sir_michael`s_traffic


Мы должны делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать

ОтСэрятина: «Еще» — не потому, что до сих пор мало было, и кому-то не хватило. «Еще» потому что хороший текст. Очень редко встретишь хорошие и простые слова о сложном и требующем подготовки искусстве. Как тут не вспомнить старика Маркса с его незабываемым «Если ты хочешь наслаждаться искусством, ты должен быть художественно образованным человеком»? А статья, которую я хочу предложить, не требует особой подготовки. Ее любой поймет. Большая редкость для рецензии на столь сложную книгу. Поэтому и перепечатываю. Полностью.

И жду, когда мне по почте сама книга придет. Очень жду. Правда. Я же ее до сих пор только в PDF-е читал…

«Ты мыслишь» – «Я существую»
29.05.12 • 14:47

ЮЛИЯ ЛЕБЕДЕВА о книге Валерия и Риммы Герловиных «Концепты», вышедшей в серии «Библиотека московского концептуализма Германа Титова»

Римма и Валерий Герловины – неразлучная с 1971 года супружеская пара художников. Они стояли у истоков концептуализма и последовательно развивают его идеи. В Москве они были чрезвычайно активны не только творчески, но и общественно. Герловины служили связующим звеном между довольно разрозненными группами неофициальных художников начала семидесятых; именно благодаря им многие перезнакомились, а впоследствии стали близкими друзьями. Они участвовали в квартирных выставках, проводили у себя в мастерской и квартире так называемые «четверги» для общения и вечера андеграундных поэтов. Там же они показывали и свои первые перформансы. К сожалению, как и многие в те времена, Герловины эмигрировали из СССР и с 1979 года живут в Нью-Йорке. Долгие годы их жизнь была очень замкнутой, они практически не поддерживали отношений (ни лично, ни по переписке) не только с московскими друзьями, но даже с уехавшими в тот же Нью-Йорк. Чем теперь занимаются Герловины, стало понятно только тогда, когда они сделали довольно информативный сайт, посвященный собственному творчеству. Там можно увидеть и ранние работы московского периода, и современные, довольно интересные произведения. Все с комментариями художников.

Безусловно, часть информации с сайта перекочевала в книгу. Стоит особо заметить, что ее не касалась рука редактора, поскольку Герловины, долго колдуя над подготовкой и сбором материала, в итоге прислали в Москву полностью готовый макет. Это 600 страниц сверхподробного, буквально пошагового, описания собственного творчества. Отдельно работы Риммы, отдельно – Валерия, ранние совместные работы (в Москве), поздние в Нью-Йорке.

Герловины – одни из тех художников, которые еще более тридцати лет назад создавали интернациональное искусство, несмотря на «железный занавес». Но перебрасывание советского человека (пусть даже интеллектуала) в совершенно другую реальность не могло пройти безболезненно. В данном случае эмиграция изолировала творчество художников от мира – хотя в Москве будущее наверняка виделось им иначе. Поэтому вклад Герловиных в формирование здешней художественной среды только начинает оцениваться в должной мере. И книга вышла как нельзя вовремя.

Римма, по образованию филолог-славист, придумала простой в своей бесконечности ход изображения слов на кубиках. Маленький кубик убирался в большой, на обоих были сентенции вроде «Ты мыслишь» – «Я существую» или «Душа. Не открывай, а то улетит» – «Вот и улетела!» (1974). Постепенно кубиковая вселенная стала расширяться, появились кубопоэмы. В Нью-Йорке это разрослось до кубических организмов («Переменчивые люди», 1981), в которых, «переворачивая кубики, можно было выложить от святого до дьявола».

Валерий Герловин, профессиональный художник, в середине семидесятых создавал очень лаконичные и красивые (уместно ли это слово по отношению к концептуализму?) работы из детского металлического конструктора. Это могли быть просто природные элементы – лист, яблоко, гусеница – или целые пейзажи. Особо впечатляет образ Богоматери с младенцем (1977). Потом в жизни Валерия наступил «период земли», а затем «хлебного мякиша» – основой его работ стали служить простые и доступные каждому материалы. Позднее, в восьмидесятые, появилась серия «Мозаики древнего Нью-Йорка», где масштабная живопись сочеталась с ассамбляжами из шприцев.

