Скоро Пасха. Уже совсем скоро. И церковная тема в рунете появляется все чаще. В основном в юмористическом ключе — дескать, и за то попы деньги вымогают, и за это… Я и сам пау раз писал о сребролюбии священников. Но сейчас посмотрел… Перебираем мы, братцы.
Вот возьмем, к примеру, нашу всенародно любимую еврейскую тему. Пообщайтесь с любым иудеем — для него понятие «десятина» священно. Ни один еврей не будет ждать прихода инспектора и скрывать доходы. Он просто знает, что он ОБЯЗАН десятую часть своих доходов отнести в синагогу. Это не обсуждается, не оспаривается, не подвергается сомнению. И никто не спросит у тебя декларации о доходах. Потому что платить своей церкви — это ОБЯЗАННОСТЬ верующего человека. Мусульмане тоже не экономят на вере.
А теперь давайте прикинем, сколько слов мы говорим о несовершенстве нашей несчастной, замордованной большевиками церкви, и сколько мы жертвуем ей денег.
Вот просто интересно — из моих читателей (а вас, дорогие мои, на сегодняшний день у меня аж 44! Это, знаете ли, аудитория! Это «выборка»!)… Так вот — хоть кто-нибудь из вас, дорогие, ощущает расходы на церковь на своем бюджете? Знаем ли мы, сколько денег мы пожертвовали своему приходу, и сколько пожертвуем в следующем месяце? Выделяем ли мы эту сумму отдельной строкой, или считаем, что достаточно раз в месяц поставить трехркблевую свечку и «будет тебе счастье»? И как мы жертвуем — отдаем то, в чем чувствуем ценность и хотим, чтобы Храму досталось побольше наших невеликих рублей, или ссыпаем в жертвенник накопившуюся мелочь вперемешку с табаком и нитками, чтобы не гремела и карманы не рвала? Испытываем ли мы радость, отдавая, или думаем о том, что можно было бы купить на эти деньги себе?
…Когда я написал в заголовке «На Церкви не сэкономишь!», я имел в виду вовсе не то, о чем вы подумали. Не Спасение, Прощение и Жизнь Вечную. Я в этом сам слабо разбираюсь, да и никакой жизни без собственного тела я себе просто не представляю. Речь не об этом. Не о религиозном аспекте жертвования. А о том, что умение делиться — это культура, которую надо воспитывать в себе с детства.
Я вот тут о евреях вспомнил. Ладно, допустим, многие оценят этот пример по-своему и не поймут правильно (что прискорбно), давайте я теперь о приобских ханты вспомню. Все деревенские ханты, — и христиане, и язычники, до сих пор исполняют некоторые языческие обряды предков. Среди которых есть и жертвоприношение. То есть они накрывают стол на снегу, прямо на сугробе, и в определенный момент бросают в сторону молодой луны половинки специального печенья. И не просто половинки, а лучшие. С узором. Когда я спросил, зачем они это делают, — не думают же взрослые люди, что луна будет есть их печенье? Да еще с земли… Мне объяснили так: «Каждый ханты знает — делиться надо всегда. Если делишься — давай половину, не задумывайся. А даешь половину — давай лучшую». Это правило. Ему учат с детства. Кто-то его выполняет, кто-то, конечно, нет. Но оно СУЩЕСТВУЕТ и его знают. Это уже немало. Как у евреев существует десятина, о которой я уже говорил. Как делимся мы, братцы?
У меня возникли эти мысли, когда я сегодня в разных местах Интернета увидел фотографию студии Артемия Лебедева о рекомендуемых суммах пожертвований во время совершения тех или иных церковных обрядов. Народ злословил и издевался, как только мог. А я подумал — а что в этом особенного, собственно говоря? Разве мы знаем, сколько следует положить в жертвенник? Понятия не имеем! Вот нам и подсказывают, вот нас и учат! Так чего зубы скалить? «Спасибо» надо сказать за науку.
Я сейчас подумал о том, что сколько бы много или мало у тебя не было денег, на Церкви не сэкономишь. И что сегодня Церковь — это пожалуй, единственное надежное место для пожертвований. Куда лучше организованной мафии нищих или фальшивых «фондов помощи давно умершим детям». Да и не в этом даже дело, это я что-то не то сказал… Главное — это то, что отдавая, отучая себя жадничать в тот момент, когда открываешь бумажник, мы, конечно, лишаемся какой-то суммы. Но покупаем за это еще одну каплю Человечности. А разве за это можно переплатить? И разве это купишь в бутике или во время зарубежного вояжа?
Так стоит ли экономить на том единственном, что еще пока всех нас объединяет, — Русской Православной Церкви Московского Патриархата, и разве возможно вообще переплатить за право считать, что хоть и грешен ты, и окаянен, но все-таки движешься к свету. И не мелочишься на этом пути.
…А студии Артемия Лебедева спасибо. Большую пользу их фотография принесла. Это я только о себе сейчас сказал. Только.
и опять же — Кураев про это очень правильно пишет.
http://www.ateism.ru/ring/kuraev.htm
Честно, медленно и внимательно все прочитал.
Конечно, понравилось, как все у Кураева. Но… Мне кажется, что статья несколько более экономическая, чем хотелось бы. Мне все-таки кажется, что не экономические вопросы здесь главные.