Все-таки «есть Россия, и есть Россия, и не надо путать эти разные вещи!» 🙂 В каждом регионе настолько все свое, собственное, ни на что не похожее, что только диву даешься, почему это не интересно масс-медиа, и почему об этом можно услышать только «в узком кругу строго ограниченных людей», или вот — увидеть самому.
Я, к сожалению, далеко не специалист в этих вопросах. Но по моим скромным наблюдениям в народном, исконном творчестве русского Севера гораздо больше «природной готики», стройности, четкости, лаконичности, чем на Юге. Даже если за линию раздела брать Москву и в одни выходные рвануть с фотоаппаратом по Варшавке или Каширке, а в следующие — по Ярославке или Дмитровке, то даже на этих, очень любительских самодельных снимках можно будет заметить разницу. Все-таки Русь — страна северная. С севера она спустилась вместе с Рюриком («и братом его Синеусом», ага! 🙂 ), дошла до Киева, потусовалась там лет 200, потягалась с турками да поляками, плюнула на это дело, да и назад ушла. К себе, на север. Еще на 200 лет. Не знаю, может, я все это для себя придумал, но на севере как-то больше Русь и чувствуется, и присутствует. Даже географические названия более понятны и приятны уху. И даже строгая, каноническая, и вроде бы везде одинаковая архитектура храмов здесь какая-то своя. Вот такой безбашенной эклектики, как в храме Василия Блаженного, здесь не увидишь. Я еще не все снимки пока обработал, но поверьте — в самых далеких деревнях попадались такие стройные, строгие и воздушные колокольни, как будто их проектировал как минимум Растрелли, а не «рашен моужыг» топором сваял.
Хотя… и здесь попадаются вполне себе «южные» и не очень понятные вещи. Вот в районе Переславля-Залесского выскочила прямо на дорогу странноватая церковь. Купол колокольни — даже не купол, а чистой воды готический шпиль. А над главным барабаном… Я, признаться, такого раньше и не видел. Чтобы купол был настолько… эээ… вызывающе непропорционален, так скажем. Или это своеобразный «церковный авангард» минувших лет, способ выделиться на фоне соседних деревень и обратить на себя внимание? Знаете, такое впечатление, что зодчие просто пошутили. По-доброму пошутили, беззлобно. Вот Ксиф как-то сказала, что каждая церковь, как человек, имеет свой характер. Если так, то это, наверное, «смеющаяся церковь». Так она этим своим «неканоническим» куполом себя в моих глазах зарекомендовала. Назло угрюмым дядькам из «Православных хоругвеносцев».
Не знаю. Может, с куполом как раз все нормально, а с моей головой не все нормально! 🙂 Но вот кажется мне, что этот купол несколько… переакцентирован, так скажем. Ведь что нас привлекает в архитектуре православных храмов? Думаю, прежде всего гармония. Кстати — совсем рядом, буквально в двух шагах от этой церкви — замечательный храм Покрова на Нерли. Да, тот самый, который считается образцом минимализма, пропорции и гармонии православных храмов. Не думаю, чтобы строители или зодчие сделали ошибку по неграмотности. Думаю, что среди них был первый православный авангардист. Который захотел сказать своей работой больше, чем дозволено строгим каноном. А вот что именно… Может, когда и узнаю.
Девочка-на-шаре!
То есть, конечно, шар. Ну, почти. А так же хулигански и старательно балансирует
Ну да, именно! Вот есть это, в глаза бросается — и элемент явного «хулиганства», и миллиметр до безвкусицы и кича. Вот на грани шарик балансирует, еще немного — и все плохо. А он до этого чуть-чуть не доходит, именно, что «балансирует».
А если продолжать аналогию с «девочкой-на-шаре», то это, скорее, «девочка с шариком», где «девочка» — сама церковь. «Церковь-девочка». С шариком.
А вообще интересная пропорция, правда? Вот добились своего строители — и смотреть на этот шарик хочется, и запоминается сразу. Молодцы. Креативщики! 🙂