Совместные перформансы Герловиных в семидесятых были радикальны. Художники разгуливали на природе в длинных белых одеждах, на которых были нарисованы силуэты обнаженных тел («Костюмы», 1977), а в собственной квартире в Измайлово построили клетку и сидели в ней нагишом под табличкой «Homo Sapiens» (1977). В книге художники называют этот перформанс одним из самых кардинальных в московском периоде творчества. Фотографии просочились в западную прессу, и «возникли проблемы с советским “раем”, который мы решили покинуть, не дожидаясь приглашения», как вспоминают художники на страницах книги.

Идеи ранних работ нередко находят свое воплощение и в современных «фотоконцептах» Герловиных: по их выражению, «замыслы стали олицетворяться» – в прямом смысле слова на лицах. Произведения Герловиных представляют собой своеобразный вариант боди-арта, когда их лица используются как пергамент для начертания «криптографических слов и образов». Такова, например, работа «Птица» (1989) – на лбу Риммы нарисована птица, находящаяся в своеобразной клетке, сплетенной из волос.

Не каждый художник может сам сделать книгу о своем творчестве «от корки до корки» без чьей-либо помощи. Однако то, что в подготовке издания не участвовал редактор, порой слишком заметно. Смущают перетекающие друг в друга подробные описания произведений с практически не нарушающейся хронологической последовательностью. Возможно, структура, подобная сайту – когда, благодаря гиперссылкам, все делится на небольшие главки, – была бы легче для восприятия. Ведь каждое произведение – это еще и концепт.

Концептуализм может говорить бесконечно. Характеристики работ переплетаются с воспоминаниями из жизни и сопровождаются не только иллюстрациями, но и архивными фотографиями подпольной арт-жизни Москвы семидесятых, и увесистыми сносками в конце каждой главы. Например, кубики Риммы показаны не только как готовые произведения, но и как проекты-чертежи. А часть еще и приведена в виде таблиц: в одной графе – «надпись на крышке куба», в другой – «текст внутри куба». Поэтому название книги «Концепты», как и все творчество Герловиных, имеет поливалентное значение.

В литературном даре художникам не откажешь – так же, как и в чувстве юмора. Читать книгу интересно, а временами даже и смешно. Важна американская часть, поскольку о ней мы знаем мало – оказывается, например, что в 1986 году Герловины сделали книгу «Русский самиздат арт» и что они выпускали с Вагричем Бахчаняном сборники «Коллективная ферма», сделанные из сброшюрованных конвертов (для произведений каждого участника).

Для людей, только «въезжающих» в концептуализм, книги лучше не придумаешь. Рассказывая о своих вещах, художники часто помещают их в эстетический и философский контекст. Начинающему исследователю невольные американизмы в сверхподробных описаниях ничуть не помешают. Здесь даже есть отдельная глава «О концептуализме», где художники излагают свое видение процесса.

И, конечно, от первого до последнего слова в книге царит полное художественное и личное единение. Что крайне редко бывает в творческих кругах. Две харизматичные личности, как правило, не способны на мирное сосуществание. А Римма и Валерий Герловины – это действительно одно целое: на фотоработе 1991 года «Am I Me?» буквы вопроса перебегают с одного лица на другое. В предисловии к книге художники торжественно констатируют, что «оставаясь самим собой, и тот, и другой были одновременно друг другом».

Римма Герловина, Валерий Герловин. Концепты. – Вологда: «Библиотека московского концептуализма», 2012

(ИСТОЧНИК)

комментариев 17

  1. А вот еще чУдная рецензия —

    «Римма Герловина, Валерий Герловин
    КОНЦЕПТЫ
    «Библиотека Московского Концептуализма Германа Титова», Вологда, 2012

    Эта книга вплоть до верстки – произведение Риммы и Валерия Герловиных: живущие в Нью-Йорке художники подводят итоги сорокалетнего творческого пути. Хронологически организованная, щедро иллюстрированная, подробная история собственного творчества дает прекрасный справочный материал. Вместе с тем текст Герловиных – памятник мысли московского концептуализма: завораживающе вязкой мысли, изобилующей ссылками на Аристотеля, Шопенгауэра, Томаса Манна, Эйнштейна и других почтенных персонажей. Грядущему исследователю еще предстоит подробно разобраться, что представляет собой это явление словесности и в каких отношениях оно находится с художественной продукцией Герловиных. Г. Н. »

    http://artchronika.ru/gorod/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8-%D0%BE%D0%B1%D0%B7%D0%BE%D1%80%D1%8B-4/

    Мне финальная фраза понравилась! 🙂 И ваще.

