Я опять о позиции тех "оценщиков искусства", которые подходят к произведениям с точки зрения "Если я не понял, то произведение плохое".
Вспомнил "Солярис" Тарковского. С этим фильмом вообще — сплошные скандалы. Станислав Лем, по книге которого писали сценарий, наорал на Тарковского, сказал, что не узнает своего произведения и, пообещав, что не допустит постановки, убежал, хлопнув дверью. (Слава Богу, на мнение поляков в России исконно "клали с прибором"…) Узнав, что на главную женскую роль приглашена дочь Бондарчука, с Тарковским перестает здороваться весь "Мосфильм". Банионис на каждом шагу жалуется, что совершенно не понимает ни одного режиссерского требования, и половина сцен уже отснята, а он еще не понял, кого и как ему играть, поскольку Тарковский общается с ним притчами, как Христос какой-то, прости Господи… Великий Куросава, который внимательно осмотрел декорации "Соляриса" в павильоне, с завистью заметил, что о таком финансировании не мечтают даже в Голливуде, и "Андрей теперь просто обязан потрясти мир космическим суперблокбастером". В ЦК КПСС выделили слюнку — деньги-то они давали для того, чтобы советским шедевром ответить на мировой успех "Космической Одиссеи 2001" Стенли Кубрика! …А после просмотра взялись за голову. Выдавив традиционное обывательское "Говно!", написали отчет в ЦК: фильм-де мало того, что "упаднический" (любят это слово чиновники), так еще и с религиозным подтекстом, поскольку заканчивается прямым намеком на библейскую картину Рембрандта "Возвращение Блудного сына". Планы затянуты и непонятны, образы размыты, вместо музыки — какафония. Тема героического освоения космоса вообще не прослеживается. Оптимизма фильм не внушает, к борьбе за светлое будущее не зовет и достижений коммунистической науки не прославляет. "ФТОПКУ!!!"
К счастью, "Солярис" уже отправили на Каннский фестиваль, и стали готовиться к расправе с Тарковским после его возвращения с Лазурного Берега. А тут — шабах! — фильм получает "Гран-При" и его закупает такое количество стран, что обвинение в "бездарной растрате государственных денег" становится неактуальным. Мировая пресса захлебывается восторгами. Удивляясь западной тупости и "упадничеству", гнев, тем не менее, спешно меняют на вынужденную милость. Пронесло… А ведь могли и на всю жизнь от профессии отлучить, у коммунистов это быстро решается.
Почему я "Солярис" вспомнил. Потому, что в нем удачно сплелись работы Великих, произведения которых не понимали при жизни. Вадим Юсов. Оператор-постановщик картины. Все помнят фантастически затянутые планы из фильмов Тарковского, обилие воды, странных деталей, неестественные ракурсы… Это Юсов. (Его приемы потом гениально переосмыслит и продолжит Александр Княжинский в "Сталкере"). Как Юсову доставалось за "неакадемичность и упадничество", лучше и не вспоминать.
Бах. Композитор. Сейчас уже всем сказали, что великий, а при жизни даже его дети на поприще музыки достигли бОльших успехов, а сам Иоган Себастьян до последних дней писал прошения чиновникам с просьбой предоставить ему место с приличным окладом, поскольку семья большая, и кормить как-то надо…
Артемьев. Увлекся электронной музыкой, еще когда был студентом Московской консерватории. Просто прочитал на стене объявление какого-то сумасшедшего инженера о том, что изготовлен неплохой синтезатор, а вот опробовать некому. Пошел. И все — на всю жизнь. За это заслужил репутацию "деревенского дурачка" среди своих "правильных" и офигенно "понятных" однокашников. Это сегодня он — Президент конфедерации электроакустической музыки при ЮНЕСКО. А тогда над ним смеялись просто. Да! К слову. Основные работы свои Эдуард Николаевич делал только на российских синтезаторах с использованием исключительно российских технологий сэмплирования звука. Лучшие на планете железо и технология. К нему в студию умные (и богатые) люди со всего мира едут музыку писать, а неумные до сих пор думают, что электронная музыка — это порождение "западной культуры". Упаднической, ясен день! :) К слову — в саундтреке к приведенному ролику сведено свыше 40 (сорока!) дорожек. То ли 46, то ли 48, не помню точно.
Брейгель. Питер Брейгель Старший… 16 век, Голландия, испанское иго… Смешно, но его называют "духовным праотцом русского авангарда". Надо ли говорить, какая репутация была у него и его картин в эпоху Позднего Возрождения?
Я выбрал этот видеофрагмент именно потому, что в нем присутствуют все, перечисленные мною непонятые при жизни Мастера. Между ними — века. Но такое впечатление, что все они — в одной компании. Компании НОРМАЛЬНЫХ людей. И если вам захочется после этого фрагмента сказать традиционное обывательское "Говно!", не торопитесь этого делать. Подумайте лучше о том, что это желание — явный признак вашей собственной ненормальности. (Ты понял, для кого я это написал, морда рыжая?! :)))) )
ДОПИСКА - Да, кстати, если кто не знает — фильм "Солярис" 2002 года режиссера Содерберга с Джорджем Клуни в главной роли — это не американская экранизация Станислава Лема, как многие думают. Это именно римейк фильма Андрея Тарковского. И ни что иное… Такая слабенькая работа у американцев получилась, даже говорить об этом не хочется.
Нда, сталкиваться с такими оценщиками искусства тяжко. Особенно ужасно если это происходит в кино или театре и они своими громкими идиотскими комментариями мешают, прям убить хочется. Просветите пожалуйста насчёт того кто и как называет Брейгеля духовным праотцом русского авангарда, я к сожалению сама ничего найти не смогла 🙁
Если на них реагировать — то тяжко. А на них просто не надо реагировать,и все. Вообще никак.