Я обещал рассказать о выставке «400 лет дома Романовых», и теперь нахожусь в замешательстве — о самой выставке рассказать невозможно, она слишком обширна, слишком много на ней представлено материала, в том числе и спорного, и если начать обсуждать эти спорные моменты, то конца такой публикации не будет. Поэтому я последую принципу «От общего — к частному» и постараюсь осветить хотя бы самые общие, бросающиеся в глаза, вещи. А в частностях каждый сам разберется, без меня.
Итак, самое главное: то, что такая выставка появилась вообще, в принципе появилась — это гигантский шаг вперед. Это здорово, братцы. Осознание самого института русской монархии, его исторической значимости, осознание каждым гражданином России истинного масштаба того злодеяния, которое произошло в подвале Ипатьевского дома по приказу Ленина — все это нам еще предстоит. Признаться, когда-то у меня была надежда, что это осознание произойдет в первом десятилетии 21-го века, но в 2000-м году произошло то, что произошло: к власти пришла ЧК, не возродившаяся толком Россия рухнула в болото «СССР-2», по ТВ стали показывать фильмы про героических комиссаров и чекистов, бесконечные и бесчисленные сериалы про ментов, и трезвая общественная оценка 70-летнего периода жизни страны вновь не состоялась. В таких условиях, в обстановке постбольшевистского политического террора ЛЮБОЕ упоминание об августейшей фамилии, о династии, 300 лет определявшей жизнь России, дорогого стоит. Так что если определять выставку одним словом, то это слово будет «ПРЕКРАСНО». Прекрасно, что она вообще состоялась, что напомнила людям о том, что 70 лет большевизма — это еще не Россия. Далеко не вся Россия, во всяком случае.
Прекрасно и то, что люди на эту выставку отозвались. Я уже писал о нескончаемых очередях в Манеж, и эти очереди (если верить новостям, я сегодня на Манежке не был) не уменьшились и по сей день. Чувствуют люди, что та «Россия», выдуманной историей которой кормят людей кремлевские пропагандисты — Россия не настоящая. Что есть другая, истинная, и она гораздо больше, глубже и сильней изобретенной политтехнологаи. Вот и тянутся хоть издалека посмотреть на собственную Родину. Какой она была когда-то и подумать о том, какой она могла бы быть…
Так что общая оценка — «ОТЛИЧНО». Теперь начнем сужать круги, переходя к частностям.
Значительная часть очереди состояла из верующих людей, которые пришли поклониться древней чудотворной Федоровской иконе Божьей матери. Эту икону принесли на выставку потому, что ей благославляли на царство первых Романовых. Людей, пришедших к иконе, в очереди было видно сразу — они беспрестанно молились, не отрываясь от своих книг, часто крестились, а время от времени даже тихонько пели. Когда я в первый раз это пение услышал, я даже опешил — не знал, как определить этот тихий высокий звук. Так негромко и мелодично подвывает печная труба в какой-нибудь лесной избушке. Верующих в очереди было много, и это тихое пение раздавалось то спереди, то сзади, придавая банальному выстаиванию очереди какой-то необычный, почти сказочный смысл. Из «пришедших к иконе» на выставку заходили немногие. Они и в гардероб-то не спускались: прямо в фойе снимали с себя куртки, бросали под стену, отстаивали уже вторую очередь, к иконе, и, приложившись, быстро молились в сторонке и уходили.
То, что РПЦ принимала непосредственное участие в организации выставки, можно было определить по двум-трем священникам, находящимся в залах, и кнопке на интерактивных планшетах — «Роль РПЦ» в событии, которому планшет посвящен. И все. Не нажмешь — и не узнаешь. Вообще удивительно скромное и ненавязчивое представительство, непривычное для показушной и нарочито помпезной эпохи «папы Кирилла». Нетипичное.
И на этом — о церковной составляющей все, достаточно. Это тема особая, не для досужих обсуждений. Потому что абсолютное большинство очереди составляли обычные «люди с улицы». Такие же россияне, как и мы с вами. По контрасту со всеми остальными объектами сегодняшней Москвы бросилось в глаза почти полное отсутствие кавказцев. Им почему-то эта выставка показалась неинтересной. Так что очередь была очень доброжелательной и симпатичной —
А еще очередь была подчеркнуто, просто гипертрофированно вежливой. Все по сто раз ивинялись, прежде чем пройти, а мужуки отходили покурить в сторонку. Причем в подветренную. Короче, по биополю и лицам очередь в Манеж мне показалась близкой Болотной площади. К этому сравнению мы еще позже вернемся, а сейчас — опять к общим оценкам.