  2. А ты не в курсе, их книжка в электроном формате, оптимизированом для ридеров, есть где-нибудь? А то пдф, который у них на сайте раздаётся, уж больно мелким на экране планшета получается.

  3. И ещё. Может откроешь в настройках ролика на ютубе доступ с мобильных устройств? А то я его никому с планшета показать не могу, приходится до компа каждый раз бегать.

  4. The age of love™: А ты не в курсе, их книжка в электроном формате, оптимизированом для ридеров, есть где-нибудь?

    Увы, Валера. Только ПДФ. Да и хорошо, что хоть ПДФ есть! А FB2 я сам искал. Нет, точно. Я дня два искал. Было бы — нашел бы.

    The age of love™: Может откроешь в настройках ролика на ютубе доступ с мобильных устройств?

    И это не могу.
    В настройках сказано, что «Нельзя разрешить показ ролика за пределами Интернета, на мобильных устройствах и телевизорах, поскольку на ролик заявлены авторские права». Я поначалу обалдел от такой наглости — представть, клеить ролик своими рукаме, и, разместив, прочитать, что кто-то на него «авторские права заявил»! 🙂 А потом я понял, что это с музыкой связано. Наверное, какой-то саундтрек «зацепился» за банк данных звукозаписывающей конторы-правообладателя.

    Так что увы — не могу. Но меня убивает фраза «за пределами Интернета». Почему это планшетники выведены из разряда «компьютеры» и поставлены в один ряд с телефонами и телевизорами? Это непорядок. Планшетник — не телефон.

  5. Sir Michael: Увы, Валера. Только ПДФ. Да и хорошо, что хоть ПДФ есть! А FB2 я сам искал. Нет, точно. Я дня два искал. Было бы — нашел бы.

    Значит буду думать, как переверстать исходный пдф.

    Sir Michael: И это не могу.
    В настройках сказано, что “Нельзя разрешить показ ролика за пределами Интернета, на мобильных устройствах и телевизорах, поскольку на ролик заявлены авторские права”.

    Эва как. Тогда я его с ютуба попячу и на планшет рукаме залью, во.

    Да, а ты в курсе, что на твой ролик уже ссылка на официальном сайте стоит?

  6. The age of love™: а ты в курсе, что на твой ролик уже ссылка на официальном сайте стоит?

    Нед. Щаз гляну.

  7. The age of love™:
    А ты не в курсе, их книжка в электроном формате, оптимизированом для ридеров, есть где-нибудь? А то пдф, который у них на сайте раздаётся, уж больно мелким на экране планшета получается.

    Валера, оказывается, есть эта книга в удобном формате! В варианте двухтомника. Вот, качай и наслждайся —

    http://issuu.com/coneptualism/docs/gerlovin_concepts_1_issue
    http://issuu.com/coneptualism/docs/gerlovin_concepts_part_2

  8. Sir Michael: Валера, оказывается, есть эта книга в удобном формате! В варианте двухтомника.

    Нет в жызни щастя, первый том не качаеццо. 🙁

  9. The age of love™: Нет в жызни щастя, первый том не качаеццо

    Не может такого быть. Если открываеццо — значит и качаеццо. А он — открываеццо! Я проверял.

  10. Открываетццо. Но не качаеццо. Нету кнопки качания. У второго тома есть, а у первого — нету.
    Впрочем, это вже неважно. Я скачал одобо акробато и переверстал им под формат ридера.

  11. The age of love™: Я скачал одобо акробато и переверстал им под формат ридера.

    Спик рашен, плиз!!!

  12. Взял, говорю, специальную программу для правки пдф, разрезал в ней развороты на две страницы, обрезал поля под формат экрана 3х4 и сохранил обратно. Теперь читаю с комфортом.

  13. Блин.

    Валера, ты — трудяга! 🙂 Нет, чтобы до компа 3 метра дойти, так ты целую эпопею провернул! 🙂

  14. Дык меня ж этот планшет развратил до того, что я комп и не включаю почти.

  15. Как хорошо, что я планшет не купил! 🙂 Хочешь-не хочешь приходится перемещаться. Иногда! 🙂

  16. Так с планшетом только и делаешь, что перемещаешься, он же к розетке проводами не привязан.

  17. Ага, и видео я тоже в планшете клеить буду? 🙂



Оставить комментарий


Вставить картинку: uploads.ru savepic.su radikal.ru