Всемилостивейшая Ксифа поинтересовалась намедни, как гранки выглядят. И теплая волна воспоминаний нахлынула на меня, когда я понял, что для того, чтобы рассказать о том, как они выглядят (вернее, выглядели), мне надо пояснить, что же это такое было и для чего они существовали. Потому что именно этим объяснялся их нелепый и затрапезный вид.
Итак, «гранки». Это понятие полностью относится к ушедшей в прошлое эпохе высокой печати, когда текст набирали руками по буковке, либо отливали целыми строчками на пышущих жаром машинах под названием «линотип». Набранный таким образом текст заметки (или статьи, чего угодно) выставлялся отдельно, сразу в полосу он не шел. Потому что в полосе править сложно, другие материалы мешают. Столбик металлических буковок или строчек скатывали на металлическую же плиту и просто обматывали по периметру типографским шпагатом, чтобы текст не рассыпался. Заключали наскоро в раму. Прокатывали по литерам валиком, смазанным типографской краской. Потом бросали сверху, прямо на этот одиноко стоящий столбик, большой лист бумаги. Из тех, что под рукой у печатника — формата А3 или даже А1 на малюсенькую заметку. Иногда лист складывали вдвое, чтобы края не висели и прижим равномерней был. И прокатывали уже другим, прижимным, валиком, чтобы текст на бумаге отпечатался. Делали это руками или на примитивнов прокатном станке, поэтому давление было неодинаковым по всей площади текста. И на каких-то буквах бумага рвалась, а какой-то кусок статьи был еле виден… Но на это мало, кто обращал внимание, потому что оттиск делался исключительно для автора текста. НИКТО, кроме автора, гранки не читал, начальство брало в белы рученьки разве, что готовую и вычитанную многократно полосу, а то и разворот. А гранки — чисто авторское чтиво…
Вооот. И вот тут, после того, как на здоровенном листе наборщик (или иногда даже сам маэстро метранпаж*) делал оттиск твоей цыдюльки, наступал самый ответственный момент, в который и решалось, как выглядеть гранкам. Потому что если метранпаж спешил, то он просто совал тебе в руки всю простыню, и «вдавись, щелкопер». Но это редкое исключение. Наборщик был обязан (и все наборщики почти всегда этому следовали) приложить к бумаге строкомер (это такая особая металлическая типографская линейка, на которой не миллиметры и сантиметры обозначены, а строки в размере четырех основных типографских шрифтов — «боргес», «корпус», «петит» и «цицеро») и оторвать лишнюю бумагу слева и справа. Иногда отрывалось неровно, ессесь. И получался у тебя бумажный хвост с косоватым, по разному пропечатанным текстом посередине. Этот «хвост» был в пятнах и кляксах, и весь усеянный отпечатками пальцев наборщика и твоими собственными, к тому времени уже перепачканными, пальчиками. Заголовка в гранках обычно не было. Но иногда ставили — все от воли метронпажа зависело и от того, сколько у него было времени. Но заголовки обычно уже в полосу вставляли, на следующем этапе верстки.
Вооооооот….. Обычно тебе попутно тискали еще несколько гранок других материалов, чтобы самим в редакцию не ходить лишний раз, и появлялся ты в конторе с целым ворохом странного вида бумаги. Каждая гранка не была похожа на другую, поскольку и материалы неодинаковые по верстке: какие-то — вертикальные, какие-то — горизонтальные, да и отрывал края наборщик всегда по-разному. И пачкал, соответственно, тоже! 🙂
Вот и думай теперь, Всемилостивейшая Ксифа, «как выглядели гранки». Празднично выглядели. Радостно. Потому что растрепанные и неодинаковые, потому что ты впервые читал свой текст не в машинописном варианте, а в типографском шрифте, и потому что наличие гранок у тебя в руках означало, что в сегодняшней разметке ежедневного гонорара ответственный секретать напишет и на твоей цыдюльке какую-никакую цыфирь с буковкой «р» в конце.
…А вообще, как теперь дружно говорят офигевающие от неожиданного внимания прессы к своим никчемным персонам «единороссы», «спасибо за вопрос!». Я на полчаса в юность вернулся! 🙂
* «Метранпаж» — главарь банды наборщиков.
ДА!!!!!!!!!!
КСИФА!!!!!!!!!!