Об этой выставке говорили, как о технической достижении. Честно говоря, ничего такого особо «технического» и «инновационного» я не заметил. Ну, подсвеченные панно. Ну, большие (и даже пара ОЧЕНЬ больших) ЖК и плазменных мониторов. Ну, реагирующие на пальцевый тык планшеты с понятными интерфейсами… Ну вот чтобы «прямо ах!», чтобы вот «в первый раз вижу!» — таки нет. Таких «инноваций», как на выставке, сейчас в любом компьютерном магазине — хоть ведро подставляй. В отдаленной провинции (только ОЧЕНЬ СИЛЬНО отдаленной) эти фонарики и телевизоры, может, успех иметь и будут, но чтобы в Москве от этого за сердце хватались, я не заметил. И еще — вся эта световая кухня была рассчитана на полную темноту. А в Манеже ведь кровля высоченная, причем без потолка, и боковых окон — куча. Поэтому сверху светло, как днем. И над всем этим затемненным таинством светятся голые манежные балки и прочие технические радости, глаз сразу настраивается на свет, опускаешь глаза — три секунды ничего не видишь. Глаза к темноте привыкают. Конечно, надо было ребятам потолок натянуть, хоть из тряпочки какой. А то весь эффект интимной полутьмы пропадает напрочь. Кстати, уходили мы оттуда уже когда темно стало, и через верхние окна свет поступать перестал. Знаете, значительно лучше стало. Так что идите вечером! Выставка до 22-х работает. А снимки приходилось делать так, чтобы потолок не захватывать — дикий пересвет по всему кадру шел, зал оказывался в полной темноте… А опустишь объектив в темноту — и вроде ничего. Вот и посетителям так ходить надо было — не задирая головы. (На снимке — зал Смутного времени и призвания на царство Михаила Романова).
Ясно, что выставку делали ребята молодые, не отягощенные старыми «выставочнозальными» комплексами, воспитанные уже в обстановке интерактивной интернет-реальности. Поэтому и впечатление первое такими было — будто попал ты вовнутрь гигантсого сайта, собранного на флеш-технологиях. С прекрасными иллюстрациями, увеличивающимися по клику, с флеш-анимацией, с видеороликами, с подменю и под-подменю, открывающимися по клику, с общей информацией, которая уточняется опять же — по клику, и еще более подробно уточняется по еще одному клику, буде возникнет желание… Если вы не путешествовали внутри сложного сайта — сходите на эту выставку и почувствуете, каково у него внутри.
Знаете, перед тем, как начать писать этот отчет, я пробежал глазами другие рецензии. И не нашел оценки, с которой нельзя было бы согласиться. Все правда — и хвала, и хула.
«Эпохально»? Конечно! Когда у нас, в «совке-2», говорили о царствующей фамилии?
«Всенародно»? Еще бы — выставка планировалась до 12-го, народ шел, продлили до 16-го, народ все шел, теперь продлили до 19-го — а народ все идет. Потом ее еще по городам и весям России повезут…
«Поверхностно»? Ну да, конечно. А попробуйте «не поверхностно» осветить зоо лет царствования династии, да еще приплести туда Путина с Кириллом! Я посмотрю, как у вас получится. Как не выкручивайся, будет «поверхностно».
«Попса галимая»? Ну да, и это тоже. Куда ж мы без нее — время такое… Сегодня все попсовое: и искусство, и музыка, и чувства, и цели, и вкусы, и политика, и взгляды… Веяние времени.
Знаете, я думаю, что эта выставка слишком глобальна, чтобы пытаться оценить ее после первого же просмотра. Там, на выставке, около панно с изображением царствующих особ фамилии Романовых, я слышал разговор, из которого понял, что выставку планируется сделать постоянной. Вот это было бы дело. Полезное, нужное, вечное. Эту выставку нужно дополнять и развивать. Туда нужно ходить постоянно, регулярно, не считая количества раз. Тогда можно будет делать какие-то выводы. А так, с налета, в ажиотаже, в толпе толкающихся и стремящихся пробраться поближе к монитору уставших и замерзших в трехчасовой очереди людей это сделать невозможно. Я даже и пытаться не буду.
Об одном еще скажу. О неприятном. Повсеместно на выставке посетители встречают транспаранты с прекрасными цитатами столпов русской культуры и духовности о России, о народе, об Отечестве… Прекрасные, грамотно выбранные цитаты. Пушкина, Ломоносова, Столыпина, Победоносцева… В разных залах — больших, и маленьких, демонстрируются ролики с яркими слайд-шоу из российской истории. Вся выставка нацелена на понимание зрителем главной, концептуальной задачи выставки: «Власть — это Россия». «Православная Церковь — это часть ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ власти» (а вовсе не «духовная, религиозная, христианская составляющая общества, отделенная от государства», как нам говорят. Патриархи и митрополиты везде представлены рядом со светским начальством, как замполиты при командирах в Советской армии). «Любые нападки на власть есть нападки на Россию». «Оппозиция власти есть измена Родине»…
В одном из залов меня буквально пронзили назойливо повторяемые слова экскурсовода «Бунт… предательство… Болотная площадь… Пугачев… Болотная площадь… Измена Родине… Стенька Разин… Болотная площадь… Воры… Изменники… Болотная площадь…» Подошел. Увидел стенд о Разине, на котором «Болотная площадь» и «Предательство» были хоть и симметрично растянуты по углам, но все-таки составляли единую и западающую в сознание композицию (что вы там говорили о лингвопрограммировании?). Я вот не помню, чтобы раньше, говоря о ворах и изменниках, упор делали на том, что казнили их всех непременно на Болотной площади. Теперь же слово «Болотная» в контексте с «Изменниками и предателями» просто не замолкало. И сразу повеяло кремлевским агитпропом, которому что Олимпиада, что дом Романовых — все в корм годится.
