Знакомые документалисты вчера рассказали байку. Снимали они забитую властью русскую деревню, надыбали там бабку 94-х лет от роду. Пришли в избу подснять долгожительницу. "Чего так долго живешь, бабуля?" — спрашивают. "А потому что "Баунти" еще не пробовала!" — отвечает, - "Вот попробую, испытаю "райское наслаждение" — а там и помирать можно".
Батончик у ребят был с собой, конечно, но бабке они его не дали. От греха. Мало ли — вдруг и правда съест, да дуба врежет! 🙂
Я еще тогда ребятам возразил, а сейчас и здесь написать решил о том, что само слово "Баунти" очень многими воспринимается не как символ "райского наслаждения" благодаря рекламному слогану, а как символ глобальной невезухи, жутких неудач и несчастий. Просто фатальных необоримых бед.
Попробую коротко. Если получится.
Итак, Баунти — это, как известно, небольшой архипелаг недалеко от Новой Зеландии. И одноименное трехмачтовое грузовое парусное судно, придавшее этому слову зловещий оттенок.
…Все началось еще в 18 веке, сразу после постройки этого корабля, который был куплен британским адмиралтейством. Капитаном на судно был назначен некто Уильям Блай (William Bligh), ходивший еще под командованием легендарного капитана Кука. Характером Блай отличался свирепым и взбалмошным. Матросов сек нещадно и беспрестанно палил в воздух. В качестве аргумента… Тот еще руководитель, короче. Задача у "Баунти" была обычная — добраться до Таити, взять саженцы хлебного дерева и переправить их на Антильские острова. Предполагалось, что это позволит дешево и сердито накормить чернокожих рабов, вкалывающих на метрополию (этот бы опыт, да нынешним "оранжевым", болтающим о "московсих имперских замашках"… Ладно, не будем отвлекаться).
До мыса Горн судно дошло с относительно небольшими проблемами, только треть команды потирали капитанские побои. А у мыса Горн началось. Корабль никак не мог пройти в направлении Таити — штормило сильно, беспрестанно и круглосуточно. Блай пробовал обхитрить встречный ветер хитроумными галсами, победить шторм искусством владения парусом — все тщетно. Более месяца (более месяца!) команда билась со штормами и встречным ветром. И потерпела неудачу. Когда моряки заблевали всю прилежащую акваторию и уже не могли встать даже на четвереньки, Блай принял решение идти к Таити через Индийский океан. О том, что земля круглая, он уже знал. И судно повернуло на восток.
••• К Таити "Баунти" прибыл более, чем через 10 месяцев после выхода из Портсмута. Команда была уже просто никакая — шторма и бешеный капитан доканали людей в горькие слезы. Но на острове их ждал долгожданный "земной рай" — обилие экзотических фруктов, чудный климат, любвеобильные и безотказные, как швейные машинки "Зингер", таитянки. Все это явилось таким разительным контрастом с жизнью на "Баунти", что нервы у мужиков не выдержали. О продолжении путешествия без содрогания подумать не мог никто. И трое решили, что "двум смертям не бывать, а одной не миновать" — и рванули в бега. Были пойманы и так жестоко наказаны Блаем, что зароптали даже офицеры. Не помогло — еле живые беглецы по приказу капитана были прикованы на дне самого сырого трюма до конца странствий. А после этого он пообещал их еще и под суд отдать.
Начался ад нового путешествия, тепрь уже к Антильским островам. Блай свихнулся окончательно и теперь кидался с пистолетом и кулаками даже на офицеров. Особенно доставалось судовому штурману Флетчеру Крисчену, что было совершенно недальновидно. Во-первых, со штурманом в дальнем плавании только идиот отношения портит, а во-вторых, добрый Крисчен был любимцем команды, что Блая раздражало особенно.
Итог был закономерен — однажды ночью в каюту Блая ворвались вооруженные люди во главе с Флетчером и арестовали капитана. Однако взбунтовалась не вся команда — 18 человек примкнули к капитану, испугавшись неминуемой виселицы на родине. Этот коллектив был посажен в шлюпку, снабжен едой, водой, четырьмя саблями и отпущен в сине море.
