплощение и в современных «фотоконцептах» Герловиных: по их выражению, «замыслы стали олицетворяться» – в прямом смысле слова на лицах. Произведения Герловиных представляют собой своеобразный вариант боди-арта, когда их лица используются как пергамент для начертания «криптографических слов и образов». Такова, например, работа «Птица» (1989) – на лбу Риммы нарисована птица, находящаяся в своеобразной клетке, сплетенной из волос.

Не каждый художник может сам сделать книгу о своем творчестве «от корки до корки» без чьей-либо помощи. Однако то, что в подготовке издания не участвовал редактор, порой слишком заметно. Смущают перетекающие друг в друга подробные описания произведений с практически не нарушающейся хронологической последовательностью. Возможно, структура, подобная сайту – когда, благодаря гиперссылкам, все делится на небольшие главки, – была бы легче для восприятия. Ведь каждое произведение – это еще и концепт.

Концептуализм может говорить бесконечно. Характеристики работ переплетаются с воспоминаниями из жизни и сопровождаются не только иллюстрациями, но и архивными фотографиями подпольной арт-жизни Москвы семидесятых, и увесистыми сносками в конце каждой главы. Например, кубики Риммы показаны не только как готовые произведения, но и как проекты-чертежи. А часть еще и приведена в виде таблиц: в одной графе – «надпись на крышке куба», в другой – «текст внутри куба». Поэтому название книги «Концепты», как и все творчество Герловиных, имеет поливалентное значение.

В литературном даре художникам не откажешь – так же, как и в чувстве юмора. Читать книгу интересно, а временами даже и смешно. Важна американская часть, поскольку о ней мы знаем мало – оказывается, например, что в 1986 году Герловины сделали книгу «Русский самиздат арт» и что они выпускали с Вагричем Бахчаняном сборники «Коллективная ферма», сделанные из сброшюрованных конвертов (для произведений каждого участника).

Для людей, только «въезжающих» в концептуализм, книги лучше не придумаешь. Рассказывая о своих вещах, художники часто помещают их в эстетический и философский контекст. Начинающему исследователю невольные американизмы в сверхподробных описаниях ничуть не помешают. Здесь даже есть отдельная глава «О концептуализме», где художники излагают свое видение процесса.

И, конечно, от первого до последнего слова в книге царит полное художественное и личное единение. Что крайне редко бывает в творческих кругах. Две харизматичные личности, как правило, не способны на мирное сосуществание. А Римма и Валерий Герловины – это действительно одно целое: на фотоработе 1991 года «Am I Me?» буквы вопроса перебегают с одного лица на другое. В предисловии к книге художники торжественно констатируют, что «оставаясь самим собой, и тот, и другой были одновременно друг другом».

Римма Герловина, Валерий Герловин. Концепты. – Вологда: «Библиотека московского концептуализма», 2012

(ИСТОЧНИК)

Между Сциллой и Харибдой...

Странное положение сейчас у большинства россиян. Между гитлеровским нацизмом Украины, принять и оправдать, даже стерпеться с которым невозможно, между наследниками тех, кто в спину убивал наших дедов в красноармейских шинелях ...

Какая Украина называется "Украиной"

Так какую "Украину" действительно следует называть "Украиной"? Если по-праву, по-настоящему? Это, граждане, карта Украинской Народной республики образца 1918 года. Собственно Украина - в центре, синенькая такая. Рядом с ней - ...

День Победы-2 ?

Есть у России два таких праздника, которые впору отмечать в трауре. Один из них - День Победы. Праздник народа, который в условиях полной замордованности и униженности своим, домашним палачом, удушил палача ...

Россия спит спокойно только тогда, когда Америка спит в бомбоубежище

Я смотрю это ролик производства американского ведомства гражданской обороны с чувством "глубокого душевного удовлетворения".  Потому что только в тот короткий период истории, когда Америка тряслась от страха перед бомбой, ...

Безымянное поколение 90-х

Сегодя мы странную вещь выяснили. Оказывается, у поколения 90-х нет своего "классификационного" названия., как у всех предшествующих поколений. Я имею в виду "шестидесятников", "семидесяхнутых" и "восьмидерастов". Захотелось остановиться на ...

Продажа Аляски: пример "русского бизнеса"

  Годовщина продажи Аляски американцам была 30 марта. Сейчас май. Но хоть и с опозданием, а хотелось бы напомнить об этой "золотой странице" нашей истории. Чтобы еще раз дать понять ...

НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЙ МЕМОРАНДУМ СЭРА МАЙКЛА

Так уж сложилось, что мои взгляды на национальную политику часто либо неверно трактуются, либо понимаются с предубеждением, и выводы об этих взглядах делаются такие, от которых у меня самого ...

ООН подтвердила мировое лидерство Украины. По детской проституции...

Оранжевый курс Украины на скорейшую евроинтеграцию приносит свои результаты.  Уничтожен знаменитый бренд "Ан", практически перестала существовать наукоемкая промышленность.  Искусственное "ополячивание" добивает  культуру и язык.  Открытие границ для туристов  с ...

Хроники убитой Родины

Как-то журнал "Огонек" попросил своих читателей, которые родились уже после 1991 года написать в редакцию, что они думают и что знают об СССР. Выдержки из детских писем хочется привести ...

Сверхчестный памятник

Сейчас по ящику передали сюжет о жизни гаишников города Белгорода. Так вот - есть у них большая гордость: "сверхчестный инспектор". Очевидцы рассказывали, что однажды жена принесла ему обед на пост. ...

