Каждый человек сделан из очень небольшого количества основных элементов. Как из конструктора “Лего”. Эти элементы не меняются с возрастом и всегда безошибочно определяют характер человека и даже его судьбу. Для кого-то это запах сирени, музыка старого танго и несколько кадров из фильма “Два капитана”. Для кого-то – колыбельная матери, летний день в деревне у бабушки и вкус парного молока. Одним из таких элементов для меня является буква “О”. Не та, которая в алфавите, а та, которой названа повесть Андрея Вознесенского.
Помнится, еще классе в седьмом, что ли, я открыл оглавление журнала “Юность” и увидел опечатку. Вместо названия произведения кто-то поставил ноль. “Прохлопали!”, – подумал я и полез смотреть, что там под этим “нолем” значится. И прочитал странное: “Я открыл форточку, и ко мне залетела черная дыра…” Эту черную дыру потом назвали “О” и вообще с ней было непросто. Это была повесть Андрея Вознесенского, которую я прочитал тут же, не отрываясь, и навсегда стал другим человеком.
Сегодня, когда миром правит воинствующая серость, о Вознесенском рассказывать бесполезно. Все равно, что орать в камере для буйно помешанных – никто не то, что не услышит, а просто даже слушать не будет. Бесполезно говорить молодым о том, что в 70-е молодежь Запада искренне завидовала нам, советским людям, потому, что у нас в стране поэты собирали стадионы. И одним из таких поэтов был Андрей Вознесенский. Честное слово – приезжал в город человек, без аппаратуры, без анамбля (сам, да!), без света, звука, балета и бригады менеджеров и продюсеров, на каком-нибудь заборе вешалось небольшое рукописное объявление о том, что будут читать стихи, и народ забивал трибуны местного стадиона под завязку. Кассы ломали, друг на друге сидели. Просто для того, чтобы послушать стихи. Потом в атмосфере что-то щелкнуло, и люди стали забивать стадионы, чтобы послушать “Ласковый май”. Да, блин. Страну оккупировала всепобеждающая и многоликая “Зайка моя”, туды ее в качель…
Знаете в Москве, в районе Миусской, есть памятник русско-грузинской дружбы, сделанный из переплетенных букв кириллицы и грузинской клинописи этой… или как там их иероглифы называются… О нем еще все время рассказывают, что это первый памятник в Москве работы Церетели. Зародыш, тсзть, гиганского полипа, заполонившего сегодня весь наш город. Так вот – это памятник не столько Церетели, сколько Вознесенского. Андрей Андреевич же был архитектором, и предложил немало интересных архитектурных проектов. Идея показать единение народов через переплетение букв различных алфавитов – это именно его идея, Вознесенского. Если бы не она, эта идея, грош цена была бы этому памятнику – все остальное в нем доброго слова не стОит.
Полагаю, что теперь пора стареть. Человек стареет не тогда, когда спина не сгибается или песок сыпаться начинает. Мы и сегодня поздоровее многих юношей будем, ибо на советских хлебах вскормлены. Не в здоровье дело, а в окружении. Я мог активно и радостно жить в мире, в котором жили Высоцкий, Вознесенский, Миронов, Ульянов, Бондарчук-старший, Филатов, футбольный тренер Константин Бесков, в конце концов… Этому миру было не страшно даже наличие в нем некоторого количества гопоты, моисеевых, тимати и киркоровых – общая культурная масса все равно перевешивала пену, и баланс был на стороне хомо сапиенс. Сегодня мир иной. И нормы иные, что самое страшное. Я до сих пор смотрю на человека, не читавшего Вознесенского, как на аномалию, забыв о том, что аномалия теперь как раз – я, а не читать Вознесенского и не знать, кто такой великий Леонид Енгибаров – это грустная норма.
Очень плохо, что Вознесенский умер. Мир после этого стал еще более чужим и неинтересным. А когда мир становится совершенно не интересен, тогда и наступает старость. И от возраста это совершенно не зависит.
Светлая ему память!!!
Я когда в свое время узнала, что стихи в «Юноне и Авось» Вознесенского, просто в осадок выпала. Он открылся для меня с такой потрясающе чуткой стороны, как раньше, пожалуй, я его даже и не воспринимала…
Светлая память
Блин, ты что за ролик поставила?! Там же одни покойники! 🙂
Автор — Вознесенский. Умер. Солируют Павел Смеян (умер), Александр Абдулов (умер) и Караченцев (жив, но чисто юридически).
Очень симптоматичный ролик! 🙂
ДА! Только эта постановка, с этими актёрами была восхитительна!!!! Стихи, душа спектакля ушла….
