Нечасто я о высоком думаю, честно скажу. Все больше о низменном. Пиво там, пол противный, хлеб насущный… А также о проблемах парковки транспортного средства и поведении на дороге людей с отмороженным мозгом думаю. Регулярно.
А сегодня вот подумал — а чего это в России, причем не во всей даже России, а только у русских, — во все века почитались убогие антисоциальные типы? Не успешные карьеристы и «крепкие хозяйственники», не мастера своего дела и просто богатеи были народными кумирами, а те, на кого и смотреть-то без слез было нельзя: тронутые умом калеки в грязном тряпье, без прошлого и будущего существа. По большому счету и не люди даже…
Вот построил Иван Грозный храм небывалой красоты. Храмом Покрова Божьей Матери назвали. А накрыл этот храм могилку полусумасшедшего юродивого Васьки — и все. И по сей день и вы, и я, и все до нас и после нас называют Храм его, Васькиным, именем. «Василия Блаженного», стало быть. Хотя официально Храм и сейчас Покрова Божьей Матери называется, но об этом мало кто знает, а народное имя известно всем. А ведь при жизни называли Василия не иначе, как Нагой, потому как ходил он по Москве, в чем мать родила, гадил, где ни попадя, дразнился, и позволял себе такое непотребство, при одной мысли о котором у доброго христианина возникает желание тут же покаяться.
Смею предположить, что нечто, подобное русским юродивым, было во всех европейских городах. Да только перспективы у европейских юродивых были печальны — в лучшем случае каменная камера городской тюрьмы. А наших и цари обидеть боялись…
Хорошо ли это — честно, не знаю. Конечно, в том, что в России никогда не было культа социального поведения, хорошего мало. До сих пор поэтому на тротуары плюем и на газонах собак выгуливаем. И в подъезде нового дома сначала известное слово на стене пишем, а потом уже лифт пускаем. Это грустно. Здесь надо что-то решать, причем срочно. Но ведь не только об этом речь! Юродивые ведь помимо всего прочего никому почтения не выказывали. Ни царю, ни воеводе, ни стражнику с мечом. Может, за это и любили люди убогих, что олицетворяли они собой исконную ненависть русских людей к жестокой власти? Может, за непочтение «начальникам» и чтили юродивых люди, потому как сами себе такого непочтения позволить не могли?
Хорошо ли, плохо ли, но культ юродства — часть нашей культуры и истории. Как нам его теперь оценить? Вытравливать из себя по капле и возводить в культ устои общества, как в Европе, или всячески поощрять, и поднимать на щит любого, от власти пострадавшего, даже если пострадал за дело? Честно — не знаю.
…И еще одна мысль мне в голову пришла — чем страшнее в России порядки, чем злее и звероватей власть, чем тяжелей простому человеку, тем больше юродивых появляются в стране. Может, это ответная реакция народа на гнет власей предержащих такой? Чисто русский, в иных землях не прижившийся? И как стоит к этому относиться современному просвещенному человеку?
На снимке: Блаж. Василий,Христа ради юродивый, московский чудотворец.
Вообще-то, блаженных уважали за то, что порой могли высказать пророчество. Подчас страшное. Это и являлось первопричиной такого к ним отношения.
Но на Руси не всех психов считали блаженными. Были и просто убогие и дурочки, а звания «блаженный» удостаивались немногие.
2 Михаил —
Это да, это факт.
Да только смотри — само слово «блаженный» — этот не звание по сути, как ты написал, а чуть ли не ругательство.
Вот у Даля:
БЛАЖЬ ж. дурь, шаль, дурость; упорство, упрямство, своенравие; юродство; притворная дурь; временное помешательство, сумасбродство; мечты, бред, грезы на яву; вздор, нелепость, чепуха; несбыточные мысли, желания. На нею блажь находит, он дурит. Ты что напустил на себя блажь? Я из тебя блажь выжму. Несет какую-то блажь, и не поймешь его. Блажыо кричать, благим матом, недарово, изо всех сил. Производные или сродные с блажь слова, как и благой и благо с производными, распадаются, по значеию, на два противоположные разряда, а частию даже двусмысленны: Блажить церк. ублажать, возносить, величать, прославлять; || в просторечие же: благовать, —ся, дурить, дурачиться, шалить, баловать, проказить, упрямиться; сумасбродить, сходить с ума, бредить, грезить наяву, нести вздор, чепуху; блажеть вологодск. сходить с ума, становиться блажным; блажной вля блажный, полоумный, шальной, взбалмошный; глупый, бестолковый, сбреховатый, вспыльчивый, горячий, крикливый, суетливый; беспокойный, неугомонный, своенравный, шаловливый. С блажным не сговоришь. С жиру ино и неблажной блажить. Смирное дитя одну руку, блажное обе отымает. || Смол. шутник, краснобай, лясник. Блажливый человек, шаловливый, беспокойный; на кого находит блажь, шаль, дурь. Блажливость ж. шаловливость, склонность проказить, чудить. Блажник м. —ница об. блажной, шалун. || Блажница, дом умалишенных. Блаженный, благополучный, благоденствующий и благоденственный, счастливый, о человеке и о времени, случае; || сущ. угодник Божий, законно живущий. Блажен не ходящий на совет нечестивых. Блаженными или блаженною памятью поминаются усопшие государи и высшие духовные лица. Спереди блажен муж, а сзади — вскую шаташеся. На словах — сложен муж, а на деле — вскую шаташеся. Блаженны мн. церковные стихи о блаженствах евангельских. || Блаженный пск. твер. пенз. блажной, шалун, повеса, проказник; || влад. вологодск. арх. ниж. калека, уродливый; юродивый, божий человек, малоумный, дурачок. Блаженство ср. счастие, благополучие, благоденствие, высшая степень духовного наслаждения. Блаженствовать, наслаждаться блаженством, душевным счастьем.
http://slovari.yandex.ru/dict/dal/article/dal/03011/18600.htm?text=%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B6%D1%8C
Слышала, что все убогие, юродивые — как самые слабые и уязвимые — принимают на себя страдания за всех здоровых, «нормальных» людей. Извести юродивых, избавиться от них, ради эстетики бытия — значит, принять на себя их «крест». А кому из здоровых хочется страдать, болеть и т.д.? Может, ещё и поэтому юродивые — напоминание остальным о грехах, суетности…, в которых надо раскаяться.
http://www.liveinternet.ru/users/alesadov/post73754242/ Как тема или коммент.
2 alesadov —
Все это очень интересно, и спасибо тебе большое за материал, но вот мне всегда казалось, что суть и смысл христианства настолько выше этих, прости меня, «деревенских чудес», что они его только портят.
Ну не для фокусов христианство существует!
По мне — так их и быть не должно. Они только все портят…
2 Горисвет —
Так-то оно так, но все-таки — почему в Европе это явление не прижилось, а у нас — с успехом. Вот что интересно! 🙂