комментариев 17

  1. А вот еще чУдная рецензия —

    «Римма Герловина, Валерий Герловин
    КОНЦЕПТЫ
    «Библиотека Московского Концептуализма Германа Титова», Вологда, 2012

    Эта книга вплоть до верстки – произведение Риммы и Валерия Герловиных: живущие в Нью-Йорке художники подводят итоги сорокалетнего творческого пути. Хронологически организованная, щедро иллюстрированная, подробная история собственного творчества дает прекрасный справочный материал. Вместе с тем текст Герловиных – памятник мысли московского концептуализма: завораживающе вязкой мысли, изобилующей ссылками на Аристотеля, Шопенгауэра, Томаса Манна, Эйнштейна и других почтенных персонажей. Грядущему исследователю еще предстоит подробно разобраться, что представляет собой это явление словесности и в каких отношениях оно находится с художественной продукцией Герловиных. Г. Н. »

    http://artchronika.ru/gorod/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8-%D0%BE%D0%B1%D0%B7%D0%BE%D1%80%D1%8B-4/

    Мне финальная фраза понравилась! 🙂 И ваще.

  2. А ты не в курсе, их книжка в электроном формате, оптимизированом для ридеров, есть где-нибудь? А то пдф, который у них на сайте раздаётся, уж больно мелким на экране планшета получается.

  3. И ещё. Может откроешь в настройках ролика на ютубе доступ с мобильных устройств? А то я его никому с планшета показать не могу, приходится до компа каждый раз бегать.

  4. The age of love™: А ты не в курсе, их книжка в электроном формате, оптимизированом для ридеров, есть где-нибудь?

    Увы, Валера. Только ПДФ. Да и хорошо, что хоть ПДФ есть! А FB2 я сам искал. Нет, точно. Я дня два искал. Было бы — нашел бы.

    The age of love™: Может откроешь в настройках ролика на ютубе доступ с мобильных устройств?

    И это не могу.
    В настройках сказано, что «Нельзя разрешить показ ролика за пределами Интернета, на мобильных устройствах и телевизорах, поскольку на ролик заявлены авторские права». Я поначалу обалдел от такой наглости — представть, клеить ролик своими рукаме, и, разместив, прочитать, что кто-то на него «авторские права заявил»! 🙂 А потом я понял, что это с музыкой связано. Наверное, какой-то саундтрек «зацепился» за банк данных звукозаписывающей конторы-правообладателя.

    Так что увы — не могу. Но меня убивает фраза «за пределами Интернета». Почему это планшетники выведены из разряда «компьютеры» и поставлены в один ряд с телефонами и телевизорами? Это непорядок. Планшетник — не телефон.

  5. Sir Michael: Увы, Валера. Только ПДФ. Да и хорошо, что хоть ПДФ есть! А FB2 я сам искал. Нет, точно. Я дня два искал. Было бы — нашел бы.

    Значит буду думать, как переверстать исходный пдф.

    Sir Michael: И это не могу.
    В настройках сказано, что “Нельзя разрешить показ ролика за пределами Интернета, на мобильных устройствах и телевизорах, поскольку на ролик заявлены авторские права”.

    Эва как. Тогда я его с ютуба попячу и на планшет рукаме залью, во.

    Да, а ты в курсе, что на твой ролик уже ссылка на официальном сайте стоит?

  6. The age of love™: а ты в курсе, что на твой ролик уже ссылка на официальном сайте стоит?

    Нед. Щаз гляну.

  7. The age of love™:
    А ты не в курсе, их книжка в электроном формате, оптимизированом для ридеров, есть где-нибудь? А то пдф, который у них на сайте раздаётся, уж больно мелким на экране планшета получается.

    Валера, оказывается, есть эта книга в удобном формате! В варианте двухтомника. Вот, качай и наслждайся —

    http://issuu.com/coneptualism/docs/gerlovin_concepts_1_issue
    http://issuu.com/coneptualism/docs/gerlovin_concepts_part_2

  8. Sir Michael: Валера, оказывается, есть эта книга в удобном формате! В варианте двухтомника.

    Нет в жызни щастя, первый том не качаеццо. 🙁

  9. The age of love™: Нет в жызни щастя, первый том не качаеццо

    Не может такого быть. Если открываеццо — значит и качаеццо. А он — открываеццо! Я проверял.

  10. Открываетццо. Но не качаеццо. Нету кнопки качания. У второго тома есть, а у первого — нету.
    Впрочем, это вже неважно. Я скачал одобо акробато и переверстал им под формат ридера.

  11. The age of love™: Я скачал одобо акробато и переверстал им под формат ридера.

    Спик рашен, плиз!!!

  12. Взял, говорю, специальную программу для правки пдф, разрезал в ней развороты на две страницы, обрезал поля под формат экрана 3х4 и сохранил обратно. Теперь читаю с комфортом.

  13. Блин.

    Валера, ты — трудяга! 🙂 Нет, чтобы до компа 3 метра дойти, так ты целую эпопею провернул! 🙂

  14. Дык меня ж этот планшет развратил до того, что я комп и не включаю почти.

  15. Как хорошо, что я планшет не купил! 🙂 Хочешь-не хочешь приходится перемещаться. Иногда! 🙂

  16. Так с планшетом только и делаешь, что перемещаешься, он же к розетке проводами не привязан.

  17. Ага, и видео я тоже в планшете клеить буду? 🙂



Оставить комментарий


Connect with Facebook

Вставить картинку: uploads.ru savepic.su radikal.ru

Proudly powered by WordPress.
Перейти к верхней панели