ОтСэрятина: «Еще» — не потому, что до сих пор мало было, и кому-то не хватило. «Еще» потому что хороший текст. Очень редко встретишь хорошие и простые слова о сложном и требующем подготовки искусстве. Как тут не вспомнить старика Маркса с его незабываемым «Если ты хочешь наслаждаться искусством, ты должен быть художественно образованным человеком»? А статья, которую я хочу предложить, не требует особой подготовки. Ее любой поймет. Большая редкость для рецензии на столь сложную книгу. Поэтому и перепечатываю. Полностью.
И жду, когда мне по почте сама книга придет. Очень жду. Правда. Я же ее до сих пор только в PDF-е читал…
«Ты мыслишь» – «Я существую»
29.05.12 • 14:47
ЮЛИЯ ЛЕБЕДЕВА о книге Валерия и Риммы Герловиных «Концепты», вышедшей в серии «Библиотека московского концептуализма Германа Титова»
Римма и Валерий Герловины – неразлучная с 1971 года супружеская пара художников. Они стояли у истоков концептуализма и последовательно развивают его идеи. В Москве они были чрезвычайно активны не только творчески, но и общественно. Герловины служили связующим звеном между довольно разрозненными группами неофициальных художников начала семидесятых; именно благодаря им многие перезнакомились, а впоследствии стали близкими друзьями. Они участвовали в квартирных выставках, проводили у себя в мастерской и квартире так называемые «четверги» для общения и вечера андеграундных поэтов. Там же они показывали и свои первые перформансы. К сожалению, как и многие в те времена, Герловины эмигрировали из СССР и с 1979 года живут в Нью-Йорке. Долгие годы их жизнь была очень замкнутой, они практически не поддерживали отношений (ни лично, ни по переписке) не только с московскими друзьями, но даже с уехавшими в тот же Нью-Йорк. Чем теперь занимаются Герловины, стало понятно только тогда, когда они сделали довольно информативный сайт, посвященный собственному творчеству. Там можно увидеть и ранние работы московского периода, и современные, довольно интересные произведения. Все с комментариями художников.
Безусловно, часть информации с сайта перекочевала в книгу. Стоит особо заметить, что ее не касалась рука редактора, поскольку Герловины, долго колдуя над подготовкой и сбором материала, в итоге прислали в Москву полностью готовый макет. Это 600 страниц сверхподробного, буквально пошагового, описания собственного творчества. Отдельно работы Риммы, отдельно – Валерия, ранние совместные работы (в Москве), поздние в Нью-Йорке.
Герловины – одни из тех художников, которые еще более тридцати лет назад создавали интернациональное искусство, несмотря на «железный занавес». Но перебрасывание советского человека (пусть даже интеллектуала) в совершенно другую реальность не могло пройти безболезненно. В данном случае эмиграция изолировала творчество художников от мира – хотя в Москве будущее наверняка виделось им иначе. Поэтому вклад Герловиных в формирование здешней художественной среды только начинает оцениваться в должной мере. И книга вышла как нельзя вовремя.
Римма, по образованию филолог-славист, придумала простой в своей бесконечности ход изображения слов на кубиках. Маленький кубик убирался в большой, на обоих были сентенции вроде «Ты мыслишь» – «Я существую» или «Душа. Не открывай, а то улетит» – «Вот и улетела!» (1974). Постепенно кубиковая вселенная стала расширяться, появились кубопоэмы. В Нью-Йорке это разрослось до кубических организмов («Переменчивые люди», 1981), в которых, «переворачивая кубики, можно было выложить от святого до дьявола».
Валерий Герловин, профессиональный художник, в середине семидесятых создавал очень лаконичные и красивые (уместно ли это слово по отношению к концептуализму?) работы из детского металлического конструктора. Это могли быть просто природные элементы – лист, яблоко, гусеница – или целые пейзажи. Особо впечатляет образ Богоматери с младенцем (1977). Потом в жизни Валерия наступил «период земли», а затем «хлебного мякиша» – основой его работ стали служить простые и доступные каждому материалы. Позднее, в восьмидесятые, появилась серия «Мозаики древнего Нью-Йорка», где масштабная живопись сочеталась с ассамбляжами из шприцев.
