Вот если кто думает, что все, что происходит в блоге, происходит только на первой странице, тот глубоко ошибается. Так, в самом начале января две тыщи седьмого года я написал пост о певце Сергее Беликове. Заметив, что его биография схожа с биографией юной олимпийской чемпионки по гимнастике: в начале карьеры – золото и слава, а потом – серые будни, изоднявденьщина и очередь за макаронами. Аналогия была продиктована тем, что первой песней, которую Сергей Беликов выпустил на “Мелодии” массовым тиражом была гениальная “Сентиментальная прогулка” Тухманова с пластинки “По волне моей памяти”. А потом начались песни про деревню – прекрасные, лиричные, простоватые и добрые. Но уже не то совсем.
Вот и намедни некто Димчик (спасибо ему большое, кстати!) неведомо как нарыл этот забытый Богом пост и ткнул меня носом в тот факт, что Беликов очень неплохо засветился в “Араксе” в самом начале 80-х. И в качестве примера привел песню “Ноктюрн” с альбома “Колокола тревоги” 1980-1981 гг. Нашел. Послушал. Впечатлился. А что – ведь и правда, когда-то и нашу популярную музыку можно было слушать с удовольствием. Очень давно, очень. Когда никому не пришло бы в голову назвать Киркорова не только “звездой” или “королем”, как скромно, но часто именует он сам себя, но и даже просто “певцом”. Потому, что были такие ребята, как Сергей Беликов. Которых потом “киркоровы” с чавканьем сожрали, да…
Вот об этой песне речь. Напомню – это “Ноктюрн” с альбома группы “Аракс” “Колокола тревоги”. ИИИСПОЛНЯЕТ… (трр-рр-рр-рр-рр… барабан…) Сергей БЕЛИКОВ, Советский союз! Встречаем, граждане, не спим.
??????? — ????? А это, собственно, та тухмановская песня, с которой разговор с многоуважаемым сэром Димчиком и начался. То есть "Сентиментальная прогулка" Тухманова
Это, конечно, сложное по форме, но всё-таки занудство.
Впрочем, насчёт Киркорова я с тобой согласен.
2 breadseed —
Хорошее занудство всегда должно быть сложное по форме, это я тебе как зануда со стажем говорю! 🙂
А уж какое занудство симфоническая музыка, это ваще атас! 🙂
Понимаешь, эта музыка имеет один неоспоримый плюс — она не навязывалась никогда. Как тот же Киркоров, который и напомадится, и глазки закатит, и сто раз повторит, что он — «король русской эстрады» (тьфу!), и на самолете свой портрет нарисует, а вот позаботиться о том, чтобы иметь профессиональный слух, голос и репертуар, ему как-то недосуг. Еще и нормальным людям работать мешает, террорист музыкальный… Очень сильно не люблю, это правда! 🙂
Досточтимый Сэр, признаться меня зацепила эта дискуссия и я, занырнув поглубже в ВОЛНУ СВОЕЙ ПАМЯТИ, нашел там еще один этап творчества С. Беликова-работу над циклом песен, посвященных Московской Олимпиаде, вроде бы Пахмутовой-вполне.
В советские времена на эстраде тоже хватало проходного материала, но не было такого шквала агрессивно-вульгарной пошлости, который доносится сейчас с многочисленных ФМ-станций и телеэкрана!
Помню, помню эти вещи. Спасибо.
Про Киркорова, кстати, кто-то рассказывал, что он в Гнесинке реально научился петь, пахал как подорваный. С нуля.
А потом расслабился, наверно, поверил, что король.
А с эстрадой и пр. — есть хорошая фраза: не надо путать понятия «быдло» и «целевая аудитория».
2 Димчик —
А вот кстати, да!
А ВОТ, КСТАТИ, ДА — Московская Олимпиада!
Я думаю, эта тема еще должна найти своего исследователя. Насколько я помню, культурная подготовка к Олимпиаде носила характер глобального (не сказать «тотального») массового штурма. Причем штурма многолетнего. Ведь не было НИ ОДНОЙ культурной сферы жизни, в которой не была бы профинансирована подготовка к Олимпиаде. Десятками штамповались фильмы, мультфильмы, симфонии, аратории… Про песни я вообще молчу, их, наверное, вагонами возили.
