sir_michael`s_traffic


Мы должны делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать

Если СМИ украло у Вас фотографию. Что делать.

ЕСЛИ СМИ УКРАЛО У ВАС ФОТОГРАФИЮ


Алексей КАСЬЯН

Несколько месяцев назад я узнал, что в газете «Комсомольская правда» (г.Москва) были опубликованы две мои репортажные фотографии (причем в рубрике «Фото дня»). Фотографии первоначально были выложены мною в моем блоге в ЖЖ, откуда «Комсомолка» их и взяла.

Разрешения на публикацию у меня они не спросили, фото опубликованы анонимно, и при этом картинки оказались переработаны — при верстке по воле дизайнера одна налезла на краешек другой. Т.е. это классический случай воровства фотоматериалов из сети Интернет.

Я написал в редакцию письмо, где заявил о себе как об авторе и попросил компенсацию в размере 80.000 р. Ответ пришел сразу: газета вину не отрицала и предложила компенсацию в 4.000 р. (напомню, что по закону минимальная компенсация при нарушении авторских прав — это 10.000 р.).

Тогда я собрал документы и подал иск в районный суд. За 4 месяцев состоялось 6 заседаний. Адвокат ответчика всячески затягивал дело в надежде, что мне надоест и я отступлюсь. В результате суд вынес решение: мне компенсация 20.000 р. за нарушение авторских прав и 1.000 за моральный ущерб (т.е. по 10.000 р. на каждую фотографию — минимальная ставка по закону).

В красках эта история описана в моем блоге, а здесь я постараюсь дать подробную информацию, как обиженному фотографу отстоять свои права, не прибегая к помощи адвоката (т.к. расходы на адвоката съедят любую компенсацию).

«Комсомолка» нарушила мои права до 01.01.2008, т.е. когда еще действовал закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. N 5351-1. Сейчас вместо него в силу вступила ч.4 «Гражданского кодекса РФ», соответственно для этой статьи я переделал все документы под новый правовой акт.

Однако имейте в виду, что, по негласно установившейся в последнее время практике (по крайней мере это касается Москвы), какие бы суммы вы в иск ни вписывали, суд не присуждает компенсацию больше чем 35.000 р. за нарушение авторских прав, а компенсация за моральный ущерб вряд ли будет превышать ту самую 1.000 р., что получил я. Я слышал о нелегальных тиражах музыкальных cd, где истец выставлял суммы с шестью нулями (вполне соответствовавшие характеру нарушения) и в результате получал «жалкие» 35.000 р.

§1. Сначала надо попытаться урегулировать конфликт внесудебно.

Я отправил в редакцию претензионное письмо по электронной почте, а (это важно) бумажную копию текста отправил заказным с описью и уведомлением о доставке. Письмо практически дословно совпадало с текстом, который приводит Мария Плешкова, разбирая подобный случай. В качестве приложения к письму шли распечатки двух фотографий (обычный ч/б принтер).

Дальше может начаться торг. В принципе, уважающие себя издания, типа «Коммерсанта», в случае конфуза с контрафактной публикацией сразу выплачивают отступные, которые заведомо превышаю минимальные законные 10.000 р. (известны подобные случаи). Но «Комсомолка» к таковым изданиям не относится, они уперлись на 4.000 р.

§2. Иск в суд.

Подавать иск надо не на журналиста — автора материала, проиллюстрированного вашими кадрами, не на саму газету, а на издательский дом или на учредителя СМИ. Информация по ИД (или учредителю) должна быть указана в выходных сведениях газеты. Если не указано, подавайте на саму газету.

Суд районный. Я подавал по месту нахождения ответчика, и возможно это была ошибка, т.к. там сидит судья, прикрепленный к этому изданию, исков (если издание крупное) много, контакты у судьи с изданием налажены, ну и т.д. Попробуйте сначала сходить в суд по месту вашей прописки и спросить, примут ли они такой иск. В суд надо представить следующие документы (всё сделайте в трех экземплярах — для судьи, для ответчика и для себя).

