sir_michael`s_traffic


Мы должны делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать

Вот не стал бы я высказывать своего скромного и неискушенного мнения о фильме Павла Лунгина “Царь”, если бы вокруг него не разгорелись такие ожесточенные споры. А раз большая драка началась, то грех в стороне стоять, надо вытаскивать кол из забора и бежать в самую гущу. Тем более, что я вполне себя ощущаю тем самым “российским зрителем”, для которого фильм и был сделан. Это если верить Лунгину, конечно. А раз для меня делали – то отчего же не высказаться, правда?

 
RIA-391975-OriginalcИтак, фильм “Царь”. Его сейчас ругают за все, что входит в понятие “кинематографическое качество” – за плохую игру актеров, никудышнюю режиссуру, примитивный сценарий и даже халтурные реквизит и декорации. Я не знаю, какие специалисты и эксперты проводили анализ всего вышеперечисленного, но вот мне, рядовому зрителю, – подчеркну еще раз это обстоятельство, – фильм как раз за все это и понравился. Игра актеров очень хороша. Причем всех актеров, не только Янковского и Мамонова. Просто замечательны Домогаров, Охлобыстин (которого я до сих пор терпеть не мог) тоже показал себя очень неплохо, даже на аналогию с бессмертным шутом Олега Даля из “Короля Лира” Козинцева напросился. А это уже хай-энд актерского мастерства. Кузнецов в роли Малюты Скуратова обрадовал тем, что, наконец и ему повезло выйти из образа придурковатого милиционера из надоевшего сериала. Да все актеры понравились, чего там.  Режиссура с чисто технической точки зрения тоже превосходна. Замечательные съемки, безупречные костюмы, а реквизит и декорации просто поразили достоверностью. Конечно, если сравнивать “Царя” с такими работами, как, скажем, “Война и мир” (что сейчас регулярно делают), то преимущества работы режиссера Бондарчука (не путать с одноименным сыном этого режиссера) бесспорно. Но не надо забывать, что “Война и мир” снималась шесть с лишним лет и потребовала напряжения всей страны. Бюджет “Войны и мира” подсчитать совершенно невозможно, поскольку значительная часть ресурсов съемочной группе предоставлялась бесплатно. Так, Министерство обороны бесприкословно выделяло любое количество частей и подразделений, необходимых для съемок массовки, на военном же балансе существовал и кавалерийский полк более, чем в полторы тысячи сабель, а костюмы для массовки поставляла специально построенная военными фабрика, которая и по сей день существует и шьет форму. Все министерства и ведомства СССР безвозмездно помогали Бондарчуку кто чем мог. Партия сказала, куда деться… Энтузиасты-любители как-то взялись посчитать, сколько бы стоило производство фильма, подобного “Войне и миру”, сегодня. Когда сумма перевалила за 4 миллиарда долларов, любители скисли и энтузиастами быть перестали. И бросили это безнадежное дело. Лунгин потратил  порядка 15 – 16 миллионов долларов, собранных им в чуть ли не десятке источников. Неравные силы, что и говорить. Тем более, что исторические фильмы всегда были самыми дорогими в производстве. Это аксиома.

Итак, технически фильм безупречен. Конечно, есть определенные претензии к сценарию, поскольку не очень хорошо, когда с первых кадров уже ясно, чем фильм закончится, и остается только смотреть на то, КАК режиссер это покажет, но эту претензию вполне можно списать на то, что Сэр зажрался и капризничает. Ну, не люблю я прямолинейных и предсказуемых сценариев! Но это личное уже, опустим. Как и то, что в музыке Юрия Красавина, звучащей за кадром, мне постоянно слышались прямые “цитаты” из Вебера. Не Эндрю Ллойда, а Карла Марии фон. А “Полет валькирий” так просто немного аранжирован под современное ухо – и “пожалуйте брицца”, получите оригинальную композицию Красавина. Ну да бог сними, с моими капризами и придирками. Если их исключить, то фильм “Царь” – однозначно ХОРОШИЙ.

…А вот теперь перейдем к самому главному. К тому, почему этот фильм не просто плохой, а очень плохой. Омерзительный, вредный, и… короче, лучше бы его не было – вот такой он фильм.

Речь в ленте, как известно, идет о двух годах жизни русского царя Ивана Грозного. Царя, по отношению к которому проще всего можно отличить русофила от русофоба. Для русофила Иоанн Васильевич – основатель русского государства, и не надо верить тому, что, дескать, первое русское государство – это Киевская Русь. Не устану повторять, что такого государства никогда не было в природе. “Киевская Русь” – это кратковременный (200 лет) период крещения Руси и распространения христианства на русских землях. Да, во времена Киевской Руси были заложены некоторые элементы русской государственности, но элементы еще не есть государство. В государство эти “элементы” превратились только при Иване Грозном. Более того – он основал не только государство, он сделал это государство самым мощным, просвещенным и цивилизованным в мире. При Иване Грозном в России возникла первая в Европе регулярная профессиональная армия (“стрельцы”), самая технически оснащенная в Европе. Грозный, – монарх, самодержец, – вводил и всячески развивал местное самоуправление на выборной основе. Демократия, неслыханная в темной средневековой Европе. Он ввел суды присяжных повсеместно, и ни одно решение не принималось без их одобрения. А сами эти суды руководствовались единым, им же, Грозным, написанным “Судебником”, по которому, кстати, местный феодал лишался всяческой возможности закрепостить крестьянина. И уровень народной свободы в тогдашней России был несоизмерим с забитой, практически рабовладельческой Европой. Он строил типографии и распространял грамотность. Учредил пограничную стражу, и даже – для тех-то времен! – санитарные кордоны, чтобы на Русь не проникала зараза из зачумленной и завшивленной Европы.

