Пока я писал пост про дороги в Ханты-Мансийском автономном округе, вспомнил и о Сургуте, и о великой реке Обь… И, конечно, вантовый мост вспомнился. Через эту реку. В Сургуте.
Я надеюсь, когда-нибудь про этот мост напишут романы и снимут большие фильмы. Потому что таких красивых сюжетов в жизни — немного. Мост мирового значения, возникший по районной инициативе и благодаря настойчивости руководителей районного звена. Нормально?
Нет, ну, во-первых, конечно, этот мост был очень нужен. Критически нужен. И стране, поскольку должен был связать разделенные Обью Восток и Запад России, и самой Югре. Поскольку без этого моста реально жизни не было никакой: Обь — река серьезная, судоходная, ее вплавь не пересечь. Еще Подгорный, говорят, этот мост сургутчанам клятвенно обещал. Да где он — тот Подгорный? И страны той давно нет. Вместе с ее обещаниями. А к началу 90-х без этого моста в Сургуте было уже просто невозможно нормально жить.
Только представьте: на дворе — 90-е годы. В какой московский кабинет ни сунешься — нигде даже слушать не хотят. Денег нет и не будет, и «не говорите мне за деньги». Проектные организации такие цены заламывали, будто за счет проекта этого моста они все свои проблемы на сто лет вперед решить хотели.
И тогда собрались «мужики районного значения». Сургут — это же райцентр, кто не в курсе. Даром, что высококультурный университетский город, а по статусу — райцентр. И в нем, как в любом райцентре, есть своя районная дирекция дорожного департамента. И свой Мостострой. ОАО «Мостострой-11» называется.
И заело этих ребят — а чего это они с протянутой рукой всю жизнь по столичным кабинетам бродят, и ничего выпросить не могут? Как чужие, честное слово! Как будто гордости у них нет! Сильно заело, короче. Вывернули они карманы своих организаций до табачных крошек, заинтересованных помощников нашли, на Ханты-Мансийск нажали по-взрослому, чтобы денег подкинул, нашли молодых, амбициозных, и совсем не жадных проектировщиков в Москве, и…
И сделали лучший в мире вантовый мост. «Лучший в мире» по техническим параметрам — и пилон всего один несущий, а не два, как у большинства подобных, и пролет безопорный — самый длинный в мире. Директор «Мостостроя-11» на этом «самом длинном в мире пролете» натурально зациклился, жизни никому не давал. О чем-то «не самом лучшем» и слышать не хотел. Или «лучший в мире», или вообще никакой, вот так! Он знал, что самый длинный пролет тогда у немцев был, 399 метров. Так в лепешку расшибся, но придумал, как на 9 метров длиннее сделать. До 408 метров дотянул, а до ровной цифры двух метров не хватило. Ну, тут уже просто законы природы уперлись, руками развели, да сказали: «Вот хоть убей, но больше — ни сантиметра». Пришлось согласиться на 408-ми.
Кстати, этот директор «Мостостроя-11», как и все большие начальники, ездит на джипе. Но на правильном джипе, производства Ульяновского автозавода. И вот подвозил он меня как-то на этом УАЗе, и рассказал по пути, как приехали они с сослуживцами в Австралию. На Международный форум мостостроителей. Уже после того, как мост этот построили. А на них там, в Австралии, и не смотрит никто. Там же мировые гранды собрались — немцы, китайцы, японцы, американцы… А тут — какой-то райцентр. Выделили им столик под проспекты в фойе, а все мимо проходят, и не берут их брошюры. Даже головы никто не поворачивает. И стенда будто не замечают. Директор постоял за этим столиком, попротягивал брошюрки иностранцам, да и плюнул на это дело. Ушел. Ни одной брошюры никто так и не взял.
В зале, когда они о своей стройке доклад делали, тоже почти никого не было. Поначалу. А потом сургутчане начали показывать фотографии. И видео. И таблицы. И народ через двери увидел закованную в лед реку. Снег. Сугробы в три человеческих роста. Заснеженные краны и бульдозеры. Строителей с ледяными бородами и горящими глазами. И стотонные бетонные конструкции, которые двигали по этому льду на специально изготовленных для этого опорах. Прикинули мировые гранды мостостроения длину пролета, посмотрели, что пилон-то — один… Не скажешь же им, что на два пилона просто денег не было, вот и пришлось гениальные технические решения изобретать! Услышали «гранды», что температуры зимой были под минус пятьдесят, а летом — за плюс тридцать. Вникли в оригинальный вантовый крепеж, потыкали пальчиками в калькуляторы… Их лица и вытянулись.