1. Исковое заявление

2. Копия номера газеты. Ч/б ксерокс — первая полоса и та, где ваша фотография.

3. Копия Претензионного письма и почтовое уведомление о вручении.

4. Копия ответа представителя редакции на Претензионное письмо. Т.е. если вам что-то ответили, и там содержится какая-либо важная информация. В моем случае там указывался интернет-адрес, откуда были взяты картинки, а также предложение 4.000 р. в качестве компенсации.

5. Распечатанные цветные фотографии большого размера. Придется разориться на лабу: 20×30.

6. Скриншоты интернет-страниц, где вы опубликовали фотографии и предположительно откуда их заимствовала газета. На скриншотах должна быть видна дата постинга.

7. Квитанция об уплате госпошлины. Размер пошлины рассчитывается по ст. 333.19 НК РФ. В моем случае получалось 2900 р., что мне показалось слишком большой суммой. Если у вас не очень высокая «белая» зарплата, то можно внести всего лишь 200 р., сопроводив это ходатайством — см. следующий пункт. Узнаёте реквизиты суда (для Москвы это можно сделать тут) и в сберкассе обычным бланком вносите деньги.

8. Ходатайство об уменьшении размера государственной пошлины и справка о заработной плате и других доходах. Справку о доходах за полгода берёте по месту своей работы.

9. Расчет взыскиваемой денежной суммы. Тут, чтобы произвести впечатление на судью, надо красиво расписать пункты и компенсацию по ним. Я просил по 20.000 р. за каждый пункт, получилось 120.000 р.

10. Справка об истце как о фотографе. Тут надо в вольной форме написать как можно больше всего. Что много лет занимаетесь фотографией.
Что вы имеете фотопубликации в таких-то изданиях (сетевых или нет), на таких-то сайтах.
Что имеете авторские страницы на многих известных российских и иностранных фоторесурсах (photo-element.ru, club.foto.ru, www.photographer.ru), на которых размещены ваши произведения (можно указать ник-неймы).
Если являетесь корреспондентом, то и это, само собой.
Что снимаете на такой-то профессиональный фотоаппарат с такими-то объективами (если техника не профессиональная, это совершенно не важно, т.к. судья почти точно не разбирается в подобных материях).

В приемный день относите это всё судье, который закреплен за данным территориальным участком, и вам назначают первое слушание. Напомню, что всё подается в двух экземплярах (для судьи и для ответчика).

§3. Слушание дела.

Если издание не заботится о своей репутации и не захотело урегулировать конфликт внесудебно, значит, на слушаниях они будут тянуть резину (авось вам надоест и вы плюнете), доказывать что вы верблюд и т.д. и т.п. Приготовьтесь к тому, что адвокат ответчика собаку съел на таких вопросах, а кроме того они с судьей давно знакомы и скорее всего в теплых отношениях (это если вы подаете иск по месту нахождения ответчика).

Какие могут быть «накаты» со стороны ответчика (т.е. как «Комсомольская правда» пыталась меня задавить):

1. Виноват журналист, взявший фото из сети, подавайте в суд на журналиста.
Ответ. Нет, кроме журналиста за материалы отвечает еще и бильд-редактор, фото-редактор, выпускающий редактор и т.п. Они вся связаны договором с ИД и ответственность за их действия в рамках этого договора несет ИД.

2. Ваши фотографии не являются результатом творческой деятельности, следовательно вы не являетесь их автором.
Вот это очень серьезный момент. Действительно в ст.1257 ГК сказано: «Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано». Так сформулировано для того, чтобы, скажем, фотограф, снимающий в ателье на паспорт, или оператор камеры видео-наблюдения не обладали авторскими правами на результаты своего механического труда. При этом совершенно очевидно, что любая репортажная фотография или любительская жанровая или даже снимок «Я и пирамиды» результат никак не механического труда, а творческого. В принципе правильный судья в столь бесспорных случаях сам должен отвести подобные вздорные возражения ответчика, хотя теоретически заключение о творческой составляющей в спорном произведении должен давать сторонний эксперт (любителям юриспруденции будет интересна статья А.М.Золотарева «Творческий характер произведения как признак объекта авторского права»).