И посмотри на это. Разницу чувствуешь?
http://video.mail.ru/mail/gianiro/332/4494.html
Не, ну чего тут говорить — «песок неважная овсу», фигли! 🙂
Хотя, вот если честно — ну этой постановке же 200 лет, ну сколько можно одним и тем же восхищаться?
Бродвей подобные премьеры выплевывает еженедельно. И не бахвалятся этим. А у нас ведь все свои мюзиклы, включая «Норд=Ост» — ну такая самодеятельность клубная, что даже говорить неловко. Ну «Норд-Ост» еще кда ни шло, а то, что Киркоров делает — на это ж без слез не взглянешь.
Вот не хочется уже о «Юноне и Авось» говорить, противно, потому что это идиотизм — всю жизнь говорить одни и те же слова об одном и том же спектакле. Но приходится! Хотя это уже смахивает на дежа-вю.
А что еще остаётся….
Сейчас идет фильм про Вознесенского. Не могу смотреть. Он уже в нем не говорит, а шепчет… Его озвучивают… Ужасно… Трагедия…
Но это — тупик, когда все богатство — в прошлом. Это, простите, практически смерть…
Ну, есть же и другое хорошее. Просто я про стихи в основном, а не о самом спектакле.
Я вижу. Но такие ежегодно показывают, к ДР… Подождем, пока основательный не снимут. Итоговый. Прощальный. Вот это обязательно надо будет посмотреть.
Понятно. Тогда — согласен.
Ой да, он вечер у нас делал. Кто на нём работал — чуть не плакали.
Позвольте не согласиться. Они не в прошлом, они в вечности.
Шекспир и Леонардо тоже там. И что? Их что, нету?
В первом ролике торжество любви и одно дыхание актеров, а во втором ролике вот такие вот поминки всему. Может оно так специально сделано. Какое все-таки счастье, что я жила в то же самое время, когда жили и творили ВЕЛИКИЕ актеры и поэты, писатели и режиссеры. Ведь долго же их всех из ХХ века перечислять. А кого перечислить моим детям в их время? Только Великих моего времени. Вот это драма и трагедия. А моим внукам? Уже ничего и никого Великого я даже назвать не могу. Суррогат какой-то и пена в искусстве теперешном.
Сэр, а зачем это смотреть?
Разве могут что-то путное нынче сделать?… Тем более про такого человека… Осталось же сплошная гопота…
Я не читал Вознесенского, но не надо смотреть на меня, как на аномалию, я много чего не читал и не прочитаю…
Не могу не согласиться с тобой по поводу обилия пены, но если бы под ней ничего не было — пора помирать… А ведь ты ждёшь, итоговый фильм про Вознесенского и знаешь, что его стоит смотреть, а значит есть под пеной кое-что…
Большая удача, когда тебя любят, но ты не прилагаешь никаких специальных усилий, чтобы так было.
Я тоже не читала Вознесенского, стихотворную форму самовыражения не воспринимаю потому чтл (ну как дальтоник не различат цвета, я не различаю слова в стихах), так что нас тут уже две аномалии.
Миша, смотри, сюда, здесь две аномалии.:)
Я люблю стихи и воспринимаю нормально. Раньше много знал наизусть, да и сейчас ещё «Северную надбавку» Евтушенко почти целиком помню…
А Вознесенского не читал потому что — не читал… Так сложилось (или не сложилось)…
Ну и хорошо.:) Не читали и не надо.:)) Все читать невозможно же.:)
Почему? Он был сильно болен?
В Вечности — есть. А в Реальности — нет.
В Вечности и «умер» — это одно и то же, наверное.
Когда человек в Вечности, ты сам должен его найти. А для этого надо маршрут знать, карту иметь… Это как клад.
А когда он в Реальности, он сам себя найти может.
Мы же никогда не искали Моррисона, Дженис, Евтушенко, Высоцкого. Мы просто жили в одной с ними Реальности, и натыкались на них, как на шкаф в темноте. И так же долго потом летели из глаз искры и приходилось приходить в себя.
Это, по-моему, совсем не одно и то же. Когда тебе приходится искать и собирать по крупицам, и когда это — рядом, еще излучает, живо реагирует, и еще непременно сделает что-то еще…
По-моему, так.
Вот я тоже не устаю благодарить судьбу за это! Страшно представить, что вполне могло бы быть иначе. Я совершенно не желаю быть молодым человеком сегодняшней России, мне такая молодость даром не нужна…
Согласен. Меня это тоже очень беспокоит.
