
Так что правильную тему затронул Владимир Владимирович. Своевременную. Хорошо бы теперь он вспомнил и о том, что невозможно повысить в стране уровень нравственности, если несменяемые (а у нас они абсолютно несменяемые) лидеры показывают нам примеры безнравственного поведения. Это я не только о яхтах и дворцовых комплексах, за которыми явственно угадывается коррупционная составляющая этих неприличных богатств, это я и о «шутке» президента о том, что «граница России нигде не заканчивается». Шутка? Шутка. Но очень двусмысленная шутка. И я очень не уверен, что именно вот в такой политической ситуации, как сейчас, такая шутка уместна.
Неплохо было бы еще вспомнить о том, что существуют и внешние проявления нравственности. А именно — так называемые «приличия». Сиречь, «Общественные нормы поведения». И они, приличия эти, тоже касаются всех — и власть, и СМИ, и правоохранителей… Потому что у нас, в России, понятие «качество жизни» немного отличается от общепринятого. Ты русскому человеку хлеба на стол не доложи, одежду заставь по третьему — четвертому сезону одну и ту же носить — он стерпит. А покажи ему, как хам, мерзавец или вор над честными людьми глумится — не вытерпит. И возьмется если не за вилы, то за протестный плакат.
Это о хорошем в Послании. Но было и плохое. Для меня самым плохим оказалось то, что во всем тексте ни разу не прозвучали слова «Украина» и «Новороссия». Вот для такого телезрителя, как я, это — недопустимо. И если в глобальном смысле тезис о том, что «Путин слил», все еще оспаривается «ура-патриотами», то в рамках этого, отдельно взятого Послания, можно утверждать однозначно: «Путин таки слил». В Послании он точно «слил» эту тему. А стоило ли? Не уверен. У нас под боком зреет и копит силы откровенно враждебный нацизм самого гитлеровского толка, а президент этой темы якобы в упор не видит. Нет ни бандеровцев, ни наследников «ваффен СС», ни надругательств над памятниками наших предков, ни унижения русского языка, русской культуры и русской национальной гордости — ничего этого, получается, ни для президента, ни для власти, которая по указаниям президента действует, не существует. Может, Путин надеется, что укронацизм «сам собой рассосется»? Напрасно. Не «рассосется». Советские руководители тоже надеялись, что с годами память о бандеровщине померкнет. Чем это кончилось — все знают.
А самое главное, на мой взгляд, то, что сегодня замалчивать, игнорировать тему украинского нацизма — просто безнравственно. Именно безнравственно — слишком много крови уже пролито, слишком важные вещи на кону стоят. И вот по этому самому шву, как мне показалось, Послание Президента и расползлось. Говорить о нравственности, одновременно допуская очевидную безнравственность — не самый убедительный ход.
Но это, конечно, только на мой обывательский, далекий от профессионального взгляд.