Умер Гия Канчели. Который сделал музыку к лучшим фильмам Георгия Данелии. Я бы даже больше сказал — он не только музыку сделал, он сделал само звучание этих фильмов. Потому что «музыкой» Канчели делал все — даже череду бесконечных пауз, перебиваемую женским шепотом и шорохом травы. Если не прислушиваться — легкий шум. А прислушаешься — музыка.
Знаете, почему Гия Канчели — гениальный композитор, хотя написал сравнительно немного? Потому что он знал, что такое «музыка». Вот вы — знаете, что такое «музыка»? А я — знаю. Совсем недавно это понял, причем совершенно случайно. Вы думаете, что музыка — это «организованные по высоте и по времени звуки, состоящие из тонов и полутонов»? Ничего подобного. Это — та музыка, которую слышно. А музыка — это то, чего не слышно, что только подразумевается под звучащими «организованными звуками»! Поэтому Канчели не требовалось много звуков. Ему хватало нескольких нот, шороха травы и женского шепота для того, чтобы мы все услышали настоящую, большую Музыку. Которую слышат вовсе не уши. А которая звучит прямо в нас самих. Слышимые ушами звуки способны эту, настоящую, внутреннюю музыку только разбудить. Да и не в каждом она может зазвучать. Потому что душа — это тоже инструмент. Его надо настраивать, содержать в порядке. С ней надо работать. Иначе в ней такое зазвучит, что лучше б и не звучало.
Мой самый любимый фильм у Данелии — не «Мимино» или «Кин-Дза-Дза». А «Слезы капали» 1982 года. Во всех анонсах рассказывалось о том, что в фильме показан человек, который перестал видеть хорошее и доброе, а стал видеть только плохое и черное. Это неправда. Потому что в фильме говорится о человеке, который стал НОРМАЛЬНЫМ, и не захотел с этим бороться. Мы все склонны сначала предполагать все самое плохое и злое. Это НОРМАЛЬНО, это инстинкт самосохранения. Это спасает нас от многих бед, заставляя сначала просчитывать нежелательные варианты. Мы все, думая о нежелательном, не показываем виду, улыбаемся, и притворяемся, что думаем о хорошем. Это притворство, эта маленькая ложь позволяет нам как-то жить среди себе подобных. А вот герой фильма «Слезы капали» однажды делать это разучился. И стал говорить окружающим то, что приходило ему в голову. То есть, простите, правду. И разрушил и свою собственную жизнь, и жизнь своих родных и близких, и даже случайных людей, которые на свою голову оказались рядом.
Это продолжалось совсем недолго и быстро прошло. Но исправить уже ничего было нельзя. Вырвавшаяся наружу правда искалечила жизнь абсолютно необратимо.
Так что… Не спешите говорить правду. Особенно, если живете среди людей. Пожалейте и себя, и окружающих. Ведь там, где прозвучала правда, исправить уже ничего и никогда не получится. Правда непобедима. И неисправима. обращайтесь с ней очень осторожно, она — настоящее Оружие Массового Поражения.
Если вы не видели этого фильма, обязательно посмотрите. В нем нет ничего лишнего. Ни слова. Ни звука. Он предельно минималистичен. И в глубине у него скрыто намного больше, чем видно снаружи. Сейчас таких фильмов уже не делают. В нем совершенно неважно то, что составляет основу современного кинематографа — кто убил или кому в конце концов достанутся деньги. В нем говорится о том, как же все-таки жить среди вот всех этих непонятных и далеких от совершенства людей, которые нас окружают… Несовременная тема.
А еще там звучит музыка Гии Канчели. И его звуки. И те, что слышно, и те, что не слышны ухом, а звучат лишь в душе.
Сегодня создателя этих звуков не стало. Вечная ему память.
Читаю, радуюсь) Спасибо.