С одной стороны, зорошо, конечно, что в России и через 30 лет будут смотреть «Того самого Мюнзгаузена» и слушать Высоцкого. Это обеспечит связь поколений. А с другой — уже давно пора создавать свои равновеликие вещи! А то ведь «поколение некст», кроме Пелевина, ничего реально великого, по сути, и не выдало миру.
Нет! Вовсе нет! У нас очень сильное документальное кино. Гораздо сильнее художественного! Просто в документалке меньше денег крутится, а часто вообще приходится себе в убыток работать, поэтому здесь больше нормальных людей. Плюс ко всему наше документальное кино рассредоточено по небольшим частным студиям и работает в основном по зарубежным заказам. Снимают в провинции, продают за рубеж, поэтому создается впечатление, что их нет. А они есть и еще как есть! Кроме того очень сильная школа документального кино на НТВ. Это по телеканалам. НТВ может сделать потрясающий фильм о Вознесенском, я именно от них и жду, кстати…
Это может быть действительно очень интересно.
Он был после инсульта.
Это смотря где ходить. Я вон всё время натыкалась то на Дюрера, то на Островского. То вообще на Корбюзье. Это ведь всё от окружения зависит.
Я, признаться, тоже случайно им заинтересовался, прочитав повесть «О». До этого он мне казался выпендрежником, «мальчиком-мажором», желающим выделиться необычной формой стиха. Но позже, уже обучаясь на журфаке, я написал три курсовых по Евтушенко, Рождественскому, Вознесенскому и Римме Казаковой. По их поэзии и отдельно — по прозе и публицистике. Поэтому и немного в курсе темы. А если бы я на другие темы писал, еще неизвестно, что было бы! 🙂
Есть. Но на это «что-то» у нас пока нет спроса. У меня совсем недавно истерика случилась, когда я узнал, что дружественная студия сделала фильм к 200-летию Радищева, потратилась, влезла в долги, и не нашла покупателя в России. Даже кабельные каналы отказались купить. Или выдвигали неприемлемые условия, то есть хотели получить работу даром. В результате они продали фильм… арабскому телеканалу «Аль-Джазира»! 🙂 Вот где — «Аль-Джазира», а где — Радищев, казалось бы, да?! 🙂 Блин, да че там говорить, если мой фильм о бабушке-фельдшере купили в Израиле, а в России эта тема вообще никому нужной не оказалась…
К сожалению, это рынок. А на рынке спрос диктует предложение. А сегодня фильм о прыщике на жопе у поп-певца купят, а очерк о герое-полярнике — никогда. А о прыщиках фильмы делать реально западло. Спасибо, хоть заграница иногда выручает! 🙂
Эйдж! Опа лютует!
Ужас. Представляю. Но он молодец, что оторвался, заставил себя выйти в люди… Молодец. Уважаю.
Человек — сам себе окружение. Часто бывает, что окружение враждебно и негативно, а человек живет по своим законам, не приемля «закон стаи». И стая его не портит.
ВСПОМНИЛ! 🙂 Недавно слышал об одном ученом нашем, оружейнике, фамилию не помню, но суть в том, что его назначили комендантом поезда с эвакуированными во время войны. Так вот у него в поезде культура была, как в мирной жизни. На стоянках оборудовались бани, отдельно мужские и женские, туалеты тоже были разнесены не просто в разные места, а по разные стороны поезда вообще. И ни бомбежки, ни холод этому не могли помещать. Поезд он довел без ЧП. После чего его расстреляли за саботаж, прицепившись к тому, что на какой-то станции он задержал отправление поезда, потому что ждал ушедшую в лес семью.
Вот сколько таких незаметных, но НОРМАЛЬНЫХ людей уничтожили большевики? Не счесть. Надо просто подождать еще лет 60 — 70, пока сформируется новый «культурный слой» в обществе, и все станет на свои места. У русского народа очень мощный культурный фундамент, «быдлизм» без помощи большевиков долго не продержится.
Точно! Совсем озверела!
Валер, покорми ее чем-нибудь, а то вконец озверела.
Эээээ…я, конечно, понимаю, что сейчас скажу что-то ужасное…..но я хочу это посмотреть….
Нельзя. Фильм продан вместе с авторскими правами.
но надо ж где-то хотя бы узнать, что бани бывают раздельные. И что это хорошо.
Оля Арефьева как-то рассказывала, что услышала неформальную музыку в первый раз в 15. Макаревича, что ли, или БГ, не помню. А до этого — ну неоткуда было в той Верхней Салде.
Хорошая история. Спасибо.