Александр Родченко. Спортсмены на Красной площади. 1935 г.
Среди того кошмара, который творился в первые и последующие годы советской власти, время, отведённое жанру ню в совдепии, было коротким и пришлось на 1920–30-е годы и было максимально извращено тем распутством, которое культивировалось в это время. Ведь вслед за государственным переворотом 1917-го произошла и сексуальная революция. И хотя среди положительных решений (на мой взгляд),- например, был подписан декрет, социально уравнивавший права женщин и мужчин,- но был легализован и аборт (не по медицинскому диагнозу) и временно прекратилось преследование гомосексуализма (сейчас не хотелось бы рассуждать — "правильно/неправильно" — пост не об этом,- в конце-концов пусть каждый решает "со своей колокольни"). В результате любая женщина получила полную самостоятельность, могла свободно выбирать себе место жительства и мужчину. Повсеместно организовывались молодёжные коммуны — экономические сексуальные коллективы, основанные на связи «свободных людей, любящих друг друга в условиях независимости».
Также появлялись различные другие подобные (кошмарные) общества,- типа «Долой стыд!», члены которого взяли за принцип появляться раздетыми на людях, и Бюро «свободной любви», где должны были регистрироваться незамужние девушки с 18 до 32 лет. Здесь же всем желающим предоставлялось право выбора мужчин или женщин в сожители. Что радует, так это то, что т.н. сексуальная революция продержалась в СССР ещё меньше, чем жанр ню, и закончилась к концу 1920-х годов.
Мда.. На фоне описанных выше не очень-то приятных социальных явлений изображения обнажённого тела как в живописи, так и в фотографии выглядели вполне пуританскими.
Неизвестный фотограф. Артист оперы и балета Р.И. Гербек. 1930-е гг. Из фондов ЦГАКФФД СПб
Николай Свищев-Паола. Девушка с мячом.1922 г.
Раннее советское ню представлено работами Евгения Корбута, Иды Наппельбаум и Алексея Сидорова. Модели на их фотографиях чрезвычайно статичны и театральны. В действительности в представленном жанре было всего два основных направления, отличавшихся художественными и идеологическими принципами.
Первое представляли художники-пикториалисты, они же «правые», «проводники мелкобуржуазной стихии» и «фотовредители»: Александр Гринберг, Юрий Ерёмин, Николай Андреев, Николай Свищев-Паола и другие. Они делали постановочные фотографии в студии или на пленэре, использовали мягкорисующие объективы и сложную технику печати. В результате получались зыбкие, словно вырисованные игрой светотени, ускользающие изображения. Нередко тело превращалось лишь в выразительное пятно на темном фоне. Фотографии Гринберга по своей композиции нередко напоминали работы в жанре академического этюда, а светотеневая моделировка у Свищева-Паолы превращала реальные женские тела в подобие античных скульптур.
Александр Гринберг. Обнажённая с бусами. 1920-е гг.
Александр Гринберг. Обнажённая. 1928 г.
Спустя несколько лет с фотографией обнажённого тела расправились уже не на словах, а на деле. В 1936 году по обвинению в «распространении порнографии» был осуждён Александр Гринберг, выслан из Москвы Василий Улитин, остальные лишились права заниматься профессиональной деятельностью.
Второе направление отвечало всем требованиям новой «радостной советской действительности» и основывалось на принципе документализма. Наиболее яркими представителями «левого» течения были Александр Родченко и Борис Игнатович. Их моделями стали молодые работницы, студенты и спортсмены; местом съемок — вся советская действительность. Культ мускулистого, атлетического тела складывался не только в СССР, но также в Европе и Америке. В середине 1920-х годов тело становится орудием пропаганды, а спорт — государственной политикой. Здоровое тело должно ассоциироваться с силой страны.
Молодые физически развитые люди обоих полов, снятые с необычных ракурсов, марширующие и застывшие, в трусах и лифчиках, олицетворяли новый тип «героической наготы».
На фоне массы асексуальных женских тел особенно выделяется отнюдь не скромная фотография Родченко «Лиля Брик в прозрачном платье» (1924). Под прозрачным платьем вполне отчётливо видно кокетливо демонстрируемое обнажённое тело.
Была и другая категория снимков, сделанных существующими во все времена любителями. Неизвестные авторы не преследовали никакой художественной цели, эти фотографии предназначались, как правило, для подпольной продажи. Как искусство фотография в жанре ню исчезла, по крайней мере из официальной культуры, на долгие годы.
Александр Родченко. Лиля Брик в прозрачном платье. 1924 г.
Юрий Еремин. Обнажённая. 1924 г.
(С)
Написано AlexanderAsk Оригинальное сообщение