Рассуждая о том, что в нашем медийном пространстве сейчас происходит, и какова истинная цена того, что хлещет на нас из зомбоящиков и тех, кто при всем при этом нам с экранов улыбается, нельзя было не вспомнить эту песню Александра Градского. Одиннадцать лет назад она написана была, а как будто только что и под нынешний момент подгадана. «Власть-золотопогония…» Мда. Да что там по словам выдергивать. Дам-ка я лучше весь текст, целиком. И МР3 приложу, чтоб послушать. Потому как в этой песне не только блестящая характеристика сегодняшнего дня содержится, но и лучшая инструкция по выживанию в подобных условиях.
А.Градский.
МЫ НЕ ЖДАЛИ ПЕРЕМЕН
Ах, мразь телевизионная, студийная, бесстыжая, радийное мурло,
Мораль дивизионная — лудильное престижие, рутинное урло,
Суконное пасконие, квасное беззаконие, мышиная возня…
Власть — золотопогония, страстная потогония, доносы да резня.
А мы не ждали перемен. И, с веком шествуя не в ногу,
Но, совершенствуя дорогу, Благословляли свой удел,
Да, мы не ждали перемен!
Кому быть виноватому — Партийцу ль вороватому,
Писателю-ль вруну?
Рабочему-ль — молчальнику, крестьянину-ль — печальнику,
шуту-ль — говоруну?
Не каяться до боли нам, кусавшим и укушеным —
Народный выше суд.
Не Андерса да Болена, а Шевчука с Бутусовым
С базара понесут.
Ах, мы не ждали зов трубы, Мы были клапаны и трубы.
И в нас не чьи-то дули губы, Но ветры духа и Судьбы.
Да, мы не ждали зов трубы!
Ах, время наше сучее, летучее, ползучее, и прочее жулье,
И партии разучены, и рукава засучены — Готовы под ружье…
Колонны перестроены, удвоены, утроены штабные штабеля,
А на вершине случая, в тоске благополучия — цепные кобеля.
Да, мы не ждали перемен.
И вам их тоже не дождаться.
Но надо, братцы, удержаться
От пустословия арен.
И просто самовыражаться.
Не ожидая перемен.
© 1987
Что ты будешь делать,
Когда превратится в притон твой дом,
Что ты будешь делать,
Когда твой город превратится в Содом,
Что ты будешь делать
На пепелище этих миров,
Под ищущей пищи стаей ворон,
Среди потерявших кров
Рабов и воров —
Ты будешь играть на флейте!
Что ты будешь делать,
Когда ты будешь босым и нагим
Перед входом в дым —
Открой, Сим-Сим,
Здесь был дом, но ему не хватило воды,
Что ты будешь делать
С этой войной, чумой, крезой, бедой,
Возвратившись домой
Не тем, кем ты был,
Но не тем, кем ты стал,
Милый мой, —
Ты будешь играть на флейте!
Ольга Арефьева
всегда думала, что это о том же.
Конечно, о том же!
Но… Немножко под иным ракурсом взгляда. Все-таки у Градского текст более публицистичен. Это текст-листовка, от него митингом пахнет. И он — конуретно о ситуации с властью и народом в одной, отдельно взятой стране.
А у Арефьевой проблема расширена до общефилософской. Что делать человеку, когда рухнул ЕГО мир (включая внутренний, я думаю, потому, что именно внутри — главный мир человека, в котором он живет).
Но, впрочем, эти стихи действительно об одном и том же: какая бы катастрофа не случилась с человеком — живи по законам собственной совести. И действуй в соответствии с ними. Ведь твои дела и поступки — это всегда самовыражение, как у Градского, или «игра на флейте», как у Орефьевой. Даже если ты развозишь утром молоко по магазинам или продаешь газеты…
…даже если красишь белые шнурки зеленым маркером (это у нас такая рабочая история есть)
и когда работаешь вопреки указаниям начальства
и когда поступаешь с людьми по своим законам, даже если они с тобой — ну, по своим, скажем.
в общем, жопа (с)
(пардон)
Кстати, вот сама песня
КОгда-то очень давно жила на свете невероятно гениальная девочка. Невероятно гениальная, я не преувеличиваю. Она писала такие стихи, что у взрослых людей ехала крыша и им становилось страшно. Даже жутко, потому что перед ними вдруг открывалась Вселенная во всей своей безграничности. В стихах ребенка скрывалась такая мудрость, такой опыт, такая непрошибаемая в своей простой правде философия, такая страсть одинокой взрослой женщины, неведомая подростку дикая страсть, что опускались руки и исчезали слова. Все, кого я знаю из тех, кто был знаком с ее поэзией, реагировали только одним простым образом: они говорили «Этого не может быть. Такого просто не бывает».
