«Сяпала Калуша по напушке, и увазила»… русский шансон. Но не тот “русский шансон”, про который нам долго рассказывала Ксения Стриж, и который на поверку оказался обычным воровским нытьем «на волю, на волю — опять воровать», а настоящий.
Не, давайте сначала. А то непонятно. Так… Вот если кто заметил, я уже достаточно давно не наезжаю ни на Киркорова, ни на, прости господи, Галкина по поводу их ярко выраженных… неестественных симпатий, так скажем. Это потому, что и сам я, как выяснилось, не безгрешен в этом плане — крайне неровно дышу в сторону одной весьма преклонного возраста мадам в одеянии а-ля “старуха Шапокляк”. “Старухе моей мечты” уже далеко «за 70», а это вам не Пугачевские… эээ… Сколько там? Да неважно, девчонка, короче, до «засемьдесят» еще прыгать и прыгать.
Бабушку Моего Сердца зовут Людмила Петрушевская, и не найти нормального человека, который не ронял бы слезы щастя над ее “Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо-зюмо некузявые! Пуськи бятые!”. Помнится, как-то я прилепил вырезку из “Литературки” с текстом опуса “Пуськи бятые” к двери сортира. Изнутри. Так отодрать пришлось – неприличное ржанье друзей из Обители Душевного Покоя смущало дам-с.
Людмила Петрушевская – бесспорная звезда российской культурной жизни. Она ей стала сразу же после опубликования своих “Лингвистических сказок”. “Пуськи бятые” вошли в фольклор, в язык, стали частью менталитета трех поколений. Я получаю колоссальное эстетическое удовольствие от того, что просто читаю названия ее пьес, романов, рассказов. Просто названия – это уже кайф: «Лямзи-тыри-бонди, злой волшебник», «Дикие Животные сказки», «Пуськи Бятые», «Пограничные сказки про котят», «В садах других возможностей»… Такие названия не только читать, их есть хочется. Про тексты я уже просто молчу. Вот кусочек только, можно? Я мало постараюсь дать, хотя подмывает всунуть сюда побольше… Вот, почитайте —
“Тут у нас было нечто, приходила в гости Анна Каренина, вроде все нормально, сидит, кошачьим кормом хрустит, а потом спрашивает, нет ли у нас железнодорожного расписания.
Мы молчим.
Она завела: дескать, тянет в дорогу (или она сказала «на дорогу»), какая-то такая мощь, рельсы сверкают, ни о чем не думать, лучами красит солнышко стальное полотно, пахнет (тут мы не расслышали) вроде креозотом, дальний гудок паровоза, он все ближе, все ближе… А в каждом-то вагоне самовар дымит и два унитаза капают, чудо! Шумит, бежит поток – пропел гудок, и вот поток далек!
Дедушка Сережа Шварц не поленился, встал со шкафа и выгнал Анну эту К. в три шеи, а потом вскарабкался опять на свой шкаф и не спускался целый день.
Но вскоре сошел оттуда, вымыл оба передних лица, и спереди и сбоку, и только тогда сказал сквозь слезы, что эту прохиндейку все паровозы знают и ездят очень осторожно, путают расписания, опаздывают всю дорогу, тормозят и т.д., она террористка и типа шахидка, нападает на поезда.
Но, сказал дедушка Сережа Шварц, это еще ничего, полдела. А главное то, что бегает в округе некто Валера и просит ему купить авиабилет за его же деньги. Вопрос: почему? Ответ: на его фамилию “Чкалов” никто ему билета не даст. Он под мостами летает вообще, а то в подземном переходе просвистит под потолком. Это же ужас!”
Это из “Пограничных сказок”. А? 😉
А еще я обожаю сплетни про Петрушевскую слушать. Я их полжизни уже слушаю, скоро записывать начну. Про нее и сплетни – что твои сказки, слушаешь, и еще хочется. Только следить надо, чтобы рот закрытым был. А то открывается. Говорят, к примеру, что в далеких 60-х в нее до потери пульса был влюблен небезызвестный Ясен Засурский. Это который главный авторитет у преподов на журфаке МГУ. И по этой причине он никак не мог ее выгнать, хотя было за что, ибо на занятия студентка Петрушевская не ходила принципиально. Каждый день, каждую минуту собирался выгнать, но не мог. А зараза Петрушевская появлялась «на факе» раз в полгода, и то — только для того, чтобы подкараулить в коридоре юного еще и беззащитного Ясена Николаича, и принародно очень громко рассказать ему, на чем конкретно она вертела и факультет его журналистический, и МГУ вцелом. И уходила, гордо задрав нос. На полгода. А Ясен Николаевич смотрел ей вслед счастливыми глазами, понимал, что надо выгнать, надо, и знал, что опять не сможет. И терпеливо ждал эти полгода… Короче, получила университетский диплом гражданка Петрушевская.
А еще говорят, что ею был очарован мультипликатор Юрий Норштейн, и даже срисовал с ее профиля своего великого Ёжика. Который “В тумане”. Вот этому, кстати, поверить можно – они уже 100 лет дружны, и Людмила Стефановна даже помогала ему писать сценарий незабвенной “Сказки сказок”. Но сам Норштейн историю с профилем отвергает, но оно и понятно – женатый человек, то, се… Но разве нас обманешь? Или мы Ёжика не видели, ага!