Короче, к концу презентации ни одного свободного места в зале не было. Люди сбежались со всей конференции. Стояли за дверями, теснились в проходах и безостановочно аплодировали. Как артистам каким. Вопросами — так просто завалили. А когда директор вышел из зала, то увидел, что на их столике уже ни одной брошюры нет. Вообще — ни одной. А под столиком маленький японец на карачках ползает, последний, упавший со стола на пол проспект достать пытается.
…А потом еще их мост занесли в Книгу рекордов Гиннесса. За самый длинный безопорный пролет в мире. Сейчас его, конечно, уже китайцы перебили, — ох уж эти китайцы! — но был мост в Книге рекордов, был!
А у нас в стране про этот мост так никто толком ничего и не знает. До сих пор.
Так вот, господа — знайте, что есть в городе Сургуте вантовый мост. Лучший в мире. Построенный исключительно благодаря упорству местных районных мужиков. И их Мечте. Которой они остались верны до конца. Что общая длина моста с подъездными сооружениями — 15 километров. Сам мост составляет 2 километра 110 метров. Длина центрального безопорного пролета над судоходной частью реки — 408 метров. И поддерживается этот пролет одним-единственным пилоном, высота которого — ровно 150 метров.
И этот мост ни много, ни мало, — связывает Восток и Запад нашей великой страны. И когда Путин разговаривает с товарищем Си по поводу транзита китайских грузов в Европу, он ведь и этот мост в виду имеет. И если бы тогда мужикам из районных строительных организаций не хватило духу воплотить свою мечту в жизнь, не было бы у Путина таких веских оснований для разговоров с товарищем Си. А теперь они, эти основания — есть.
Вот так. А вы говорите — «районный центр»… Да что вы знаете о районных центрах? )
Да! Самое главное забыл. Он же еще очень красивый, этот мост. Просто очень. Как все любимое и выстраданное.
У меня на стене в комнате постер длинный, невысокий с вью — осень в Ханты-Мансийске. Очень красивый! И люди там красивые. Хорошо летают только красивые самолеты.
Красивый край. И богатый. Жить вот там с непривычки непросто — давление высокое, кислорода меньше, чем на западе… Но если привыкнуть и этого не замечать, оттуда вообще никогда не уедешь! 🙂 Потому что незачем. там все есть, и все — прекрасное.
А ещё там только два времени года — зима и лето. На осень и весу примерно по две (максимум) недели. Вот вчера зима — потом чуть-чуть весны — и жара. А вот лето — потом чуть осени — и мороз. Это мои впечатления. Мне нравилось.
Аж гордость пробрала. Спасибо!)
Не, уже нет. Климат меняется и там. И вот это — самое паскудное, самое гнусное для тех краев время — «межсезонье». Это у нас «Ах, весна, без конца и без края!». А там весна — смерть. Жрать нечего, за зиму все съели, на охоту не выйти, рыбалки нет…
Потому что летом по реке — на лодке. А зимой по реке — на оленях, на машине или на снегоходе. А вот осенью и весной — никак вообще! На реке — ледяная шуга, не проплывешь, а на суше — грязь непролазная. Сиди дома, водку пей…
Плохое там время — межсезонье.
Блин, кажется, неплохой абзац получился. Вставить, что ли? 🙂
Оооо, кого я вижу! 🙂 Привет, привет! А помнишь кин про этот мост? 🙂 Я — помню. Потому что я для этого кина самое лучшее в своей жизни название придумал. Аж запомнил, так хорошо получилось. «Полет над рекой» назывался. Класс. редко такие названия придумываются.
Правильно пишется МЧИ(Дпбесд!). Вот!
Вставить, непременно. Неужто там так климат изменился? Ээх, давненько я там не бывал, скоро 40 лет.
Теперь уж, поди, и не побываю.
Надо подумать.