sir_michael`s_traffic


Мы должны делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать

В Подмосковье умер актер Дмитрий Марьянов. И это больше, чем очередная смерть очередного известного человека.

Дмитрий Марьянов – это, конечно, множество ролей во множестве фильмов. Под сотню – только работ в кино. Фильмов восемьдесят, кажется. Плюс спектакли, телеспектакли, телепрограммы… Обширный послужной список, не по возрасту. Это и понятно – человек с детства профессионально в киноиндустрии трудится. Он “ветераном” стал раньше, чем лысеть начал. Однако возьму на себя смелость предположить, что его детская работа в фильме “Выше радуги” так и осталась самой главной в его жизни. И рубежной, пограничной, знаковой вехой для всего нашего поколения. Потому что фильм “Выше радуги” стал высшей точкой демонстрации того самого “счастливого советского детства”, о котором сейчас принято вспоминать с бесконечной тоской и осознанием того, что все на этом свете возможно, только вот вернуть того счастья не получится уже никогда и ни за что. Потому что так хорошо дважды быть не может. И пронзительно больно становится за нынешних молодых. Потому что им уже не суждено пожить в те беззаботные и счастливые времена…

О фильме “Выше радуги” можно ничего не рассказывать. Достаточно просто перечислить несколько фамилий и фактов.

Итак, вот лишь некоторые из “паспортных данных” картины.

1. Одесская киностудия, Украинская ССР, год выпуска – 1986.

2. Натурные съемки – г. Таллин, Эстонская ССР.

3. Режиссер – Георгий Юнгвальд-Хилькевич. (“Д’Артаньян и три мушкетера”, “Узник замка Иф”, “Ах, водевиль, водевиль…”)

4. Композитор – Юрий Чернавский (работа в группе “Веселые ребята”, музыка к фильму “АССА”, диск “Банановые острова”)

5. Исполнение песен – Владимир Пресняков-младший.

6. Главные роли – Дима Марьянов, Катя Парфенова, Юрий Куклачев, Ольга Машная, Галина Польских.

 

Одесса была “романтической столицей” Союза. Таллин был “нашей советской Западной Европой”. Кинорежиссеры ставили перед юными зрителями вопрос – можно ли обмануть, если это – ради хорошего дела, чтобы человеку помочь? Или обманывать – нехорошо в любом случае, и этого не стоит делать никогда вообще?

Вот такие смешные вопросы тогда казались не просто “серьезными”, а “главными”, “жизненно важными”…

Однако у власти уже год, как был человек по имени Михаил Горбачев. Уже звучали слова о “перестройке”, “ускорении” и “приоритете общечеловеческих ценностей”. Главным редактором “Огонька” был назначен секретарь Союза писателей Украины Виталий Коротич, который первым делом убрал с обложки журнала орден Ленина. СССР еще казался нам всем незыблемым и вечным, о том, что Крым относится к Украинской ССР, никто никогда не вспоминал, потому что это было совершенно неважно, в Одессе украинского языка не было слышно даже на Привозе. В том, что дальше будет только лучше, не было ни малейших сомнений. Спорили только о том, насколько – сразу будет лучше, чем на Закпаде, или пару лет придется подождать.

Но вместо этого все рухнуло.

Давайте пробежимся по нашему списку “паспортных данных” фильма с позиций сегодняшнего дня.

1. Одесская киностудия фильмов больше не производит. Если до недавнего времени удавалось как-то сводить концы с концами благодаря совместным проектам с россиянами и обслуживанию российских киногрупп, то сейчас этот вид заработка закрыт. Небольшой доход приносит сдача в аренду съемочных павильонов под банкеты и музейная демонстрация реквизита известных советских фильмов. Студия стала “Музеем советского периода”.

Президент Украины Порошенко назвал Одессу “образцовым бандеровским городом”.

И теперь в Одессе не романтическое кино снимают, а сжигают живых людей. Радостно.

2. “Таллин” теперь – “ТаллиНН”. Готовится к войне с Россией в составе блока НАТО. И в нем скоро закроют последние школы с преподаванием на русском языке.

3. Георгий Юнгвальд-Хилькевич уехахал с Украины в Москву, устроился на работу у старого друга – главным режиссером “Театра кошек Юрия Куклачева”, в котором проработал до последнего дня своей жизни. Тяжело переживал события “евромайдана”, скончался в 2015 году. Похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.

4. Юрий Чернавский уехал из России. Проживает в Беверли-Хиллз, Калифорния, США. Много лет и сил потратил на популяризацию российских эстрадных исполнителей за рубежом, на интеграцию их в мировую поп-индустрию. Безуспешно.

5. Катя Парфенова – в 1989-м поступила на факультет кибернетики МИФИ. В том же году победила во Всемирном студенческом конкурсе красоты. После развала СССР, в 1992-м, уехала из России сначала в Париж, потом в Лондон. Работала фотомоделью. В Лондоне вышла замуж за американского миллионера. По разводу отсудила у него $5 млн. В России появляется редко.

 

6. Владимир Пресняков-младший… Не буду повторять сплетни, сами найдете при желании. Сколько угодно. Одно скажу –  он заслуживает куда бОльшей славы и эфиров, чем имеет сейчас.

7. Дмитрий Марьянов. Работал. Снимался. Пил. Много пил. Прочитав все, что написано выше, несложно понять, почему. Умер при транспортировке из наркологической клиники в медучреждение общего назначения. Говорят, что умер из-за халатности медработников. Из Википедии: “министерство здравоохранения Московской области проверит информацию о том, что актёр Дмитрий Марьянов скончался из-за отказа медиков оперативно оказать необходимую в таких ситуациях помощь”.

Так что… Это не просто “актер умер”. Это для всех нас последняя нить в “счастливое детство” оборвалась.