А в прошлом году Людмила Стефановна сколотила шансон-бэнд и стала бомбить на бабки московские ночные клубы и даже гастролировать в иных городах и странах. Я когда об этом услышал, то был на 100% уверен, что и это – очередная сплетня. «За семьдесят» человеку, братцы, какие нафиг «ночные клубы»?! Оказалось – никаких сплетен, чистая правда. И первая песня, которую я услышал в ее исполнении, была обожаемая мной «Il Pleut Sur La Route». Правда, назвала ее госпожа Петрушевская иначе — “Ночь моя подруга”. И текст написала сама (что понятно). Но и французский текст в песне тоже присутствует! (кстати, песня эта не франкоязычная. У нее вообще интересная судьба, все собираюсь рассказать, да как-то руки не доходят… Радио надо делать, радио! 🙂 )
Вот. А еще говорят, что Калушина мама на выступлениях жжет нипадецки, и народ реально прется и не хочет ее отпускать. Я никогда не видел, как она поет. Как читает – видел, и могу сказать, что это нечто, конечно. Могу ее сравнить только с Евтушенко, который тоже очень здорово читает свои стихи, но у Петрушевской – другое. Она… Она чума, одним словом. И плевать, что 73. Когда человек так живет, то и другим, – мне, например, – тоже хочется ускориться раз в десять и перестать зависеть от таких мелочей, как, например, здоровье. Гори оно… Я вот видео на Ютьюбе нашел. Как я понял, это лишь половина песни, кто-то всю польскую часть отрезал. Жалко. Но все равно втыкает, правда? Все-таки когда человек живет на всю катушку, то неважно, сколько ему лет. Он в любом возрасте заслуживает аплодисментов и восхищения. И не за прошлые заслуги, а за сию секунду, за то, как он живет. Постоянно.
Эх… Я ведь еще много хотел рассказать. И о Людмиле Стефановне, и о тех чудных песнях, что она поет, но и так дофига получилось. Пусть лучше столько будет, чем нисколько ваще, правильно?
А Людмилу Стефановну мы теперь всей стаей любить будем. И не только за то, что она – Калушина мама, автор сценария “Сказки Сказок” и прототип “Ёжика в тумане”. А за то, что заслуживает любви. Бесконечной. Честное слово.
ОЙ! Чуть не забыл! Я ж ее этот альбом ,– шансонный, – на Тындекс закинул. Может, понравится кому. Купить его сейчас нереально, он приложением к журналу шел, а послушать многим захочется. Так он ВОТ ЗДЕСЬ лежит, дожидается. Ну, все. Я ничего не забыл? Обложку забыл! Вот обложка, какой ее сделал производитель (пардон за это биологическое слово) проекта журнал “Сноб”. Мне очень нравится!
(Обновлено 24 сент. 2013 г.)
Кроме всего прочего, она ещё и автор символа современной эмиграции — поросёнка Петра
http://www.openspace.ru/literature/events/details/1047/
и у Камбуровой она в конце апреля
Спасибо за альбом
http://www.snob.ru/profile/blog/5286/21326
Точно, точно! Как же это я про Петра забыл… Не, у нее след в культуре — как у Горбачева в политике.
Бу, блин, какое сравнение нехорошее! Я так скажу — «Как у Горбачева в политике, но с обратным знаком». Или по модулю.
Во она клубы на уши ставит — следить не успеваешь! Я захлебываюсь в волнах светлой зависти к ее жизнелюбию! 🙂
Это за ее БЛОГ спасибо! Я там не был еще ни разу.
ЛЮДИ!
Это адрес блога Людмилы Петрушевской.
Давайте сходим, прикоснемся к прекрасному, и поблагодарим Ксифу за ссылку! 🙂
Это мою френдессу Мурмеля надо благодарить, она как раз вотпрямщас тоже про эти песни рассказывала, так ссылка оттуда
Мурмеля — это звучит гордо. Эк мы с ней синхронно… Я не подглядывал, честно!
Кстати, о Камбуровой. Тоже ж вот сто лет собираюсь написать… Ладно, значит, не созрело пока.
Йолки-палки, что ж я наделал? Только сейчас обратил внимание на то, что вчера писал бегом и полусонный, и забыл даже иллюстрации вставить! Так «слепой» материал и вышел…
Блин, вот вставлять теперь, или так оставить? Раз уж так выросло?
Совсем башка не хочет арбайтен…
Все. Воткнул картинки! Теперь МАЙ СОУВЕСТ ИЗ ЧИИИСТ.
А еще я прочитал чистосердечное признание самого Норштейна, что он срисовал с Петрушевской Цаплю для мультика «Цапля и Журавль»! Значит, и ежа с нее делал. Все, теперь не отвертится! 🙂
Сэр, это большой талант с такой любовью и трепетом писать о людях. Большое спасибо.
Блин, ну когда влюблен в человека, то чего ж сложного?
Но ругаться у меня все равно лучше получается! 🙂