В моем случае истец подал ходатайство о назначении судом экспертизы, суд ходатайство принял. Важно, что экспертизу в таком случае оплачивает ответчик.

Далее истец предложил своего эксперта: какую-то совершенно неизвестную фирму (не имеющую даже сайта в Интернете), одним из основных пунктов специализации которой значилась экспертиза лакокрасочных покрытий автомобилей (а экспертиза фотографий, видимо, попадала в последний пункт из перечисленных на рекламной листовке: «И все другие виды экспертиз»). При этом мне несколько раз в течении одного заседания было сообщено, что стоит в данной фирме экспертиза очень дорого — 80.000 р. (потому что экспертиза будет очень качественной), и в случае отрицательного заключения (т.е. что мой труд по созданию этих фотографий был не творческим) и, соответственно, проигрыша мною дела оплачивать 80.000 р. придется мне. На такие трюки нельзя вестись ни в коем случае!

Вы в полном праве не согласиться на предлагаемых ответчиком экспертов и должны рекомендовать своих экспертов. Суд же выберет из предложенных кандидатур наиболее авторитетного специалиста и направит ему запрос на экспертизу. Перед следующим заседанием вы идете в самую серьезную в вашем городе организацию, которая занимается фотографией как творчеством. В названии организации, конечно же, должно быть слово «ФОТО» (т.к. по сути вся история с экспертами — это пускание пыли в глаза судье). Там вы объясняете ситуацию и показываете фотографии, почти точно, что вас поймут и пойдут навстречу (в конце концов, это дело цеховой солидарности и корпоративной этики). Вы просите оформить на их бланке с печатью примерно такой текст экспертного заключения. В качестве приложения идет распечатка спорной фотографии, на которой тоже (для солидности) надо поставить печать.

Я обратился в московское отделение «Союза фотохудожников России». Пользуясь случаем, выражаю Союзу и лично его председателю А.И.Баскакову искреннюю благодарность за любезное содействие в оформлении экспертизы. Если обратиться за помощью в организацию не получается, подобную экспертизу может дать любой фотограф, имеющий максимально пышную титулатуру (заслуженный деятель культуры, участник таких-то выставок, лауреат таких-то конкурсов, старейший фотокорр районной газеты и т.п.). В таком случае подпись лучше заверить у нотариуса — опять же для солидности.

Однако этот наш документ («Заключение специалиста») не совсем то, что требуется суду, т.к. суд должен предварительно утвердить список экспертов, а потом послать им официальный запрос на экспертизу. Так что помимо уже готового экспертного заключения, вы составляете список из трех фамилий: например, председатель фотоорганизации и два других ее члена. При фамилиях указывает необходимые сведения: дата рождения, образование, должность, список публикаций, достижения на фотографической ниве. Это и есть список рекомендуемых вами экспертов. Самих экспертов предупреждаете, что возможно к ним обратится такая-то газета за экспертизой и заплатит за это деньги (стоить подобная экспертиза должна не меньше 10.000 р.).

Когда вы с уже готовым экспертным заключением, а также с солидно выглядящим списком рекомендуемых экспертов придете на следующее заседание, практически точно, что ответчик отзовет свое ходатайство. Вся история с экспертизой — это расчет на то, что истец растеряется и сделает какую-нибудь глупость, т.к. понятно, что аргумент ответчика «Эта фотография вообще не является результатом творческой деятельности» вгонит любого далекого от юриспруденции человека (тем более такую творческую натуру, как фотограф) в глубокий ступор. В моем случае «Комсомолка» сразу же ходатайство отозвала.