Думаете, все? Ничуть не бывало! Все только начиналось.
Корабль прибыл на Таити, но долго наслаждаться "земным раем" морякам не дал Крисчен. Он прекрасно понимал, что слух о бунте рано или поздно достигнет Лондона, и за "Баунти" придут военные фрегаты. Поэтому он собрал команду, поднял паруса и отбыл к малоисследованному острову Табуаи, где выкупил у местного туземного вождя немного земли для возведения укрепленной базы на случай прибытия британского военного флота. Но и здесь не заладилось — разогретые щедростью Крисчена дикари проявили алчность и жадность, свойственную, наверное, всем дикарям всех времен, стали требовать больше и больше, начались ежедневные стычки, и… Корабль уже в третий раз бесславно прибыл на Таити. 16 человек из команды сказали, что "сил их женских больше нет", и пусть их ловят, вешают, живьем едят, но с Таити они больше ни ногой. А капитан Крисчен, 8 англичан и образовавшаяся за это время "группа поддержки" из таитянского населения в количестве 18 человек (12 из которых были, разумеется, женщинами) вновь вышли в море. И 20 лет о "Баунти" не было никаких известий.
Из 16 оставшихся на Таити моряков двоих в местных разборках убили таитяне. Остальные 14 были арестованы командой прибывшего по их душу фрегата военного флота Ее Величества "Пандора" и закованы в кандалы в мокром трюме. Но фрегат не отправился в Англию, а продолжил многомесячные поиски "Баунти". Наконец, налетев на Большой Барьерный Риф, затонул. Четверо из арестованных утонули, десять выживших все-таки были доставлены в Англию. На родине троих вздернули на рее по законам того времени, остальных отправили на каторжные работы. "Баунти" — райское наслаждение", ага…
Но и тех, кто вышел в море на "Баунти", не миновала беда. Они основали поселение на одном из необитаемых островов, но "райской жизни" не вышло — моряки, получившие тесную спайку в штормах и невзгодах, не поделили женщин. Началась многодневная поножовщина с таитянами-мужчинами, и капитан Крисчен погиб одним из первых. Когда "война за секс" прекратилась и, казалась бы, наконец можно было начать радоваться жизни, кто-то придумал, как гнать самогон из местных растений. Остатки команды спились и умерли с перепоя. Остался один Александр Смит, при нем — 9 таитянских жен и 19 детей. Эту компанию и обнаружили в 1808 году американские промысловики с судна "Топаз"… Они коммуну не тронули, но англичанам настучали. И через 6 лет прибыл британский военный фрегат. Но Смита, который к тому времени был священником, учителем, Отцом Всех Детей и живым Богом, не тронули по возрасту. Взяли только сохраненную им Библию с "Баунти", оставив взамен другую. А Библия с "Баунти" и по сей день хранится в Британском Королевском музее. А последний моряк с "Баунти" вскоре умер.
Вооооот… Что еще… Да! Капитан Блай не погиб! Намучившись в открытом море и не сумев пристать к нескольким островам (туземцы камнями кидались, одного моряка натурально насмерть пришибли), он выжил. Продолжил службу во флоте Ее Величества, до адмирала дослужился… А про "Баунти" в Голливуде фильм сняли, для чего якобы воссоздали старое судно. Чепуха это — Голливуд есть Голливуд. Судно для съемок построили более, чем на 10 метров длиннее и шире, чем было в реальности. Эта подделка и до сих пор по морям колесит, выдавая себя за оригинал. Не верьте, неправда это. Реальный "Баунти" был куда скромней…
Вот так. Коротко не получилось. Ну да ладно — кто дочитал, тому спасибо. Главное, что я сам кайф получил, пока все это вспоминал. Очень я люблю эти мореходные истории! 🙂 Мне только начать — до свету рот не закрою… Кто в нерусском понимает, может ЗДЕСЬ фактурку посмотреть. А я песню послушаю. В тему…
А это — реальный "Баунти", каким его современник нарисовал —