Народ Иоанна Васильевича обожал. В отличие от боярской “элиты”, которой он не позволял обирать крестьян до нитки, наживаться на них без меры, заставлял учиться и запрещал вступать в политические и экономические отношения с иноземцами. (Да! Он еще и госмонополию на внешнюю торговлю учредил. Это в 16-м-то веке!) Вот они – “элита”, крупные феодалы, – они да, они ненавидели Ивана Грозного люто. Тогда шла тяжелая война с поляками, которые во все века мечтали захватить себе Русь (что сегодня с успехом сделали на Украине) и многие родовитые бояре предавали Русь и вступали в сговор с панами. За что и получали от Грозного в соответствии с некуртуазным законом военного времени, разумеется. Но вот так, чтобы Грозный залил Русь кровью – такого не было и в помине. Наоборот – при нем Русь росла и богатела. Симпатизирующие Грозному историки утверждают, что при нем в России погибло (в том числе в войнах) около 4 тысяч человек. Те, кто его ненавидит и искусственно завышает цифры, чтобы нас перепугать насмерть, говорят о 25 тысячах погибших. Возьмем для смеха эту, – бОльшую и заведомо лживую цифру, и сравним с тем, что в эти годы творилось в Европе. Так вот – в 16-м веке, когда и жил Иоанн Васильевич, — именно 25 тысяч человек были казнены инквизицией только в крохотных Нидерландах.  В Германии при Карле V было казнено около 100 тысяч человек. В Англии при Генрихе VIII только за 14 лет было повешено 72 тысячи человек. В Англии с 1558 года по 1603 при королеве Елизавете казнили свыше 90 тысяч человек. В Варфоломеевская ночь (только за одну ночь!) во Франции было уничтожено свыше 20 тысяч протестантов. При всем при этом не стоит забывать, что Иван Грозный постоянно терзался пролитой кровью и замучал всех окружающих священников молитвами и покаяниями, а из его современников — европейских правителей никто и не подумал усомниться в собственной правоте, уничтожая людей просто забавы ради. Есть разница?

И как представляем себе историю мы, потомки древних русичей, в кого превращаем мы своих пра-пра-пра-прадедов? Кто-нибудь из вас может привести пример такого отношения европейцев к своим гораздо более кровавым, жестоким предкам – настоящим варварам и садистам? Что было бы с режиссером в цивилизованной, скажем, Англии, посмей он снять фильм о королеве Елизавете, как о шизофреничной садистке, развлекающейся геноцидом собственного народа? Много бы фильмов он еще снял в Англии и об Англии? Вот как вы считаете?

А у нас – не просто можно, но и должно плевать в свою историю. Тебе еще аплодировать будут и по телевизору покажут. Радзинский вон несколько серий подряд скулил про иуду и предателя Курбского, пытался доказать, какой он был хороший. А этому Курбскому только в украинской истории и место – настолько низкий, подлый и гнусный человек он был, без капли морали и чести. Не просто предатель Родины, а многократный предатель! Вот ему – эфирное время, да. Недавно режиссер Атанесян в ящике мелькнул – выказывал недовольство и опасение тем, как теперь в нынешнем кинематографе деньги делить будут. Боится, обнесут денежкой-то. То, что ему по профессиональным и нравственным критериям не деньги положены, а штраф до конца жизни и высылка из России за клеветнический фильм “Сволочи”, которому Меньшов отказался премию вручать, – об этом никто и не вспоминает.

Вот и фильм “Царь” – откровенно лживый, клеветнический, стопроцентно русофобский. И главная его мысль заключена во фразе митрополита Филиппа, обращенной ЯКОБЫ к царю – “От твоего окаянства миру погибель придет. Ты всему свету доказал, что ад мы несем в себе!”. “МЫ” в данном случае – это Русь. Русская цивилизация, русская мысль и культура. Россия, выражаясь современным языком. Которую во все времена и всеми силами клеймили и пытались оболгать, выдавая ложь за правду, перепуганные Америка и Европа, Эти слова – главная цель и фильма, и Лунгина, который картину специально под Канны готовил. Он знал, что должно понравиться Западу. И он совершенно не думал, понравится ли это нам. Может, он и прав – авторам русофобской клеветы у нас в стране живется значительно лучше, чем тем, кто пытается ее опровергнуть. Но это же еще не повод молчать, правильно?

Так что “Царь” – это очень, очень плохой фильм. И от того, что он хорошо получился – только хуже.

комментарий 31

  1. […] посвящена очередной годовщине взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году – так называемому «Дню памяти и скорби […]



Оставить комментарий


Вставить картинку: uploads.ru savepic.su radikal.ru