Как-то в недрах этого дневника мы заспорили с одним сильно продвинутым в музыкальном отношении юношей. Юноша пытался объяснить мне, неразумному, что есть электронная музыка и с чем ее едят. А когда я попытался рассказать ему о том, что вся современная электронная музыка родилась в Москве, и наш город и по сей день является ее мировой столицей, человек смертельно обиделся, хлопнул виртуальной дверью и исчез навеки.
И напрасно. Потому что он не услышал главного — принципиальная разница между российской и зарубежной электронной музыкой состоит в том, что на Западе ее всегда воспринимали, как забаву молодежи и причуду неформалов. И считали, что когда человек становится серьезным и «подрастает мозгами», то он уже ничего, кроме симфонического оркестра, слушать не будет. У нас — иначе. У нас электронная музыка сразу вышла на академический уровень. Она и зародилась в недрах Московской Государственной консерватории. Где когда-то и учился Эдуард Артемьев. Человек, которому суждено было возглавить мировой список композиторов-электронщиков и который сегодня отмечает свое 70-летие.
Я уже не раз писал об этом гениальном композиторе, и еще, наверное, не раз напишу, но сегодня мне хотелось бы обратить внимание именно на эту — глубинно русскую черту его творчества. И потому, что его пространственные, космические, насыщенные эффектами композиции я уже не раз здесь давал, когда говорил о Тарковском и его фильмах «Солярис» и «Сталкер». И потому, что все чаще попадаются собеседники, ограничивающие понятие электронной музыки тесными рамками примитивной клубной дискотни. Поэтому из сотен произведений, написанных Артемьевым, я выбрал только те, которые написаны для фильмов Никиты Сергеича Михалкова, в чьих работах национальный мотив играет главенствующую роль.
В первую очередь я, пожалуй, попрошу вас послушать композицию «Конь гуляет». Это чтобы вы не думали, что проект «Кострома» — открытие в синтезе русского фольклора и электронного тяжелого рока. Это, братцы, бледная немочь и не рок вовсе. Не в обиду создателям. А реальный синтез рока и фолка Эдуард Артемьев делал аж 27 лет назад, еще в 1980 году.
Следующая композиция — «Самолет» («Бег»). Композитору надо было показать шокирующую разницу между неторопливым ритмом русской деревни и сумасшедшими скоростями современного города. Ни на шаг не отступая от электронных технологий, Артемьеву удалось создать абсолютно академическую пьесу.
А вот композицию «На сельской станции» я хочу вам предложить не без ехидного злорадства. Дело в том, что эту музыкальную тему взял под песню «Дельтоплан» Валерий Леонтьев и она надолго стала своеобразным технократическим гимном. А ведь изначально она была задумана и сделана исключительно как нежная, акварельная зарисовка о русской деревне! У этой темы пять или шесть вариантов в различных аранжировках, если кому интересно, об этом можно отдельно поговорить и послушать, но сейчас давайте ограничимся именно композицией «На сельской станции». Русская деревня, братцы мои, балалайка, и никаких там нафиг «дельтопланов»! 🙂
Следующая композиция — одна из наиболее известных у Артемьева. Она использована в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих» Михалкова. Ее я выбрал потому, что в ней сошлось все — и передовые электронные эффекты, и то, что Тарковский называл «музыкальным наполнением кинокадра, а не фоном для него», и светлый юношеский романтизм…
А завершить хочу коротенькой и совершенно невесомой композицией «Память сердца». Помните фильм «Несколько дней из жизни Обломова»? Самый финал… Когда бежит вдаль светлоголовый пацан, бежит и кричит — «Маменька приехала! Маменька приехала!», а камера взлетает, и поднимается все выше, и мы уже видим и луга, и леса, и речка блестит невдалеке, и понимаем, что вот она — маменька наша, на сто лет забытая и преданная своими собственными сыновьями, и которая все ждет, что мы вспомним о ней с достойным ее, земли нашей, почтением и любовью. И становится понятным, почему именно церковое пение выбрано для этого эпизода. А в самом конце… Всего несколько прозрачных нот звучат за кадром. И навсегда остаются непонятным томлением в сердце.
И не говорите мне никогда, что электронная музыка — явление западное. Если бы оно так было, не стартовали бы сегодня американские космонавты к МКС, старательно выговаривая неудобное для них гагаринское «Poyehali!». А уж они лучше нашего знают, на каком языке говорит прогресс.
Спасибо за подборку чудеснейших композиций! Я Артемьева с первых нот узнаю!
С нашим удовольствием! 🙂