3. Мы взяли снимки со странички, где вы в качестве автора не значитесь.
Скорее всего, когда вы будете переписываться с газетой, пытаясь урегулировать конфликт внесудебно, они вам среди прочего скажут, откуда взяли фотографии (а копию этого письма вы подадите приложением к иску). Если по ссылке действительно анонимная фотография, то, естественно, это никак не уменьшает ваших авторских прав: ст.1265 ГК РФ («Право авторства и право автора на имя»).

В моем случае эта претензия звучала нелепо, т.к. фото «Комсомолка» взяла хоть и не из моего блога, а с какого-то сайта-коллектора, типа fishki.net, но ссылка на оригинал (т.е. на мой блог) под фотографиями там-таки была, что я и доказал, принеся на слушание распечатку соответствующего скриншота.

4. Мы взяли фотографию с вашей странички, но не знали, что за этим псевдонимом (ник-неймом) скрываетесь именно вы.
Ответ. Во-первых, псевдоним никак не умаляет моих авторских прав: ст.1265 ГК РФ. Во-вторых, вам ничто не мешало связаться со мной при помощи комментария (практически все фотосервисы позволяют оставлять комментарии) или по емейлу, указанному в профайле.

5. Вы на своей страничке не поставили знак копирайта, а изображения не снабжены вотермарками, вы сами виноваты, что плохо их защитили.
Ответ. Отсутствие знака копирайта или какого-либо соответствующего уведомления не влияет на объем и характер авторских прав, п.4 ст.1259 ГК РФ. А в целом это аргументация вида: «Мы украли, потому что плохо лежало».

6. Ваши фотографии нехудожественны и непрофессиональны, это просто случайные любительские снимки.
Ответ. Художественная ценность фотографий никак не влияет на объем авторских прав (п.1 ст.1259 ГК РФ: «объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения»). Кроме того, ни ответчик, ни судья не являются экспертами в области фотографии, поэтому таких оценок фотоснимкам выносить не могут. В моем случае аргумент, что «фотографии плохие», оказывался совсем смешон, т.к. снимки были опубликованы «Комсомолкой» в рубрике «Фото дня».

7. На фотографиях запечатлен факт административного правонарушения, вам надо было не снимать, а идти жаловаться в милицию.
В случае другого сюжета фотографии (напр., эротики), аргумент будет переделан: Вот зачем вы стыдобу снимаете, а потом еще и в суд подаете.
Ответ. Сюжет произведения никак не влияет на защищенность произведения законом об авторских правах. Про сюжет в законе не сказано ничего.

8. Материальные требования истца чрезмерно завышены, т.к. в нашей газете такса для фотографов: 1000—2000 р. за опубликованный кадр.
Ответ. Ну так и обратились бы ко мне перед публикацией, может быть я бы вам продал свои фотографии по указанной цене. Если в случае претензий по авторским правам платить задним числом стандартные гонорары, то получается очень удобная для СМИ ситуация: бери, что хочешь, всё равно только часть авторов узнает о факте публикации и обратится за компенсацией.

Между слушаниями не мешает ознакомиться с делом. Это очень просто: идете в приемный день в канцелярию по гражданским делам, показываете паспорт, вам выдают папку. Внимательно посмотрите, все ли материалы подшиты (т.е. вшиты в папку и опечатаны). Я вот обнаружил сюрприз: текст экспертного заключения от Союза фотохудожников оказался к делу не подшит (судья «забыла»). Тогда в начале следующего слушания я подал письменное ходатайство о включении в дело этого документа (такое ходатайство, как и вообще все ходатайства, пишется в вольной форме), что явно произвело правильное впечатление на судью и на ответчика.

§4. Итог.

