|
ПРАВОСЛАВИЕ |
КАТОЛИЧЕСТВО |
ПРОТЕСТАНТИЗМ |
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕРКВИ |
Отношение к другим христианским конфессиям |
Считает себя единственно истинной Церковью. |
Считает себя единственно истинной Церковью. Однако после второго Ватиканского собора (1962-1965гг.) принято говорить о православных Церквах как о Церквах-Сёстрах, а о протестантах как о церковных объединениях. |
Разнообразие взглядов вплоть до отказа считать обязательной для христианина принадлежность к какой-либо конкретной конфессии |
Внутренняя организация Церкви |
Сохраняется разделение на поместные Церкви. Существуют многочисленные различия по обрядовым и каноническим вопросам (например, признание или непризнание григорианского календаря). В России насчитывается несколько различных Православных Церквей. Под эгидой Московской Патриархии находятся 95% верующих; самой древней альтернативной конфессией является старообрядчество. |
Организационное единство, скрепляемое авторитетами папы Римского (главы Церкви), при значительной автономии монашеских орденов. Существуют немногочисленные группы старокатоликов и католиков-лефевристов (традиционалистов), не признающих догмат о непогрешимости папы. |
В лютеранстве и англиканстве преобладает централизация. Баптизм организован по федеративному принципу: баптистская община автономна и суверенна, подчиняется только Иисусу Христу. Союзы общин решают только организационные вопросы. |
Отношения со светскими властями |
В разные эпохи и в различных странах Православные Церкви то находились в союзе («симфонии») с властями, то подчинялись им в гражданском отношении. |
Вплоть до начала нового времени по своему влиянию церковные власти конкурировали со светскими, а папа располагал светской властью на обширных территориях. |
Разнообразие модели отношений с государством: в одних европейских странах (например, в Великобритании) — государственная религия, в других — Церковь полностью отделена от государства. |
Отношение к браку духовенства |
Белое духовенство (т. е. всё духовенство, кроме монахов) имеет право вступать в брак один раз. |
Духовенство даёт обет безбрачия (целибат), за исключением священников Церквей восточного обряда, основанных на союзе с Католической Церковью. |
Брак возможен для всех верующих. |
Монашество |
Существует монашество, духовным отцом которого считается св. Василий Великий. Монастыри подразделяются на общежитийные (киновиальные) с общим имуществом и общим духовным наставничеством и особножитийные, в которых нет правил киновии. |
Существует монашество, которое с 11-го — 12-го вв. стало оформляться в ордена. Наибольшее влияние имел орден св. Бенедикта. Позже возникли другие ордена: монашеские (цистерцианский, доминиканский, францисканский и др.) и духовно-рыцарские (тамплиеры, госпитальеры и др.) |
Отвергает монашество. |
Высший авторитет в делах веры |
Высшие авторитеты — священное Писание и священное предание, включающие в себя труды отцов и учителей церкви; Символы веры древнейших поместных церквей; вероопределения и правила вселенских и тех поместных соборов, авторитет которых признан 6-м Вселенским собором; древняя практика Церкви. В 19-м — 20-м вв. высказывалось мнение о том, что допустимо развитие догматов церковными соборами при наличии благодати Божией. |
Высшим авторитетом является папа римский и его позиция по вопросам веры (догмат о непогрешимости Папы). Также признаётся авторитет Священного писания и Священного Предания. католики считают соборы своей Церкви Вселенскими. |
Высшим авторитетом является Библия. существуют разнообразные взгляды на то, кто обладает авторитетом в толковании Библии. В одних направлениях сохраняется близкий к католическому взгляд на церковную иерархию как на авторитет в толковании Библии, или же совокупность верующих признаётся источников авторитетного толкования Священного Писания. Другим присущ крайний индивидуализм («каждый читает собственную Библию»). |
2. ДОГМАТЫ |
Догмат об исхождении Духа Святого |
Считает, что Дух Святой исходит только от Отца через Сына. |
Считает, что Дух Святой исходит и от Отца, и от Сына (филиокве; лат. filioque — «и от Сына»). Католики восточного обряда имеют иное мнение по этому вопросу. |
