Сегодня похоронили Жана Сагадеева. Я не могу сказать, что хорошо его знал. Сталкивались всего несколько раз, но зато… хорошо сталкивались, душевно. Так, что не забудешь. Наверное, потому, что он каждый раз меня удивлял по-настоящему.
…В 90-е годы жрать было нечего, а хотелось не только жрать. Хотелось многого, поскольку возраст заставлял. И каждый добывал копейку, как мог – начальники кафедр в Лужниках кальсонами торговали, поэты дрались в очередях за макаронами (помните, мы тут о поэтессе Вике Ветровой говорили? Так вот, ей натурально по чайнику настучали в гастрономе на Куусинена. За то, что в третий раз полезла очередь занимать, – макароны по килограмму в руки отпускали, а поэтессе захотелось взять с запасом. Бдительный покупатель это заметил и тревогу забил. Ну, а народ у нас до самосуда завсегда охоч был. Линчевали красавицу-поэтессу в буквальном смысле “не отходя от кассы”). Сэр тоже крутился, как в попу укушеный – тянул лямку на телевидении, вел две программы на радио, по ночам сценариями пробавлялся. И еще программу одну еженедельную пекли на коммерческой основе, точно! 🙂 Где работа, где халтура – хрен разберешь. Не то, что “на поспать” – “на пописать” времени не было. Как водку пить умудрялись, ума не приложу. А ведь пили так, что только шляпу держи, да… Эх, молодость, молодость! 🙂
Вот… К чему это я? А! К тому, что особо сосредоточиться на каждой отдельно взятой программе было сложно, и работать приходилось в основном экспромтом. Забегаю однажды в студию (радио), пытаясь запомнить имя человека, с которым сейчас беседовать придется (в прямом эфире имя собеседника перепутать – все равно, что в метро в час пик обосраться), и на меня буквально нападает девочка-музыкальный редактор: “Сэр! Ты просто обязан сделать программу с одним музыкантом! Парень – СУПЕР!” Когда я спорил с девочками? 🙂 Она кинулась “супера” вызванивать, а я соображать, как по ходу передачи незаметно выведать, кого мне в собеседники подсунули, и о чем речь вести. Вечером, после всего, захожу в аппаратную, а там эта девочка-музыкальный редактор натурально вся в соплях. Оказалось, что она влюбилась в фотографию на компакт-диске группы “E.S.T”, вызвонила человека на эфир, забила программу в сетку, и только после этого решила музыку послушать. Молодец, да? Поставила компакт, и опаньки – такой “трэш-твою мать” услышала, который никогда, ни под каким предлогом на той радиостанции в эфир пройти бы не мог. Да и на любой другой, думаю, тоже. Пришлось звонить еще раз, и прямо объяснять ребятам ситуацию – дескать, мы не против эфира, но, может, у вас что-нибудь более общечеловеческое найдется? Ребята сказали, что давно привыкли жить среди мудаков, и конечно же, имеют в наличии то, что нас непременно устроит. Решили сразу записать координаты, чтобы заказать пропуска, и тут я получил второй сюрприз – Жана Сагадеева звали именно “Жан”. Нам, привыкшим иметь дело с Александрами Маршалами, Аленами Апиными и Андреями Губиными, у которых в паспортах значились совсем другие имена и фамилии, это было даже удивительно. Жан потом даже паспорт показывал – настоящий Жан, ёлки! 🙂 Папа в честь своего друга назвал, как выяснилось.
