О достойных людях, уроженцах Русской земли, заговорили мы намедни. И вспомнил я о человеке, который в моем личном рейтинге Достойных Русских Людей занимает бесспорное первое место — о Петре Алексеевиче Кропоткине. И Всемилостивейшая Ксифа попросила Меня рассказать о нем подробнее, чем поставила в крайне затруднительное положение. Так, как Петр Алексеевич — фигура для многотомного исследования, романа, глубокого сценария. Но никак не для заметки в интернет-блоге… Но не отказывать же из-за таких пустяков Всемилостивейшей Ксифе, правильно? 🙂 Поэтому — ВОТ:
Светлейший князь Петр Алексеевич Кропоткин.
Аристократ.
В его жилах текла монаршая кровь — он приходился родственником даже не Романовым. а Рюриковичам. Его отец, обращаясь к семье, часто так и говорил: «Мы, Рюриковичи…» Когда Ильф и Петров писали фразу «особа, приближенная к Императору», они всего лишь повторяли слоган, который применялся к молодому Кропоткину в тогдашней прессе. Петр Алексеевич не только входил в царскую свиту, но и постоянно находился при Николае II — в двух шагах за спиной. Постоянно. И пользовался особым расположением самодержца.
Народник.
Семья Кропоткиных, выезжая в летнюю резиденцию, часть пути (верст этак 10-15, не меньше) обязательно шла пешком, рядом с крестьянами, сопровождавшими обоз. И обязательно босиком. До полной физической усталости. Это был ритуал дома Кропоткиных, который выполняли все — взрослые, дети, прислуга… В детстве дети Кропоткиных играли только с крестьянскими детьми — в одних компаниях, в одни игры. Часто приходили домой с расквашенными носами. Но никогда не жаловались, потому, что ответ мог быть (и был) только один: «Жаловаться стыдно. Надо уметь давать сдачи».
Пользовался безграничной любовью простых людей. С глубоким почтением общался с представителями самых низших сословий. Утверждал, что в том, как ты общаешься с окружающими, состоит оценка и суть не их, а только твоей (и только твоей!) собственной личности.
Добровольно отказался от своей части наследства, средсв и княжеского имущества, дав клятву всегда жить исключительно на те средства, которые сумеет заработать собственным честным трудом.
Клятвы своей не нарушил.
Да! Вы все, конечно, слышали о «хождении в народ». Так вот — это полностью проект Петра Алексеевича. Он всегда утверждал, что реформы для народа надо делать не в стороне от народа, а вместе с народом. Непосредственно из народной среды. Тогда эти реформы приживутся.
Офицер.
Закончил Пажеский корпус. Но служил не в Москве, где родился (жил, кстати, на Пречистенке), а на Амуре. Где навсегда полюбил русский Дальний Восток и Сибирь. Отказался участвовать в вооруженном подавлении восстания польских каторжан и подал в отставку.
Государственник.
Лично, на основе собственного сибирского, питерского и московского опыта разработал несколько проектов государственных реформ, включая и проект «О городском самоуправлении граждан». Положил начало нескольким направлениям российской статистики и современной социологии.
Ученый.
Если пришлось бы характеризовать Кропоткина одним словом, то это слово было бы «ученый». Таких, как Петр Алексеевич, в русской науке единицы. Формально он занимался статистикой, поскольку в первую очередь был математиком (он окончил физмат). Сегодня его назвали бы «социологом», но тогда такого слова просто не было. Его социологические исследования (который он начал проводить, еще обучаясь в гимназии, вместе с братом) сенсационны. Уже они одни сделали бы его великим, но были еще и главные, поистине фантастические открытия Петра Алексеевича в области географии и геологии. Кропоткин постоянно участвовал в экспедициях в Сибири и Азии. На основе собственных исследований предложил теорию систематизирования гор и плоскогорий Азии. Это он сам считал своим главным достижением в науке, но научный мир считает, что основным вкладом Кропоткина в науку является его «теория обледенений». Ее тоже открыл Петр Алексеевич…
Вы слышали словосочетание «Вечная мерзлота»? Так вот — его придумал, обосновал и ввел в обиход Петр Алексеевич.
О научной деятельности Кропоткина можно долго говорить. Замечу лишь то, что он — единственный ученый, бюст которого был еще ПРИ ЖИЗНИ установлен на географической кафедре университета…
И еще — главу о России в знаменитой Британской энциклопедии полностью писал Петр Алексеевич Кропоткин. На английском, разумеется. Он свободно владел несколькими языками, включая научный лексикон. А революционную агитацию в Европе, переписку и публицистические работы делал в основном на французсом. Похоже, ему было все равно, каким языком пользоваться.
Да! (Но это уже чисто сэрское мнение) — прочитав книгу Чарлза Дарвина «Путешествие на корабле Бигль» и ознакомившись с его «Теорией возникновения видов», позже названную «теорией эволюции», Петр Алексеевич был глубоко возмущен. Но не научной, а морально-этической стороной работы. она показалась ему предельно циничной и бездушной. И он пишет труд «О взаимопомощи среди животных» (название — по памяти привожу, нет времени в книгах копаться, пардон!), в которой раскрывает гуманистичность взаимоотношений в фауне, доказывает, что зверью не чужды чувства благородства и самопожертвования, и «закон выживания» — далеко не самый главный для «братьев наших меньших». К сожалению, эта работа и по сей день известна в основном специалистам, хотя секретной не является…
И чкть не забыл — он был Секретарем Русского географического общества, на всякий случай. А геологи считают его геологом, потому что и в геологию его вклад безграничен…
Революционер.