Конфессии, входящие во Всемирный Совет Церквей, принимают краткий, общехристианский (Апостольский) Символ веры, не затрагивающий этого вопроса. |
Учение о Деве Марии |
Богоматерь не имела личного греха, но несла последствия первородного греха, как все люди. Православные верят в вознесение Богоматери после успения (кончины), хотя догмата об этом нет. |
Существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии, что подразумевает отсутствие не только личного, но и первородного греха. |
Мария воспринимается как образец совершенной женщины. католические догматы о Ней отвергаются. |
отношение к чистилищу и учению о «мытарствах» |
Существует учение о «мытарствах» — испытаниях души умершего после смерти. |
Существует вера в суд над умершим (предваряющий последний, Страшный Суд) и в чистилище, где умершие освобождаются от грехов. |
Отвергается учение о чистилище и «мытарствах». |
3. БИБЛИЯ |
Соотношение авторитетов Священного Писание и Священного Предания |
Священное Писание рассматривается как часть Священного Предания. |
Священное Писание уравнено со священным Преданием. |
Священное Писание выше священного Предания. |
4. ЦЕРКОВНАЯ ПРАКТИКА |
Таинства |
Приняты семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение (соборование). |
Приняты семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение. |
В большинстве направлений признаются два таинства — причащение и крещение. Несколько направлений (главным образом анабаптисты и квакеры) не признают таинств. |
Принятие новых членов в лоно Церкви |
Совершение крещения детей (желательно в три погружения). Миропомазание и первое причащение совершаются сразу после крещения. |
Совершение крещения детей (через окропление и обливание). Миропомазание и первое крещение совершаются, как правило, в сознательном возрасте (от 7 до 12 лет); при этом ребёнок обязан знать основы веры. |
Как правило через крещение в сознательном возрасте с обязательным знанием основ веры. |
Особенности причащения |
Евхаристия совершается на квасном хлебе (хлеб, приготовленный на дрожжах); причащение для духовенства и мирян Телом Христовым и Его Кровью (хлебом и вином) |
Евхаристия совершается на опресноках (пресный хлеб, приготовленный без дрожжей); причащение для духовенства — Телом и Кровью Христовыми (хлебом и вином) , для мирян — только Телом Христовым (хлебом). |
В разных направлениях употребляются различные виды хлеба для причащения. |
Отношение к исповеди |
Исповедь в присутствии священника считается обязательной; принято исповедоваться перед каждым причащением. В исключительных случаях возможно и прямое покаяние перед Богом. |
Исповедь в присутствии священника считается желательной хотя бы раз в год. В исключительных случаях возможно и прямое покаяние перед Богом. |
Не признаётся роль посредников между человеком и Богом. Никто не имеет право исповедовать и отпускать грехи. |
Богослужение |
Главным богослужением является литургия по восточному обряду. |
Главным богослужением является литургия (месса) по латинскому и восточному обрядам. |
Разнообразные формы богослужения. |
Язык богослужения |
В большинстве стран богослужение на национальных языках; в России, как правило, на церковно-славянском. |
Богослужение на национальных языках, а также на латинском. |
Богослужение на национальных языках. |
5. БЛАГОЧЕСТИЕ |
Почитание икон и креста |
Развито почитание креста, икон. Православные отделяют иконопись от живописи как вида искусства, не обязательного для спасения. |
Почитаются изображения Иисуса Христа, креста и святых. Допускается лишь молитва перед иконой, а не молитва иконе. |
Иконы не почитаются. В храмах и молитвенных домах присутствуют изображения креста, а в областях, где распространено православие, — православные иконы. |
Отношение к культу Девы Марии |
Приняты молитвы Деве Марии как Богородице, Матери Божией, Заступнице. |
Приняты молитвы Деве Марии как Богородице, Матери Божией, Заступнице. |
Культ Девы Марии отсутствует. |
Почитание святых. Молитвы об умерших |
Почитаются святые, им молятся как заступникам перед Богом. Приняты молитвы об умерших. |
Почитаются святые, им молятся как заступникам перед Богом. Приняты молитвы об умерших. |
Святые не почитаются. Молитвы об умерших не приняты. |