sir_michael`s_traffic


Мы должны делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать

По ЛиРушным дневникам прокатилась волна цитирования статьи "Профессиональные снимки любительской камерой – обманем всех!", но эта статья — не весь труд, посвященный фотографированию мобильной камерой — "мыльницей", неоправданным нападкам на эти достойные дивайсы и культу т.н. "зеркалок", распространенном в среде начинающих фотографов.
Неуемный The_age_of_love, хоть и не вернулся еще в Москву из деревни, как-то умудрился вырваться в Ын-тыр-нет и нашел продолжение популярной статьи. Которое я и предлагаю владельцам "мыльниц" для того, чтобы они не так уж страдали от отсутствия "зеркалок"!
Все благодарности — Эйджу! 🙂
Я возвращаю Ваш портрет (Часть 3)
Первые две части статьи были проиллюстрированы фотографиями, представленными на конкурс «Формула ФОТО». И начал я с рассмотрения лучших конкурсных работ. Нет ничего удивительного в том, что большинство лучших кадров были сняты лучшими цифровыми камерами профессионального уровня. Хотя бывают исключения. Чтобы не пропустить эти «исключения» и оценить фотографии объективно, я не должен обращать внимание на то, какая команда какой камерой снимала. Поэтому сначала я просматриваю всё фотографии в режиме слайд-шоу, пользуясь старой программой iPhoto Plus 4 Explorer, приобретённой ещё вместе с планшетным сканером. Она не выдаёт информации ни о модели камеры, ни об условиях съёмки. И только потом, когда оценки уже выставлены и фотографии для статьи отобраны, я начинаю пользоваться программой EOS Viewer Utility, которая способна прочитать кто, как и какой камерой снимал. Такова моя «кухня».
Однако со стороны это выглядело так, как будто я умышленно решил проигнорировать владельцев любительских камер. А ведь большинство участников конкурса пользовались и ещё продолжают пользоваться сегодня компактными камерами – «мыльницами». Итак, я вынужден отвлечься ненадолго от плавного повествования о портрете, чтобы ответить на вопрос, который передан мне редактором сайта. Что делать владельцам мыльниц, в которых не предусмотрен ручной режим – как им регулировать выдержку с диафрагмой?
Вопрос, конечно, интересный. С одной стороны, он «чуть-чуть» не по адресу. (Разве я в своей статье о выборе фотоаппарата советовал покупать мыльницу?) Вопрос следовало бы адресовать конструкторам мыльниц. Спросить у них: «Скажите-ка, господа хорошие, как нам регулировать выдержку, если вы не предусмотрели её регулировку?»
С другой стороны, вопрос этот «чуть-чуть» не своевременный. Этим вопросом следовало бы задаваться «ДО ТОГО» (до покупки фотоаппарата), а не «ПОСЛЕ ТОГО». А, может быть, лучше и «ВМЕСТО ТОГО».