Девочка давно выросла. Закончила литинститут, может быть, и сейчас что-то пишет. У меня где-то валяются ее молодежные сборники. Неплохо, но не больше, чем неплохо. Того бесконечного, безграничного, прямолинейного, убивающего наповал откровения в них нет и следа. Не в обиду бесспорно талантливой и очень красивой девочке, которая уже давно бесспорно талантливая и наверняка очень красивая женщина.
…Давно-давно я спросил ее: «Вика, откуда? Откуда у тебя, крохи, в твои девять, десять, одиннадцать лет было это Великое Знание? И плюс к этому уверенность, что это Знание правильное?» — «Вот все меня об этом спрашивают, — недовольно пробурчала семнадцатилетняя уже Вика, балуясь раскуроченным тортом, — Чтобы отвязались, я говорю, что это реинкарнация». И бросила кусок трота в остывший чай. Очень несерьезный ребенок была девочка Вика…
Так вот. К чему я об этом всем вспомнил. К тому, что были… Нет, не были, а ЕСТЬ у нее такие строки. Она их в 10 лет написала —
«Бьются под снегом, седым и усталым,
Мокрые нервы травы.
Мне и тебе так немного осталось –
Только костры.
Медленно дрогнет, сдвигаясь, оправа
Ночи и дня.
Может быть, все в этом мире неправы,
Кроме меня».
Да. Вот так. Может быть, все в этом мире неправы. Кроме меня. И все тут. Пойди, поспорь…
Спасибо великое!
Заслушиваюсь. Потрясающая песня. Я ее не слышал, оказывается… Очень сильно большое спасибо! 🙂
Да.
Это про то же, да.
Непрошибаемое одиночество, смертное одиночество, смертная упертость.
Но так хочется поддаться, дать себя уговорить.
Я слышала про нее.
Она счастлива? вот когда все это кончилось, она стала счастливой? просто интересно.
А Олюшка вообще молодец.
Кстати, похвастаюсь — я ее сегодня к нам в театр вытащила! не видела ее лет 15, а тут встретились. Я теперь с ее последним диском и двумя книжками.
«Гражданин Кузякин, заплыв далеко в Черное море, стал тонуть. Но ему на помощь пришел дельфин. Он не дал Кузякину захлебнуться и дотолкал его до берега.
Чучело благородного животного и по сей день украшает жилище гражданина Кузякина».
Бедная Оля. Пришла приобщиться к прекрасному! Обобрали! 🙂 🙂 🙂
***Я слышала про нее.
Она счастлива? вот когда все это кончилось, она стала счастливой? просто интересно.***
Я ее видел последний раз лет… 15, наверное, назад. Ей было 17. Я не уверен, можно ли полностью применять понятие «счастье» к 17-летнему человеку. 17-летний всегда предельно счастлив, потому что ему 17. И предельно несчастен по этой же причине… Ничего не могу сказать.
Да и бывают ли на Земле счастливые поэты? 🙂
А вот стихотворение, которое меня прошибло насквозь. Я ее не знал, мы выпивали с приятелем в ЦДЛ, и случайно зарулили на ее творческий вечер. Валяли дурака и на нас все шикали. А потом я услышал это стихотворение и сказал: «А ну-ка тихо! Кажется, это серьезно». И не ошибся.
«Я прощаю тебя навсегда.
Это правда, которую знаю.
Никогда не вернется сюда
Недобитая белая стая.
Запах мокрой ненастной земли
Вперемешку с оранжевым дымом…
Мне так хочется быть нелюбимой,
Чтоб оставить меня не смогли!»
Скажите пожалуйста, Мудрейшая Ксифа, может ли 10-летняя девочка написать «Мне так хочется быть нелюбимой, чтоб оставить меня не смогли»? Это реально вообще?! Вот скажите мне «как мать, как женщина»!!! 🙂
Да. Мы, служители Искусства, такие.
Люди всякие бывают.
А после наркоза чего не напишешь.
Мрачная шутка.
Я как мать скажу — я бы за неё ОЧЕНЬ боялась. Когда все это понимание наваливается, а защитных механизмов ещё нет…
Это либо надо быть с человеком постоянно, либо сдавать в дурку. Какие бы ни были гениальные стихи. Человек дороже.
