sir_michael`s_traffic


Мы должны делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать

Горшковая группа читателей во главе с Некоторыми, Отдельно Взятыми, может дуться, сколько влезет, но эта тема не для них. И не потому, что будет много «про это», а потому, что «про это» не будет совсем. Следовательно, детям неинтересно. Про любовь — будет, но про такую, о которой им лучше пока и не знать.

Значит, так. Намедни мы с одной знакомой о кино заговорили. И все бы ничего, если бы знакомая не объявила, что русское кино стало «грешить театральностью». Углубляться в тему я не буду, — утонем нафиг, но одно скажу — скандал вышел знатный.  Может, все бы еще обошлось малой кровью, но дернула же меня нелегкая вспомнить старый советский фильм «Король-олень», — высший образец театральности в кино. В результате я узнал, что «этой старой дешевкой за две копейки могут восхищаться только инфантильные придурки, которые в детстве сказок не дочитали».

Может, я вообще ничего в кино не понимаю. Имею право, кстати, я кинокритикой на жизнь не зарабатываю. Но лично мне этот фильм очень дорог. Он, если честно, никогда особо заметен и не был, даже в СССР его сходу признали неудачным и загнали в такую стремную прокатную категорию, по которой, наверное, допускалось показывать фильм только по ночам, и только в сельских и рабочих клубах. Спящим зрителям. Критику на этот фильм мне читать не доводилось, но знатоки говорят, что она была уничтожающей. Но я этот фильм все равно очень люблю.

Во-первых, концепция. Фильм действительно сделан за 2 копейки даже по меркам малобюджетного кино. В театральных и очень дешевых декорациях. Причем нарочито дешевых, это подчеркивается. Натуры почти нет. Есть, но мало, только одна точка съемки. На которой, наверное, за одну смену всю натурные эпизоды фильма быстренько и отсняли. На условности режиссер просто плюнул. Скачки на лошадях актеры изображали подпрыгиванием на месте с закрепленными на талии каркасными лошадками, вместо оленей во время охоты показывали картинки, а убитому оленю добавляли краской красное пятнышко на лоб, и картинку переворачивали. Все. Убит. То есть использовались именно театральные, а никак не киношные приемы. И  интеллигенция была от этого не в ужасе, а в восторге. В отличие от критики и «широкой зрительской массы».

Во-вторых — актерский ансамбль. В фильме снимались  (снимите шляпы!)  Олег Ефремов,  Олег Табаков, Юрий Яковлев, Сергей Юрский, Елена Соловей… Ничего так команда? Главную женскую роль исполняла Валентина Малявина. Сейчас это имя никому и ничего не говорит, но это была первая женщина тогдашнего русского кино. Именно как женщина, а не как актриса. Ее любили все великие, причем одновременно. В 17 лет показавшись на «Мосфильме», она моментально вышла замуж за артиста Збруева (да-да, который из Ленкома). После этого у нее возник невероятный по накалу роман с Андреем Тарковским. Будучи еще женой Збруева и не закончив роман с Тарковским, Малявина насмерть влюбляет в себя режиссера Павла Арсенова…  Санта-Барбара постыдно утирает сопли и слезы зависти от наших простых пролетарских будней, чеслово!

• Вот смотришь сейчас на эту женщину, и понять не можешь — чего в ней было такого особенного, что и великие, и обычные, и средней паршивости, и ваще уже никакие мужички коллективно, строем, повзводно и поротно умирали от сумасшедшей к ней любви? Бросали семьи, детей, ломали карьеры. Свои и чужие… Ну, хорошенькая, спору нет, но сколько таких хорошеньких на «Мосфильме»? Хоть складируй. Сейчас уже сложно определить, конечно, чем она уничтожала мужской разум. Наверное, слово знала заветное, не иначе.

В-третьих — музыка. Композитором фильма был тогда еще не великий Таравердиев, а женские партии спела (с голосом у Маляевой был напряг) совсем еще юная и никому не известная Алла Пугачева. Нифига еще не Борисовна.

Достаточно? 🙂

И вот теперь скажите, может ли фильм при всех, перечисленных мною качествах, быть плохим? Да если б его даже на «Довженко» делали, а хуже студии в СССР не было, — и то бы он выжил. А делали его, к счастью, на «Горького».

Особенно интересно смотреть этот фильм сегодня. Потому что это добрая сказка про любовь. А с любовью у всех участников такое в жизни навертелось, что лучше и тему эту не затевать. Валентина Малявина, кстати, и сейчас жива. Потеряв ребенка, зрение, посидев в тюрьме, спившись окончательно и сумев на самом краю уже взять себя в руки и не погибнуть, она нашла приют в очень хорошем подмосковном доме престарелых. Точнее, не «нашла приют». С приютом, да и со всем остальным, что сейчас у нее есть, помог  все тот же Збруев. Теперь уже Александр Викторович. Самый первый, кого она бросила, и единственный, кто не стал считать обиды и помог всем, чем только смог, как только узнал о беде.

Вот так. А вы говорите — «любовь»… Хорошо, что я детей разогнал. Рано им еще об этом.

«Что на сказку кивать? Сказки есть и сказки будут,
Но едва ли придет к вам на помощь чародей…
Люди сами должны друг для друга делать чудо.
Только люди должны быть похожи на людей.»

Это самые последние слова из фильма «Король-олень». Сейчас вы их услышите. А почему я их вспомнил, я думаю, и так ясно. Настоящий все-таки мужик Александр Викторович… Хотя он в этом фильме не снимался, чего это я. Да! И еще… Не надо меня спрашивать о том, как Валентина Малявина с сияющей вершины до тюрьмы, слепоты и забвения упала. Кто захочет, тот сам материал найдет. В интернете — навалом. А я, уж извините великодушно, не хочу об этом говорить.

P.S. Ну вот теперь и тайм-аут можно брать со спокойной совестью!

Я буду заглядывать, но нечасто. Не утерплю…

комментария 3

  1. User:

    Только что посмотрел этот замечательный фильм ещё раз по ТВ Россия Культура. Когда он вышел в 1969-м я учился в 4-м классе. И всю жизнь смотрю его с трепетом. С возрастом — только ещё острее, уже не могу удержаться от катарсиса, слёз. Фильм истинный + музыка Таривердиева, помогает очистить душу от меркантильного шлака. Конечно же перед актёрским составом снимаю шляпу. Так перевоплощаться современные актеры уже не умеют, они во всех своих фильмах играют только самих себя, увы!
    Sir Michael, благодарю за чистые и светлые слова (выше)!

  2. nina:

    Браво, ваше Сэрство! И спасибо!
    Люблю этот фильм за театральность, как вы верно отметили, за чудесную музыку и великолепный актерский состав!

  3. Елена:

    Как же нам повезло! Обожаю этот фильм и не знала, что он был признан неудачным.



Оставить комментарий


Вставить картинку: uploads.ru savepic.su radikal.ru