Совместные перформансы Герловиных в семидесятых были радикальны. Художники разгуливали на природе в длинных белых одеждах, на которых были нарисованы силуэты обнаженных тел («Костюмы», 1977), а в собственной квартире в Измайлово построили клетку и сидели в ней нагишом под табличкой «Homo Sapiens» (1977). В книге художники называют этот перформанс одним из самых кардинальных в московском периоде творчества. Фотографии просочились в западную прессу, и «возникли проблемы с советским “раем”, который мы решили покинуть, не дожидаясь приглашения», как вспоминают художники на страницах книги.
Идеи ранних работ нередко находят свое воплощение и в современных «фотоконцептах» Герловиных: по их выражению, «замыслы стали олицетворяться» – в прямом смысле слова на лицах. Произведения Герловиных представляют собой своеобразный вариант боди-арта, когда их лица используются как пергамент для начертания «криптографических слов и образов». Такова, например, работа «Птица» (1989) – на лбу Риммы нарисована птица, находящаяся в своеобразной клетке, сплетенной из волос.
Не каждый художник может сам сделать книгу о своем творчестве «от корки до корки» без чьей-либо помощи. Однако то, что в подготовке издания не участвовал редактор, порой слишком заметно. Смущают перетекающие друг в друга подробные описания произведений с практически не нарушающейся хронологической последовательностью. Возможно, структура, подобная сайту – когда, благодаря гиперссылкам, все делится на небольшие главки, – была бы легче для восприятия. Ведь каждое произведение – это еще и концепт.
Концептуализм может говорить бесконечно. Характеристики работ переплетаются с воспоминаниями из жизни и сопровождаются не только иллюстрациями, но и архивными фотографиями подпольной арт-жизни Москвы семидесятых, и увесистыми сносками в конце каждой главы. Например, кубики Риммы показаны не только как готовые произведения, но и как проекты-чертежи. А часть еще и приведена в виде таблиц: в одной графе – «надпись на крышке куба», в другой – «текст внутри куба». Поэтому название книги «Концепты», как и все творчество Герловиных, имеет поливалентное значение.
В литературном даре художникам не откажешь – так же, как и в чувстве юмора. Читать книгу интересно, а временами даже и смешно. Важна американская часть, поскольку о ней мы знаем мало – оказывается, например, что в 1986 году Герловины сделали книгу «Русский самиздат арт» и что они выпускали с Вагричем Бахчаняном сборники «Коллективная ферма», сделанные из сброшюрованных конвертов (для произведений каждого участника).
Для людей, только «въезжающих» в концептуализм, книги лучше не придумаешь. Рассказывая о своих вещах, художники часто помещают их в эстетический и философский контекст. Начинающему исследователю невольные американизмы в сверхподробных описаниях ничуть не помешают. Здесь даже есть отдельная глава «О концептуализме», где художники излагают свое видение процесса.
И, конечно, от первого до последнего слова в книге царит полное художественное и личное единение. Что крайне редко бывает в творческих кругах. Две харизматичные личности, как правило, не способны на мирное сосуществание. А Римма и Валерий Герловины – это действительно одно целое: на фотоработе 1991 года «Am I Me?» буквы вопроса перебегают с одного лица на другое. В предисловии к книге художники торжественно констатируют, что «оставаясь самим собой, и тот, и другой были одновременно друг другом».