А теперь выключаем режим мамы и включаем читателя. Хорошо, что мало, говорит читатель, потому что я вчера читала и ревела.
сказала Ксифа, поигрывая кистенем… 😉
2 Хифф —
Читала?! А что — есть первый сборник?! Это офигенная библиографическая редкость! Я даже у аффтара не выпросил… 🙁
ИЛИ ПЕРЕИЗДАЛИ, ДА Я НЕ В КУРСЕ?! О_О
чё сразу кистенем-то. Мы добрым словом обычно.
(включает Блондинку,хлопает ресницами)
В сети читала, гугл ещё не отменили.
А вообще когда-то давно мне перепечатку давали.
Добрым словом, грите? (опасливо) — Верю, верю! 🙂
А по поводу «когда-то»… Когда-то у меня и кассета была со спетыми ее стихами одним совсем не бездарным дядечкой. Жуткая, помниццо, кассета. Что-то типа «МК-60» Казанского фотожелатинового завода… А песни неплохие. Вот если я эту касету и найду где-нибудь — и куда теперь ее засунуть?! 🙂
(Это был риторический вопрос, а то я знаю — сейчас советовать начнут, куда именно ее засунуть…)
А я вот сейчас подумал — наверное, мне пока не нужен ее сборник. Не той жизнью я живу, минимум месяц еще не той жить буду. Или больше. К тому же ее самы пронзительные стихи я как-то сходу наизусть запомнил. Вот это, помнится, поразило просто своим блестящим, недетским профессионализмом —
Полувсплеск, полукрик,
полувзмах крыла,
Полутон, полумиг
после полузла,
Полуслух, полугрех,
полузвон ручья,
Полуплач, полусмех,
полужизнь моя.
Полувзгляд, полугрим,
полутом стихов,
Полунаш полудом
полон полуслов.
Полуложь, полусуть,
полушар земной,
полувсёж полубудь
полуты со мной.
а… это точно её было? просто есть еще одна, Вероника В.Ветрова, она как раз поэт-песенник
http://viktoriya-vetrova.narod.ru/oviktorii.html
А эта вроде сейчас по мистическим триллерам.
Да точно, точно.
Я знаю, что их две. Сам на эту путаницу однажды попался. И судьба сталкивала и с одной, и с другой. Так что разницу понимаю весьма ощутимо.
Они совершенно разные. Просто предельно. Трудно представить более разных людей. Их совершено невозможно спутать даже по отдаленным слухам. Что касается одной, никогда не может относиться ко второй. И наоборот. И каждая по-своему молодец. Ну, это если по 90-м судить. Я с конца 90-х — в коконе, и на рубеже веков моя информация обрывается. К счастью. 🙂
a mne fotoapparat vernuli….
у тебя его стащили, что ли? бедный Ребенок…
Ну так где снимки?! Народ жаждет зрелищ, а ребенок отмазывается экзаменами!!!
Не, у нее затвор сломался. В гарантийке лечили. Неприятности в пределах допустимых…
mne ego pozavchera vernuli.no togda u menya ob’ektiva ne bylo;vchera vremeni-po gorodu vsemu motalas; segodnya snimala chto-to, no melkii dojdik meshaet silno….
doberus do ineta, poishu informaciyu o predstoyashih mitingah mitingah:)
segodnya zabavno bylo: u menya votoappat pod zastegnutym palto visit,bolshoe puzo poluchaetsya, i mne v metro popytalis ustupit mesto:) vmeste posmeyalis potom…:)
А что — символично! Ребенок, беременный «Кэноном» — вполне в духе времени! 🙂
А ты куда свой объектив дела?!
on doma lejal, mne pozvonili,kogda ya v gorode nahodilas…
mne segodnya son prisnilsya,chto ya beremennaya hodila…..
da,canon — eto lyubimaya detka:)
ya vylojila fotografii.za eti dva dnya…. seriya «tamike bylo skuchno»…
lejat na li.ru….ne v fotoalbome, a v samom dnevnike,ibo li.ru u menya v pda versii….po etoi je prichine ssylku dat’ ne mogu…
***mne segodnya son prisnilsya,chto ya beremennaya hodila…..***
Да. Беременный ребенок — это было бы смешно. До слез.
***po etoi je prichine ssylku dat’ ne mogu…***
Без ссылки обойдемся! Что мы — адреса не помним? 😉
pochemu smeshno???
nu kak?
чего это смешно? нормально.
Не слушай его, Ребенок.