Я самое главное забыл — гранки НИКОГДА не обрывались по периметру текста. Обязательно оставляли много «воздуха» слева и справа. Дело в том, что гранки предназначались для авторской правки, а на тексте правку не сделаешь. Вот для особых корректурных знаков поля и оставлялись.
Теперь — все, кажется! 🙂
(обалдев от красоты) а кто главнее — метранпаж или шпрехшталмейстер?
(смайл)
Вот вернусь в Москву и попробую это перевести в то, что можно ручками пощупать. А сначала уговорить художника, режиссера и актеров.
Спасибо пребольшое.
***а кто главнее — метранпаж или шпрехшталмейстер?
(смайл)***
Они оба — рабы рифлеткии шабера! (смайл)
***Вот вернусь в Москву и попробую это перевести в то, что можно ручками пощупать.***
А где Всемилостивейшая Ксифа ныне пребывает?! Разве не в сторожке из соломы? (грустный смайл).
А сделать это очень просто — нужен неровный прямоугольный лист грязноватой бумаги и немножко текста по центру. И все.
***Спасибо пребольшое.***
Пожалуйста. Всегда к услугам.
Ну понятно, одно дело шпицштихель, и совсем другое — больштихель!
Сейчас в Москве, а завтра в окопы к противнику забрасывают, с диверсионной миссией. «Войну и мир» в Ригу везём.
«Всегда к услугам»… (записывает).
***Ну понятно, одно дело шпицштихель, и совсем другое — больштихель!***
Конечно! А все потому, что фалехов гендикосиллаб есть сложный пятистопный метр, состоящий из четырех хореев и одного дактиля.
***Сейчас в Москве, а завтра в окопы к противнику забрасывают, с диверсионной миссией. “Войну и мир” в Ригу везём.***
Возвращайтесь с «Миром»…
***“Всегда к услугам”… (записывает).***
Всегда к услугам-2.
(ужасаясь) четырьмя хореями гонять бедного дактиля?
жыстокий.
Вернусь, куда уж я от вас…
***(ужасаясь) четырьмя хореями гонять бедного дактиля?
жыстокий.***
А чё, он первый полез… 🙁
***Вернусь, куда уж я от вас…***
А скоро? А то я тут радиву задумал к блогу цеплять! 🙂
Первый, первый…. все так говорят.
Тонкий, нежный, трепетный дактиль, из интеллигентной семьи. Разве ж он мог полезть?!! Да вы посмотрите на него, господа присяжные!
А и соскучиться не успеете. Буквально мухой, туда и обратно. 19го вернусь. Или 18го? не помню.
1. Кто тонкий?! Это вот этот дактиль нежный и трепетный? Да щаз! У него три ходки за спиной и два побега! Это он только здесь ангелом прикидывается, а тогда от него четыре перепуганных насмерть хорея еле скрипками своими отбились. Или нотами, не помню уже…
2. А вот успеем соскучиться, а вот успеем! 🙂
3. Ща я пробный тестовый вариант радивы сюда кину. Даже не верицца — неужели заработает?! 🙂
Амфибрахиями.
но тут кааак прискочили метранпажи. С шпрехшталмейстерами.
«И пьеса стала всем ясна» (с)
Ну начинайте!
Тоже начинайте.
Точно! Точно! Амфибрахиями! 🙂 Как сейчас помню — стоят такие поэтически женственные хореи и томно пытаются отбиться амфибрахием… Полупрозрачным, ессесь.
Ага! И метранпажи, точно. И рифлеткой его — да по шаберу… Дактиль еле грабштихели унес.
Начал. Сел вот, вздохнул — и начал.
Тоже начал. Сел вот, вздохнул — и тоже начал…
Ностальгия…
Гранки я в руках держалаа не раз, но не приходилось видеть, как оттиск текста делали. Красиво описал!
Оттисками назывались также клочки бумаги с оттиснутыми в типографии иллюстрациями, которые редактор должен был проверить на предмет технических ошибок или неприличных слов в поле зрения будущего читателя.
А еще были верстки — боольшие листы, где были неряшливо оттиснуты целые развороты будущего журнала, уже с иллюстрациями.
Вот.
2 uthf_5042 —
Да уж, ностальгия…
Но Вы описываете журнальное производство, в нем понятие «гранок» чисто условное (как «верстка» на телевидении), а я говорю о ежедневной газете. Гранки — это прежде всего из техники производства ежедневной газеты. В остальных формах печатных СМИ (включая и еженедельники) это понятие уже размывается, перестает быть «классическим».