С третьей стороны, какому же русскому фотографу не приходилось хотя бы раз в жизни выкручиваться из какой-нибудь безвыходной ситуации? Поэтому будем считать, что вопрос направлен точно по адресу и вполне своевременно — накануне съёмок новогодних вечеринок и накануне покупки фотоаппаратов в качестве новогодних подарков.
Камер много и возможности у них разные. И конечно, давать советы было бы лучше по каждой конкретной модели. К сожалению, это трудно осуществимо практически. Но к счастью, есть некоторые общие принципы работы камер. И есть азы фотографии, которые всегда полезно иметь в виду.
Один мой давний знакомый рассказывал, что когда он пришёл устраиваться на работу фотографом, у него первым делом спросили формулу экспозиции. С тех пор прошло много лет, и я не уверен, что сегодня работодатели требуют от соискателей знания этой формулы. Тем не менее, эту простенькую формулу никто не отменял, и она продолжает действовать в современных условиях. «Работает» она и в цифровых фотоаппаратах. Экспозиция зависит от времени экспонирования и относительного отверстия объектива (числа диафрагмы). Формула экспозиции следующая:
H=Et
E – это освещённость;
t – это продолжительность (время) освещения.
В любом фотоаппарате освещённость регулируется диафрагмой, продолжительность освещения регулируется выдержкой. В автоматических режимах камера сама вычисляет и устанавливает эти значения выдержки и диафрагмы. Любые автоматические режимы съёмки, которые имеются у фотоаппарата – это весьма определённое соотношение выдержки и диафрагмы. Любое изменение выдержки влечёт за собой изменение диафрагмы и наоборот. Без этого камера не могла бы обеспечить правильной экспозиции. Это утверждение справедливо для всех плёночных камер. Справедливо оно и для цифровых, за исключением тех случаев, когда камера без вмешательства фотографа автоматически меняет чувствительность. У камер фирмы Canon, например, традиционно имеется два «обычных» автоматических режима съёмки. Один из них – это «Полностью автоматический режим», обозначаемый зелёным прямоугольником. Второй – это режим «Программная автоэкспозиция», обозначаемый большой латинской буквой P. В «Полностью автоматическом режиме» чувствительность устанавливается камерой. В режиме «P» – фотографом. Здесь я назвал оба этих режима съёмки «обычными» только для того, чтобы отделить их от таких специфических режимов, как «Портрет», «Пейзаж» и «Спорт». В соответствии с терминологией фирмы Canon последние три относятся к числу режимов «образной зоны».
Итак, если у вашей камеры нет ручного режима, то у неё должно быть несколько автоматических режимов съёмки. Чем они отличаются друг от друга и как эти отличия можно использовать для установки желаемых значений выдержки и диафрагмы?
Режим «Программная автоэкспозиция» и «Полностью автоматический режим» стремятся установить средние значения выдержки и диафрагмы.
Режим «Спорт» предназначен для съёмки быстро движущихся объектов. (Для съёмки соревнований по таким видам спорта, как шахматы или шашки, данным режимом пользоваться не рекомендуется.) В этом режиме камера автоматически устанавливает наиболее короткую выдержку из возможных. Именно это является главным для данного автоматического режима съёмки. Диафрагма тут второстепенна.
Режим «Пейзаж». Здесь всё наоборот. Выдержка второстепенна. Важнее диафрагма, которая обеспечит большую глубину резкости.
Как это использовать? Очень просто. Проведите эксперимент. Снимите один и тот же сюжет три раза. Первый кадр сделайте, установив на камере режим «Спорт». Второй кадр снимите, используя режим «Программная автоэкспозиция». Третий кадр сделайте в режиме «Пейзаж». Что из этого получится? А получится то, что первый кадр будет снят с самой короткой выдержкой, а второй кадр – с более длительной выдержкой и третий кадр – с ещё более длинной выдержкой. На всякий случай замечу, что это не есть «брэкетинг», поскольку экспозиция от кадра к кадру не меняется. И, разумеется, камера установит три разных значения выдержки, если у неё будет возможность выбора. Иначе говоря, камере должно хватить света для осуществления альтернативы.
Пасмурным декабрьским днём я получил следующие значения:
«Спорт»: выдержка 1/320 сек., диафрагма 3,5.
«P»: выдержка 1/100 сек., диафрагма 5,0.
«Пейзаж»: выдержка 1/90 сек., диафрагма 5,6.
Теперь режим «Портрет». Этот режим съёмки запрограммирован таким образом, чтобы камера автоматически максимально открывала диафрагму объектива. Выдержка здесь второстепенна. Разумеется, что она не может быть произвольной. Она подбирается камерой автоматически и соответствует величине t в упомянутой выше формуле экспозиции. И только если будет темно, камера автоматически включит встроенную вспышку.
Следовательно, переключая камеру из режима «Пейзаж» в режим «Портрет», можно сильно изменить значение диафрагмы.
Никто не заставляет фотографа снимать портрет, обязательно используя режим «Портрет». Этот режим хорош только для крупного плана. Если делать портрет в интерьере или снимать человека на фоне достопримечательностей, то лучше пользоваться режимами «Программная автоэкспозиция» или «Пейзаж».
И ещё раз напомню о важной особенности цифровых камер. В некоторых автоматических режимах съёмки камера сама устанавливает чувствительность. В некоторых режимах – это может делать фотограф. Определите эти режимы и пользуйтесь изменением чувствительности для изменения значений выдержки и диафрагмы.
В статье, посвящённой выбору фотоаппарата, я написал, что хороший кадр можно сделать ЛЮБОЙ камерой, но при определённых условиях. От своих слов я не отказываюсь. Для профессиональных гонщиков изготавливают специальные автомобили, а для профессиональных фотографов существует профессиональная аппаратура. Если бы мыльницей можно было делать кадры высочайшего качества, да ещё в любых условиях, то никто не стал бы тратить тысячи долларов на профессиональные камеры, объективы и вспышки. И всё-таки с помощью любительской камеры можно сделать отличные кадры. Но для этого всегда необходимо учитывать её возможности. Не пользуйтесь любительской камерой в тех условиях, где она бессильна. Выбирайте для неё приемлемые условия съёмки. Иногда такие условия можно создать самостоятельно.
Пользуйтесь мыльницами на улице в дневное время, когда много света. Если необходимо сделать фото в помещении, то к такой съёмке придётся подготовиться. В помещении, как правило, слишком темно! Даже если вам кажется, что светло. Не верьте глазам своим. Камера не умеет «видеть» так хорошо, как человеческий глаз. Чтобы сделать хороший кадр в помещении, почти всегда требуется дополнительное освещение.
Не полагайтесь на встроенную вспышку. Главная проблема даже не в том, что она создаёт эффект красных глаз, она даёт плоское, то есть не объемное и крайне не выразительное, освещение.
Если у камеры предусмотрено подключение внешней вспышки, то этим обязательно нужно пользоваться. Если этого не предусмотрено, тогда советую следующее. Приобретите или возьмите напрокат пару ярких ламп. Пользуйтесь ими и забудьте про встроенную вспышку. Отключите её принудительно. Во многих камерах такая возможность предусмотрена. Или пользуйтесь таким автоматическим режимом, который не включает встроенную вспышку.
Желаю удачной съёмки на новогодней вечеринке!
Продолжение следует…

Автор: Алексей Заикин

25 декабря 2006

ИСТОЧНИК.

Оставить комментарий


Вставить картинку: uploads.ru savepic.su radikal.ru