Римма Герловина, Валерий Герловин. Концепты. – Вологда: «Библиотека московского концептуализма», 2012
А вот еще чУдная рецензия —
«Римма Герловина, Валерий Герловин
КОНЦЕПТЫ
«Библиотека Московского Концептуализма Германа Титова», Вологда, 2012
Эта книга вплоть до верстки – произведение Риммы и Валерия Герловиных: живущие в Нью-Йорке художники подводят итоги сорокалетнего творческого пути. Хронологически организованная, щедро иллюстрированная, подробная история собственного творчества дает прекрасный справочный материал. Вместе с тем текст Герловиных – памятник мысли московского концептуализма: завораживающе вязкой мысли, изобилующей ссылками на Аристотеля, Шопенгауэра, Томаса Манна, Эйнштейна и других почтенных персонажей. Грядущему исследователю еще предстоит подробно разобраться, что представляет собой это явление словесности и в каких отношениях оно находится с художественной продукцией Герловиных. Г. Н. »
http://artchronika.ru/gorod/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8-%D0%BE%D0%B1%D0%B7%D0%BE%D1%80%D1%8B-4/
Мне финальная фраза понравилась! 🙂 И ваще.
А ты не в курсе, их книжка в электроном формате, оптимизированом для ридеров, есть где-нибудь? А то пдф, который у них на сайте раздаётся, уж больно мелким на экране планшета получается.
И ещё. Может откроешь в настройках ролика на ютубе доступ с мобильных устройств? А то я его никому с планшета показать не могу, приходится до компа каждый раз бегать.
Увы, Валера. Только ПДФ. Да и хорошо, что хоть ПДФ есть! А FB2 я сам искал. Нет, точно. Я дня два искал. Было бы — нашел бы.
И это не могу.
В настройках сказано, что «Нельзя разрешить показ ролика за пределами Интернета, на мобильных устройствах и телевизорах, поскольку на ролик заявлены авторские права». Я поначалу обалдел от такой наглости — представть, клеить ролик своими рукаме, и, разместив, прочитать, что кто-то на него «авторские права заявил»! 🙂 А потом я понял, что это с музыкой связано. Наверное, какой-то саундтрек «зацепился» за банк данных звукозаписывающей конторы-правообладателя.
Так что увы — не могу. Но меня убивает фраза «за пределами Интернета». Почему это планшетники выведены из разряда «компьютеры» и поставлены в один ряд с телефонами и телевизорами? Это непорядок. Планшетник — не телефон.
Значит буду думать, как переверстать исходный пдф.
Эва как. Тогда я его с ютуба попячу и на планшет рукаме залью, во.
Да, а ты в курсе, что на твой ролик уже ссылка на официальном сайте стоит?
Нед. Щаз гляну.
Валера, оказывается, есть эта книга в удобном формате! В варианте двухтомника. Вот, качай и наслждайся —
http://issuu.com/coneptualism/docs/gerlovin_concepts_1_issue
http://issuu.com/coneptualism/docs/gerlovin_concepts_part_2
Нет в жызни щастя, первый том не качаеццо. 🙁
Не может такого быть. Если открываеццо — значит и качаеццо. А он — открываеццо! Я проверял.
Открываетццо. Но не качаеццо. Нету кнопки качания. У второго тома есть, а у первого — нету.
Впрочем, это вже неважно. Я скачал одобо акробато и переверстал им под формат ридера.
Спик рашен, плиз!!!
Взял, говорю, специальную программу для правки пдф, разрезал в ней развороты на две страницы, обрезал поля под формат экрана 3х4 и сохранил обратно. Теперь читаю с комфортом.
Блин.
Валера, ты — трудяга! 🙂 Нет, чтобы до компа 3 метра дойти, так ты целую эпопею провернул! 🙂
Дык меня ж этот планшет развратил до того, что я комп и не включаю почти.
Как хорошо, что я планшет не купил! 🙂 Хочешь-не хочешь приходится перемещаться. Иногда! 🙂
Так с планшетом только и делаешь, что перемещаешься, он же к розетке проводами не привязан.
Ага, и видео я тоже в планшете клеить буду? 🙂