Дальше — больше. Ну, что декабристы в разряд «изменников и предателей» попали — я пропущу, я и сам их никогда особо не жаловал. Но финальный клип, в последнем зале, подводящий, так сказать, черту под впечатлениями о посещении, я вспомню. Начинается все с 1917-го года. Революция. Ленин. Все плохо. Голод, война. Сталин. Все плохо. ГУЛАГ, война, лагеря… Временное улучшение — Хрущев. Космос, комбайны хлеб убират, панельный дом-«хрущевка». Горбачев. Все ОЧЕНЬ плохо! Очереди за водкой. Дети-наркоманы. Конфликты. Ельцин… Чечня представлена снимком русского солдата, стоящего у рва с убитыми чеченцами. Русских беженцев и зинданов с рабами не показывают. Теракты… Беслан… Все так плохо, что плакать хочется. И тут… Во весь экран… (а до сих пор на экране по три снимка сразу показывали) Путин! В цвете! И все становится хорошо! Стройки, дома счастливые лица, и улыбающийся Кирилл (сам, без «троюродной сестры» и без часов) выпускает из рук голубя, «и на земли мир, и во человецех благоволение»… И когда уже напрочь забывший о Романовых и ошалевающий от любви к Путину посетитель выходит из этого зала, то всем своим беззащитным и раскрытым для любого влияния сознанием натыкается на портрет Путина с небольшой такой цитатой Великого Кормчего: «Слишком часто в национальной истории вместо оппозиции власти мы сталкиваемся с оппозицией самой России. И мы знаем, чем это заканчивалось: сносом государства как такового. Владимир Владимирович ПУТИН». Вот так, граждане. «Госсударство — это я! Россия — это я! Оппозиция мне — это оппозиция самой России!». Выходишь с выставки, и думаешь: «Так вот зачем вся эта петрушка с Романовыми…»
Все-таки у этих ребят даже зачатков совести нет. Вообще. Сомневаюсь, что они вообще понимают, что это такое.
А вообще… Вот если сделают выставку постоянной, — в Москве же куча ненужных музеев, всяких там шиловых, церетели, иных никасов сафроновых эпохи развитого криминализма, которых можно было бы безболезненно для культуры выселить и пустить на освободившееся место выставку к 400-летию дома Романовых. Путины приходят и уходят, и пропагандистский налет со временем со стендов и из слов экскурсоводов уйдет. А выставка останется. Хорошая же выставка, братцы. Только вот постоянный дом ей нужен. Обязательно. Без него она смысл теряет.
Спасибо, Сэр, замечательная статья! И во-многом созвучная с моими мыслями. А это так славно…
Действительно, славно. Согласен. А Вы еще раз посетить не собираетесь? Я обязательно еще раз схожу! Когда ажиотаж схлынет. Без толпы.
Сэр, а завтра не планируете сходить? Может (страшно сказать) — вместе?
А чего страшного-то? Чтобы сэры были неопасны, существует всего несколько простых правил безопасности. И тогда ничего не страшно.
Но завтра я арбайтен. Весь день. С утра до вечера без перерыва. Вот такой вот сандей выдался… 🙁 Но, кстати, в воскресенье идти я и Вам не советую — слишком много людей будет. Околеете в очереди.
Картинки нет. Были сегодня видели картину — огромную очередь. Это напомнило паломничество в мавзолей или к «святым мощам». А вот предложение к организаторам вполне конкретное есть. Считаю целесообразным в целях подъма патриотеских чувств и настроений открыть доступ к информационным ресурсам выставки через Интернет. Многие получат много разнообраной информации без унизительной процедуры стояния в очередях…
А вот, кстати, да, Михаил, спасибо, что напомнили — хотел об этом написать, но забыл. Подробный сайт со всей, имеющейся на выставке информацией, и даже более расширенной, с форумами для обсуждений, с возможностью добавления своей информации, как в Википедии — вот это просто необходимо. Хотя, думаю, если выставка станет постоянно действующей, это непременно случится, ибо это очевидное требование.
Однако личного знакомства с выставкой это не отменит. Выставка — это же не только чистое «получение информации», это еще и определенная атмосфера, метафизика какая-то…