БУДЕТ МНОГА БУКАФФ!
И ОЧЕНЬ длинная цитата.
Поэтому честно предупреждаю — если у кого нет времени, недумательное настроение, или кто-то вообще первый раз в жизни увидел слова "Мене, мене, текел, упарсин" — лучше этот пост пропустить.
А я продолжу для тех, кто остался.
…Все, как обычно, началось с песни, которую я имею обыкновение слушать почти каждый день. И потому, что в ней симпатично представлен образ хиппи, а мне, как хиппи, это приятно, и потому, что в ней очень хорошо рассказывается о нашей нынешней жизни, и потому что вообще она мне нравится. Вот, собственно, эта песня —
Недавно эту песню вместе со мной послушал не очень осведомленный в библейских вопросах человек, который прямо так и спросил — "А что там этот хиппи написал губной помадой на стене кабака? Что за слова — "Мене, мене, текел, упарсин?" Прямой такой и незатейливый вопрос, который поставил меня в тупик. Можно было, конечно, ответить, что это на арамейском, из Ветхого Завета, и дословно означают "посчитано, взвешено, поделено". Их часто употребляют главбухи, когда закрывают финансовую ведомость. Но на самом деле эти слова несут глубочайший сакральный смысл, особенно для всех нас, проживающих сегодня в этой стране, беременной на последних месяцах какими-то неясными еще переменами. Боюсь, не к лучшему…
И я попросил своего приятеля прочитать всю эту главу из Ветхого Завета, благо, она не очень большая. (Это из "Пророческих Книг", "Даниил", глава, которую часто называют "ПИР ВАЛТАСАРА"). И если кому-то хочется подробнее узнать об этих словах, то я прошу следовать под кат. Там я всю эту главу копипастом дал…
***
1. Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино.
2. Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его.
3. Тогда принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божия в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его.
4. Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных.
5. В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала.
6. Тогда царь изменился в лице своем; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое.
7. Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей. Царь начал говорить, и сказал мудрецам Вавилонским: кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот будет облечен в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве.
8. И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать написанного и объяснить царю значения его.
9. Царь Валтасар чрезвычайно встревожился, и вид лица его изменился на нем, и вельможи его смутились.
10. Царица же, по поводу слов царя и вельмож его, вошла в палату пиршества; начала говорить царица и сказала: царь, вовеки живи! да не смущают тебя мысли твои, и да не изменяется вид лица твоего!
11. Есть в царстве твоем муж, в котором дух святаго Бога; во дни отца твоего найдены были в нем свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов, и царь Навуходоносор, отец твой, поставил его главою тайноведцев, обаятелей, Халдеев и гадателей, — сам отец твой, царь,
12. потому что в нем, в Данииле, которого царь переименовал Валтасаром, оказались высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы. Итак пусть призовут Даниила и он объяснит значение.
13. Тогда введен был Даниил пред царя, и царь начал речь и сказал Даниилу: ты ли Даниил, один из пленных сынов Иудейских, которых отец мой, царь, привел из Иудеи?
14. Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе.
15. Вот, приведены были ко мне мудрецы и обаятели, чтобы прочитать это написанное и объяснить мне значение его; но они не могли объяснить мне этого.
16. А о тебе я слышал, что ты можешь объяснять значение и разрешать узлы; итак, если можешь прочитать это написанное и объяснить мне значение его, то облечен будешь в багряницу, и золотая цепь будет на шее твоей, и третьим властелином будешь в царстве.
17. Тогда отвечал Даниил, и сказал царю: дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому; а написанное я прочитаю царю и значение объясню ему.
18. Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу.
19. Пред величием, которое Он дал ему, все народы, племена и языки трепетали и страшились его: кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал.
20. Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей,
21. и отлучен был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось звериному, и жил он с дикими ослами; кормили его травою, как вола, и тело его орошаемо было небесною росою, доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет.
22. И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это,
23. но вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил.
24. За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание.
25. И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин.
26. Вот и значение слов: мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему;
27. Текел — ты взвешен на весах и найден очень легким;
28. Перес — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам.
29. Тогда по повелению Валтасара облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его, и провозгласили его третьим властелином в царстве.
30. В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит,
31. и Дарий Мидянин принял царство, будучи шестидесяти двух лет.
***
Так что, как вы понимаете, сказать товарищу, что эти слова переводятся просто, как "посчитано, взвешено, поделено" — значило бы не сказать ничего.
Между прочим, многие историки склоняются тому, что этот феномен действительно имел место, и во время одного из пиров царя Валтасара на стене сами собой возникли эти слова. Вроде бы есть тому и небиблейские доказательства.
Кроме того, существует масса версий переводов и трактовок этих слов, в результате чего они представляются уже не только сакральными, но и судьбоносными. Но это уже — для тех, кто действительно заинтересовался этими таинственными словами. А мое дело было на вопрос ответить, да интерес возбудить. Что я, собсно, и попытался сделать.
Рембрандт, "Пир Валтасара" (фрагмент)
Спасибо, интересно и доступно!!!
Пожалуйста. Но чтобы много раз не писать, достаточно один раз зарегистрироваться! 🙂