Господи, вот как вспомнить в этой толпе Беликова? Вы сказали Олимпиада, и первое, о ком я совершенно навскидку вспомнил, это Эдуард Артемьев и Альфред Шнитке. Шнитке написал совершенно гениальный саундтрек к мультику про спорт, а Артемьев пошел дальше и выдал араторию «О, спорт, ты — мир!», соответственно. Я в ораториях не силен, но скажу честно — прослушать ее от начала до конца я не смог себя заставить ни разу. При всей любви к Артемьеву. По-моему, совершенно провальная вещь! 🙂 Но ведь художник на ней заработал, а, значит, сумел улучшить свою студию, лучше подготовился к другим работам… Кто знает — может, если бы не это оратория, не было бы ни «Территории любви», ни «Одиссеи». Да и опальный Шнитке, может, меньше шишек стал получать за «формализм от искусства» за эту музыку…
Блин, а ведь точно — основная подготовка к Олимпиаде велась именно в культурной сфере. Хотя, конечно, и построили дофига. А сейчас Олимпиаду в Сочи пилят… то есть готовят. Кто-нибудь что-нибудь слышал о МАССОВОЙ имиджевой подготовке? Или опять все отдадут на откуп Аксюте с Дробышем (ничего не имею против этих господ лично, но имею много против монополизма), и «распил» произойдет в узком кругу?
Вот ведь — ответ на вопрос об исчезновении Беликова и иных мастеров. Нет массовости, выбора, разнообразия. А во время подготовки к Олимпиаде-80 разномастным культурным продуктом только кошки не гадили. Экузе муа… 😉
Вот абсолютно гениальная композиция Шнитке из саундтрека к мультику про спорт, которую пилят до сих пор. Называется «Болельщики» —
III. Fans — Alfred Schnittke
А это Артемьев — финальная часть оратории. Так и называется, как они там кричат… Дослушивать до конца это не обязательно — я ж не садист! 🙂
Эдуард Артемьев, «О, спорт, ты — мир!»
xif said:
Не спорю, что пахал. Согласен, что с нуля. Убежден, что учился. Но утверждать, что НАучился?! 🙂
О том, что пахать, как подорванный — это еще не все, что необходимо для успеха в музыке, очень здорово Пушкин рассказал. В «Маленьких трагедиях». Устами Сальери, который тоже — «пахал, как подорванный». А пришел Моцарт, и в перерыве между двумя кружками пива сделал все то, для чего Сальери потребовались десятилетия. Ладно Сальери — он одного Моцарта отравил. А скольких моцартов отравил Киркоров?
Это нехорошая фраза. Потому, что быдло и стало целевой аудиторией для современной российской попсы. По одной простой причине: быдло — самая социально активная часть населения, как ни странно. Оно — основной посетитель на фанатских сайтах, зритель попсопрограмм и покупатель компактов и билетов на концерты всяких там «бизюлек», изобретенных специально под быдло. И вполне поэтому рентабельных. Посоветуй публично уважающей себя девушке «стать рачком» — она и по морде может. А для быдла это — самое то!
«Стань рачком» — Бизюлька
Или вот та же Глюкоза — вполне многообещающий проект был. Были задатки для того, чтобы стать действительно чем-то осязаемым. Но надо жить, и появляются песни о том, что «у меня самая красивая жопа» и вообе без текста. То есть ориентировка СТРОГО на быдло. Это даже не скрывается —
Танцуй, Россия!!! — Глюк`oza
мир несовершенен.
Так начинается падение. Когда делаешь не так, как хочешь, не так, как надо, — а как хочет гипотетический «народ». Обычно сверху народ видится как тупая толпа. Это если поверить, что ты сверху.
Вот за это ещё и люблю то место, где работаю. Его можно ругать за многое — но только такими вот перверсиями наши не страдают.
Кстати, и вышеупомянутый журнал «Русская жизнь».
2 КсифFф —
Кхм.
Падение начинается тогда, когда замедляется взлет. Это вам любой летчик скажет. Применимо к продавцам звучащего дерьма (а иначе я выше представленные треки и назвать не могу) это применимо в том смысле, что для них такой дилемы вообще не существует — что там народ хочет, что он не хочет… Они знают, за что платят деньги. Все. Они это и делают. Это просто отсутствие интеллигентности. Когда за деньги — что угодно. Платят — и Иванов поет, что «Филипс является частью Вселенной» на рекламной акции голландского концерна. Платят — и некогда подающая надежды Ксения Стриж идет работать на «Радио Шансон», более того, горячо отстаивает интересы воровской лирики на существование в общем культурном пространстве общества.
Что касается театра… Для театра всегда, во все времена была и будет актуальной эта проблема — опускаться до толпы или поднимать толпу до себя. И решать ее надо будет каждый божий день. И не всегда будет получаться… Это раз и навсегда не решить. Ведь когда толпу к себе тянешь, тебя не понимают. А когда не понимают, то мало того, что не кормят, так еще и бьют. Да.
А «Русская жизнь» — как раз пример несоответствия формы и содержания. Нет там русской жизни. Там проблемы псевдоэлиты, а это, пардон, не «русская жизнь».