Один из основоположников теории анархизма. В молодые годы, сойдясь с Бакуниным, вскоре расходится с ним во взглядах. Считает, что террор и насилие неприемлемы в революционной борьбе, а бесклассовое общество анархистов должно обеспечивать не только самые широкие права граждан, но и основываться на понимании ими своих обязанностей. Прежде всего обязанностей, продиктованных Совестью трудящегося человека. Общество анархистов по Кропоткину — это общество «диктатуры совести», общество, в котором никто, кроме твоей совести, не может принудить тебя к действию. Но и общество, которое может отказаться от своего члена в том случае, если он не отвечает его критериям. Выставить за дверь, иными словами.
Категорически не принял власть большевиков и наотрез отказался с ними сотрудничать. Предал жесточайшей критике политику «красного террора» и «революционной диктатуры». КОгда большевики переехали в Москву за кремлевские стены, уехал из столицы и поселился в небольшом городке Дмитров, где и прожил до самой смерти в 1921 году.
Пользовался безграничной любовью народа и самой широкой популярностью. Все видели фильм Сергея Эйзенштейна «Октябрь». Сцену встречи Ленина народом на вокзале, знаменитая, вошедшая в историю «речь с броневика»… Так вот — НИЧЕГО этого в действительности не было. Ленин приехал тайно, в опечатанном почтовом германском вагоне, как немецкий шпион. А сцена полностью повторяет то, что происходило в момент прибытия в Питер из эммиграции Петра Алексеевича Кропоткина, которую Эйзенштейн видел лично. Вернее, ПОЧТИ полностью — с броневика Светлейший Князь не выступал. Сцену с броневиком Сергей Михалыч от начала и до конца высосал из пальца. ПАРДОН!!! Применил метафору, гиперболу и допустимый художественный вымысел…
Кропоткина так встречали, Ксифа. Кропоткина. А Ленин под вагонами полз в тишине и мраке…
Мужик.
Для того, чтобы завершить этот летучий, набросанный на бегу и по памяти (пардон за неточности, которые наверняка найдутся!) эскиз к портрету Светлейшего Князя Петра Алексеевича Кропоткина, я напишу, что на мой неискушенный взгляд, он был еще и потрясающим мужиком. Мужчиной в самом светлом и правильном понимании этого слова. Я не о том, что он, будучи заточенным в Петропавловскую крепость, совершил самый смелый и немыслимый по дерзости и… эээ… «хулиганской составляющей», так скажем, побег из тюрьмы. Единственный такой в истории Петропавловки, кстати. Я о том, что он свято верил в Любовь. Всю жизнь боролся с блудом и безудержным развратом. Опубликовал ряд статей, где с научной (биологической и микробиологической) точки зрения обосновал губительность «беспорядочных связей» для организма. Это было актуально для него, ведь его родной брат, с которым он служил еще на Амуре, «пустился во все тяжкие»…
За это Петр Алексеевич был щедро награжден судьбой, поскольку прожил всю жизнь с единственной женщиной, которой никогда не изменял. С женой своей Софьей Григорьевной, урожденной Ананьевой-Рабинович. (Да-да, именно Рабинович! 🙂 ). Женился он в 36 лет, что тогда считалось уже очень много, в Женеве, куда Софья Григорьевна приехала совсем еще девчонкой. И разделила с Петром Алексеевичем все его многочисленные беды и горести безропотно и покорно, как и подобает настоящей жене. Об их семейной жизни свидетельств крайне мало, но можно предположить, что большинству своих свершений и подвигов Петр Алексеевич обязан человеку, который позволял ему в любую, даже самую тяжелую жизненную минуту, чувствовать себя любимым, и оттого счастливым и спокойным человеком. А в таком состоянии мужик землю прогрызть может. Насквозь…
Вот такой короткий, дерганый и очень примитивный портрет человека, которого я недавно назвал Великим Сыном России, и о котором Всемилостивейшая Ксифа попросила рассказать подробней. И хоть заканчиваю я этот текст уже на бегу, но проигнорировать Ксифину просбу — выше моих сил. Так что… Не обессудьте — «что выросло, то выросло!» 🙂
Спасибо.
Спасибо.
Сэр, а вот насчет диктатуры совести. Это же про совершенных людей, да? Ведь в больших сообществах этого не получится. И куда девать тех, у кого совести нет? То есть это опять получится немножко Хороших Людей, окруженных массой Остальных.
Да и люди, живущие по совести. Я вот по себе знаю — понятия меняются со временем. Моя вот меня сейчас гнобит по-черному за то, что раньше б сделала немножко задумавшись.
Кстати, идея «вне закона» мне давно нравится. По-моему, она многие вещи должна решить.
http://www.my-shop.ru/shop/books/175398.html
(особенно понравился перечень книг, которые покупают с)
Еще раз спасибо.
***Спасибо.
Спасибо.***
Не за что.
Не за что! 🙂
***Сэр, а вот насчет диктатуры совести. Это же про совершенных людей, да?***
Нет. Это про НОРМАЛЬНЫХ людей.
***Ведь в больших сообществах этого не получится.***
Любое Большое сообщество состоит из множества Маленьких сообществ.
Порядок, установленный в Маленьких, автоматически передается Большому. Общественная система по Кропоткину растет снизу вверх, от индивидуума — к обществу, а не сверху вниз, от власти — к индивидууму, как сейчас.
***опять получится немножко Хороших Людей, окруженных массой Остальных.***
Вовсе нет. Речь идет об основополагающих принципах, коих всегда немного.
***Я вот по себе знаю — понятия меняются со временем. ***
Но не фундаментальные.
***идея “вне закона” мне давно нравится. По-моему, она многие вещи должна решить.***
Что имеется в виду?
***особенно понравился перечень книг, которые покупают с***
Да. Потешно…
***Еще раз спасибо.***
Еще раз «не за что»! 🙂 Главное, чтобы действительно что-то новое там попалось… А то ведь все факты — общеизвестные.