А вообще лидер трэш-анархической (ее еще и “хэви-металлической”, и “панк-металлической”, и какой только не называли) группы “Электросудорожная терапия” (“Electroshock Therapy”) Жан Сагадеев оказался на удивление воспитанным, скромным и образованным человеком, очень приятными в общении. Еще один парадокс российского шоу-бизнеса – “звездный” попсовик и лирический герой, раскрученный телевидением, на поверку почти всегда оказывался избалованным капризным мудаком и хамом, которому и кресло недостаточно мягкое, и кофе не тот, и кондиционер в студию подавай, что технически невозможно, а в эфире и двух слов связать не может. А громоподобные рокеры все, как один, нормальными людьми обычно оказывались. А Жан еще и ко всему прочему прекрасно образован был. Мы, собственно, о музыке поговорить тогда, на первом эфире, хотели. А как залезли в природу русского анархизма – в Бакунина, Махно, князя Кропоткина, я понял, что к разговору с Жаном готовиться надо. С литературой, да. Глубоких знаний был человек. В одной песне пел — “Не читали мы ни Маркса, ни Бакунина”. А сам-то читал, между прочим. И не только их…
…Всего несколько раз мы встречались с Жаном, и каждая встреча запомнилась. Очень интересно мы посидели на презентации фильма Хирурга о первом байк-шоу. Прикиньте – помещение еврейского камерного театра на Таганке. Внутри – дикая смесь из “Ночных волков”, казаков и уже пьяных вдым репортеров. Ну типичные зрители еврейского камерного театра, да! Пиво льется рекой, народ радостно бесчинствует и безобразия нарушает. Это внизу, в партере. А наверху – небольшой балкончик, маленькие столики, полумрак и тишина. И именно там я нашел группу “E.S.T.” Случайно наткнулся, мог бы и не заметить – сидят тихонько, незаметно, молча пиво потягивают. Присел к ним, и просидели мы целый час почти молча. Под нами черт знает что происходило – казаки раздавали байкерам дворянские звания (получив княжеский титул, один байкер отреагировал громовым дворянским “Охуеть, я — князь!”. Репортеры заржали), потом привели Джуну в генеральском мундире, в сапогах, крестах и аксельбантах, и она что-то громко проповедовала, потом казаки кричали “Любо!” и “Слава России!”, а байкеры матерились в микрофон, и Жан, глядя на все это с балкона, так и не сказал ни слова. Мне было очень интересно, что он обо всем этом думает. Но я решил, что спрошу его об этом позже. Куда спешить? Оказалось, есть куда. Сегодня его похоронили. На Митинском. Для меня это уже третья могила на Митинском, к которой я обязательно буду приходить.
Вот и все. Я, вообще-то, о другом хотел. О том, что эта группа была очень популярна в Германии, японцы фильм о них снимали, на одной сцене с AC/DC ребята выступали. И Жан так и не мог понять, почему у нас, в России, его песни всегда считались “андеграундной альтернативой”. Но что теперь об этом говорить? Теперь, наверное, уже поздно. Раньше надо было. Но разве у нас вспоминают о человеке, пока он жив? У нас это четко, незыблемо и вечно – хочешь, чтобы о твоих проблемах, о проблемах твоего искусства заговорили всерьез и громко – будь добр для начала умереть. Жан умер. Может, поговорим, наконец, о том, что в этой стране поют не только Киркоров с Биланом? Жану это, конечно, уже не поможет. Но ведь не все еще умерли, правда?
Прощай, Жан. Я без соплей прощаюсь, потому, что знаю, что смерти нет. Говорят, что там, куда ты ушел, времени нет совсем. Поэтому ты и не заметишь, когда мы снова встретимся. У нас такая куча тем накопилась, чтобы хорошо и обстоятельно о них помолчать! 🙂 До встречи, дружище.
П.С. А это те самые песни, которые принесли с собой ребята на наш первый эфир. Действительно – ничего трэшевого. Что-то мне не верится, что Жан их написал специально для “мудаковатых радиостанций”. Это он так пошутил, наверное. Очень хорошие песни. In my humble opinion…
вполне как бы интересно…
ничего не найдут
уверен
Ап, вернулись? Живые? Я уж волноваться начала
привет Кси.
живые частично:} девочки мелкие обгорели, это самое главное событие:{ прощелкали мы. сейчас им уже значительно лучше.
а так самое главное событие феста это ГРЯЗЬ! я бы даже увеличил кегль шрифта да лень… но это нужно писать отдельный здоровенный пост чтобы все рассказать, ну или заходи уже, я по собаку соскучился:} давай ждем на чаечек, расскажем ужасов и приколов кучу…
appa-pappa said:
Поживем — увидим. Всякое бывает.