Банальностей, что главное не бояться (если это первый суд в вашей жизни), а вести себя спокойно, на провокации ответчика (мол у вас фотография совсем никакая с художественной точки зрения) не поддаваться, отвечать ему на это аргументировано (см. выше), я говорить не буду. Главное понимать, что если вдруг вы этот процесс проиграете, то у вас всегда есть возможность в десятидневный срок обжаловать решение суда в вышестоящей инстанции, где уже будет не один судья (знакомый ответчику), а три и незнакомых.

В целом, я не могу сказать, что 21.000 р. за потраченное время и усилия — это огромные деньги. Но, во-первых, свои права надо отстаивать всегда. А во-вторых, учить издания типа «Комсомольской правды» можно только так (а учить их надо).

2008 © Алексей Касьян

Что ещё можно сделать:
Скачать "Претензионное письмо" >>>
Скачать "Исковое заявление" >>>
Скачать "Ходатайство об уменьшении размера государственной пошлины" >>>
Скачать "Расчет взыскиваемой денежной суммы" >>>
Скачать "Экспертное заключение" >>>
Обсудить статью на Форуме >>>
Посетить блог автора в ЖЖ >>>

Написать письмо автору >>>

Источник.
Написано xif Оригинальное сообщение

Впервые за Путина

Я никогда не голосовал за Путина. Ни разу в жизни. Ругал его. Критиковал. Обижался на него. Не понимал, что он творит в своем кремлевском кабинете. Думал, что он хитро и ...

О шпалоукладчицах - с любовью. Восьмимартовское.

Листаю власовскую ленту. Вижу "праздничный" коллаж, две фотографии. На одной - парижанка за столиком летнего кафе, галантный мосье подносит ей малюсенький букет, кажется, фиалок. А на другом снимке - русские ...

Между Сциллой и Харибдой...

Странное положение сейчас у большинства россиян. Между гитлеровским нацизмом Украины, принять и оправдать, даже стерпеться с которым невозможно, между наследниками тех, кто в спину убивал наших дедов в красноармейских шинелях ...

Какая Украина называется "Украиной"

Так какую "Украину" действительно следует называть "Украиной"? Если по-праву, по-настоящему? Это, граждане, карта Украинской Народной республики образца 1918 года. Собственно Украина - в центре, синенькая такая. Рядом с ней - ...

День Победы-2 ?

Есть у России два таких праздника, которые впору отмечать в трауре. Один из них - День Победы. Праздник народа, который в условиях полной замордованности и униженности своим, домашним палачом, удушил палача ...

Россия спит спокойно только тогда, когда Америка спит в бомбоубежище

Я смотрю это ролик производства американского ведомства гражданской обороны с чувством "глубокого душевного удовлетворения".  Потому что только в тот короткий период истории, когда Америка тряслась от страха перед бомбой, ...

Безымянное поколение 90-х

Сегодя мы странную вещь выяснили. Оказывается, у поколения 90-х нет своего "классификационного" названия., как у всех предшествующих поколений. Я имею в виду "шестидесятников", "семидесяхнутых" и "восьмидерастов". Захотелось остановиться на ...

Продажа Аляски: пример "русского бизнеса"

  Годовщина продажи Аляски американцам была 30 марта. Сейчас май. Но хоть и с опозданием, а хотелось бы напомнить об этой "золотой странице" нашей истории. Чтобы еще раз дать понять ...

НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЙ МЕМОРАНДУМ СЭРА МАЙКЛА

Так уж сложилось, что мои взгляды на национальную политику часто либо неверно трактуются, либо понимаются с предубеждением, и выводы об этих взглядах делаются такие, от которых у меня самого ...

ООН подтвердила мировое лидерство Украины. По детской проституции...

Оранжевый курс Украины на скорейшую евроинтеграцию приносит свои результаты.  Уничтожен знаменитый бренд "Ан", практически перестала существовать наукоемкая промышленность.  Искусственное "ополячивание" добивает  культуру и язык.  Открытие границ для туристов  с ...

Оставить комментарий


Вставить картинку: uploads.ru savepic.su radikal.ru

Proudly powered by WordPress.
Перейти к верхней панели