sir_michael`s_traffic


Мы должны делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать

Разговор о «Музыке в переходе», как это часто бывает, получил свое продолжение, и, что характерно для «Кофейни», вылился в дискуссию об общенациональных проблемах в области культуры. Например, о резком снижении культурного уровня «среднего россиянина» в частности, и всего общества вцелом.

Elena Menelaou: «У нас… настоящая элита [искусства] для развлекаловки. Эти люди [артисты классического жанра] не должны заморачиваться земными текущими проблемами, они творцы и к ним нужно относиться, как к ученым-ядерщикам и т.п. Их творческий потенциал — наше национальное богатство, нужно не дешёвую попсу поддерживать и тиражировать, а качественную музыку, чтобы слух наших детей не был бы оскорблен бузовыми и прочим дерьмом»

«Нужно поддерживать», «не нужно тиражировать»… Елена, Вы думаете, серьезную музыку у нас не поддерживают? Еще как поддерживают! И денег на нее выделяют немало. Но проблема лежит совсем в другой плоскости. К сожалению, попса пользуется реальным потребительским спросом. Это ходовой товар, он приносит прибыль. Сравните заполняемость залов попсовиков и «классиков». Рекламные расценки на «Радио попса-ФМ» и на «Классик-ФМ».

…Башмет рассказывал, что однажды он «по разнарядке» и за хорошие деньги приехал выступать в город Тольятти. А ему там говорят — «А давай мы без концерта обойдемся? Денег тебе дадим, сколько обещали, и ты в Москву уедешь. А концерт устраивать — морока только лишняя. А деньгами не обидим, не переживай!»

Для того, чтобы классическая музыка процветала, к ней надо все общество с детства приучать. Вспомните Рождественскую Европу! Какое главное впечатление? Не знаю, у кого — как, но у меня одно из главных рождественских европейских впечатлений — это детские хоры, поющие на улице под каждой церковью рождественские гимны. Перед хором — плакат с названием города или деревни, и гербом школы. Поют полчасика, не больше, садятся в автобус и едут к следующей церкви.

Набейтесь как-нибудь в гости в рядовую австрийскую или немецкую семью на Рождество. В самую обычную, рабочую, немузыкальную. И вы удивитесь тому, как они поют (а они обязательно споют!) рождественские песни. Всей семьей. Мама, папа, дети… На три голоса, а то еще и с подголосками. И споют они не просто какие-нибудь «куплеты», а Баха или Моцарта. Потому что это для нас и Бах, и Моцарт — «ого-го, классика», а для них — быт, будни! Бах и Моцарт свои небольшие религиозные произведения как раз для таких вот случаев и писали. И дети с самого раннего детства а этой атмосфере воспитываются, как в естественной среде. В каждой школе — обязательно хор, да не один, детям принято посещать воскресные школы при местных приходах, а в воскресных школах — обязательно свой хор, и те же религиозные песни того же Баха… Повторяю — Бах не только для больших симфонических оркестров творил, большинство его произведений — именно для религиозных детских школ! И дети с первых шагов начинают понимать, что такое «гармония», как голоса строить, и, собственно, по каким критериям оценивать музыку. Поэтому там симфонические оркестры — при каждом муниципалитете, и содержатся они на городские деньги, без центрального финансирования, и конкурс музыкантов на место — попробуй пройти. И выступлений — фрак в химчистку сдать некогда…

Общая культура — это результат сложной общественной системы, которая поддерживается и развивается государством, и со временем, с очень продолжительным, длительным временем, становится ПОТРЕБНОСТЬЮ общества. Понимаете? ПОТРЕБНОСТЬЮ! Без этой потребности сколько денег ты музыкантам не плати, а места в залах на симфонических концертах так и будут пустовать. Чтобы классическая музыка была востребована, надо не столько платить музыкантам, сколько развивать музыкальное образование всего общества. Начиная с детских садов и младших классов. И тех же самых религиозных воскресных школ при церковных приходах, которые, к счастью, потихоньку начинают появляться и у нас. Это, простите за такое слово, целая индустрия. А пока ее нет — спасибо тем музыкантам, что в переходах играют. Хоть так людей к «другой музыке» приобщить — и то уже шаг вперед. А вообще — пока все дети, во всех школах не запоют детские песни Баха, никакими высокими окладами музыкантов Вы дело не поправите. Это как с футболом — пока в каждой школе не будет своей футбольной сборной, да своего школьного чемпионата, да городского чемпионата между школами, да из года в год и постоянно — хоть золотом нашу сборную по футболу осыпьте, они все равно мимо ворот молотить будут.

Продолжение темы. Начало — «Музыка в переходе».

комментариев 9

  1. Zavarka3:

    Правильно пишешь! Мне было 6 лет, к нам приезжали друзья родителей — дядя Гельмут со своей скрипкой всегда. Я, 6-летняя, ему аккомпонировала на пианино. Играли вальсы. Я другого не знала. Так и при поступлении в музыкальную школу и сыграла это. Папа и мама пели. Папа пел арии оперные. Сестрица еще малышка тогда — сейчас концертмейстер в большом оркестре. Конечно, скрипку четвертинку принес дядя Гельмут. Кстати! В Красноярске ввели традицию — симфонический концерт вечером 31 декабря. Там теперь зал ломится!

  2. Zavarka3:

    В школе песни Баха?? Им главное кого-то к празднику на сцену спеть ля-ля-ля. Галочку поставить. А предмет музыка пятого сорта. В музыкальных то школах сейчас толком не учат… и педагоги очень редко способны сыграть хотя бы на среднем уровне.

  3. Zavarka3: В школе песни Баха?

    А иначе — никак. Иначе — Киркоров, Бузова и Шнур НАВЕКИ. Другого выхода просто нет.

    (Спасибо за рассказ о дяде Гельмуте! Я улыбаюсь сижу! 🙂 )

  4. Prospero:

    О, дорогой Сэр! Подписываюсь под каждым Вашим словом. Вы совершенно правы. Это достигается трудом и воспитанием. Музыка не потребление, а потребность… души, сердца, долга и т.п.

  5. Вот эту потребность и надо воспитывать с млапденческого возраста. У всех. Организованно.

  6. Марина:

    Правда, действительно в том, что правильный вкус, к чему бы то ни было, нужно прививать с детства.
    Не думаю, что идея петь хором немецкие песни приживется в русских семьях не смотря на величие и гениальность Баха и Бетховена — у нас есть что петь на своем языке, не считая Бузовой и иже с ней.

  7. Так и я об этом. Дело же не в конкретном композиторе, а в системе. Просто им Бах ближе, он им — как нам Пахмутова. Хорошо-хорошо, Чайковский! 🙂

  8. надежда:

    Я просто спросить, а у нас есть какие-то песни (песенки детские), посвященные Рождеству? Подскажите, пожалуйста, у кого найти, я имею в виду русских классических композиторов. Спасибо.

  9. НАВАЛОМ. Но в основном дореволюционные. И стихи, и песни, и спектакли, и для коллектива, и сольные… Все есть. Целые библиотеки литературы на эту тему. Раньше в России это было очень развито. Найдите любую воскресную школу при приходе, там знают.



Оставить комментарий


Вставить картинку: uploads.ru savepic.su radikal.ru

Proudly powered by WordPress.
Перейти к верхней панели