“Порвалась дней связующая нить.
Как мне обрывки их соединить?”

Да никак. Уже – никак. Слова “Одесса”, “Таллин”, “Украина” и “Эстония” уже никогда не будут вызывать у нас с вами добрую улыбку. Как раньше. Никогда. Пронзительные и светлые песни из фильма “Выше радуги” уже не будут отзываться на сердце легкой грустью о навсегда ушедшей юности, а лягут тяжким грузом осознания того, что мы не уберегли по собственной глупости, безграмотности и детской наивности.

Может быть, Дмитрий Марьянов просто не захотел жить в новой реальности. И знаете, я его понимаю.

В Зурбаган уже не вернуться. Никому. Теперь уже – окончательно.

 

комментария 3

  1. bread:

    Сэр, извини, что долго тебя не комментировал, просто большие перемены в жизни, был очень занят)

    Хочу сказать пару слов о Марьянове, точнее, о “Выше радуги”. Я был подростком, когда этот фильм вышел. И до сих пор не понимаю, почему он так зацепил всё моё поколение. Я помню, как записывал на катушечный магнитофон песни в исполнении никому неизвестного Преснякова (который, кстати, да простит меня он, как и Марьянов, ничего лучшего с тех пор не сделал).

    Было в этом фильме попадание в нерв эпохи. Ведь ничего особенного в фильме не было, как не было ничего особенного в “Иронии судьбы..” или песне “На недельку до второго…”, но было что-то такое, отчего… Вот даже не могу выразить, что именно “отчего”.

  2. bread: Сэр, извини, что долго тебя не комментировал, просто большие перемены в жизни, был очень занят)

    Это всяко лучше, чем у меня. Я вот болею, потому и пишу.

    bread: но было что-то такое, отчего… Вот даже не могу выразить, что именно «отчего».

    Мне кажется (мне КАЖЕТСЯ! 🙂 ), что это была наивысшая точка “советского взлета”. В стране не было голодных, бездомных, безработных, тех, кто занимался всецело проблемами собственного выживания. Перед людьми стояли морально-этические проблемы, их и поднимали в кино, театре, в прессе… “Средний советский человек” зажил хорошо, отъелся за 70-е. Но у власти был уже Горбачев, и страна была уже обречена.

    Это как в фильмах о войне -- когда города уже бомбят и горят дома, а многие еще об этом не знают и живут своими мелкими человеческими проблемами. Не догадываясь, что эти проблемы уже ничего не значат. Их уже нет, война их отменила.

    У Арсения Тарковского такая ситуация очень четко описана --

    ***
    Пред нами расступались, как миражи,
    Построенные чудом города,
    Сама ложилась мята нам под ноги,
    И птицам с нами было по дороге,
    И рыбы поднимались по реке,
    И небо развернулось перед нами…

    Когда судьба по следу шла за нами,
    Как сумасшедший с бритвою в руке.

    1962

  3. bread:

    Sir Michael: «Средний советский человек» зажил хорошо, отъелся за 70-е

    Сэр, это не совсем так. Возможно, в Москве и ещё где-то отъедались, но там, откуда родом я, в 1980 были введены талоны на колбасные изделия и масло. По первым талонам, как сейчас помню, полагалось на человека 200 г сливочного масла и 400 г колбасных изделий. И это на месяц. Позже нормы несколько увеличили. Иногда начинали продавать масло и колбасу без талонов, но сами талоны как класс были отменены только в 1992 г после гайдаровской реформы.

    Sir Michael: перед людьми стояли морально-этические проблемы, их и поднимали в кино, театре, в прессе…

    Это правда. Но правда и в том, что на кухонных посиделках существующее в стране положение вещей в то время, и уже не первое десятилетие, скажем так, критиковалось. Мы как общество были озабочены упомянутыми тобой высокими материями, но при этом придумали себе сказку о каком-то другом обществе, где свободна частная инициатива, где можно легко поехать за границу, ходить на рок-концерты, свободно выбирать, где в магазинах есть всё и т.д. Сейчас, построив новое общество, где есть многое из того, о чём мечталось на кухнях, мы обнаружили, что у нас нет ни времени, ни сил на высокие материи. Силы ушли на частную инициативу, коя направлено на добывание хлеба насущного, выборы оказались тем, чем они оказались, заграница из музеев Флоренции и Лондона превратилась в праздношатание по кабакам и празднолежание на турецких пляжах, рок-концерты (те немногие, что остались) поливают нас из динамиков чем-то вроде “впитерепить”. Вот только магазины, наполнившись товарами, действительно, не разочаровали и ласкают глаз, и радуют сердце.
    Но ах, как хороша всё же была эпоха заката империи! Даже 200 г масла сейчас тускнеют на фоне того, какие умные глаза были у людей самой читающей в мире нации. Умные даже несмотря на глупые фантазии, порождённые закрытостью общества от остального мира.

    Знаешь, я не хотел бы вернуться в то время, но я хотел бы, чтобы не случилось того, что случилось вскоре после выхода фильма. Если бы можно было всё переиграть по уму… 🙂

    Знаешь, меня тоска по прошлому вдохновляет на работу над настоящим. Я соотношу то, что произошло с нами в 91-м с тем, что случилось с нами же в 17-м. Так вот, по моим ощущениям нынешнее время соответствует концу 30-х -- началу довоенных 40-х. Осталось пережить войну и дожить до 60-х с их всплеском культуры. Т.е. ещё лет 25 надо потерпеть 🙂

    Так что, Сэр, нам нельзя болеть. Нам надо стиснуть зубы и работать. Может, и воевать. Так что, Сэр, выздоравливай )



Оставить комментарий


Вставить картинку: uploads.ru savepic.su radikal.ru

Proudly powered by WordPress.
Перейти к верхней панели