sir_michael`s_traffic


Мы должны делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать
yf_Nj_XURGWOK3D9GDz84Q-wide_FotorХудожник Павленский поджег двери страшного лубянского замка, и взорвалась блогосфера. «Дебил! Дармоед! Сумасшедший! На дыбу! В лагерную пыль!» — орет одна часть ленты. «Герой! Гений! Данко, Прометей и Заратустра в одном флаконе! На пьедестал!» — не соглашается другая. Давайте и мы подумаем о том, как стоит относиться и к самому господину Павленскому, и к тому, что он делает.
 

Первое: он — художник. Именно «художник». И то, что многие считают, будто «художник» — это только тот, кто на бумаге или холсте рисует картинки, которые мы оцениваем по принципу «похоже» — «не похоже», а наш высший критерий мастерства — «Ну, как живое!», — ничего в данном случае не значит. Маркс говорил: «Чтобы наслаждаться искусством, надо быть художественно образованным человеком». А Маркс был не самым глупым из евреев. И то, что мы в свое время не так его поняли и изувечили собственную жизнь на много поколений вперед — не его, не Маркса, проблемы. А наши. Точно так же, как и восприятие искусства Павленского — тоже исключительно наши проблемы.

Искусство — как бесконечная лестница. Очень крутая, неудобная для подъема. Некомфортная. С высокими ступенями. И чем выше ты по этой лестнице поднимаешься, тем ступени становятся выше, и взбираться на них все сложней. На предпоследнюю для себя ступень ты уже карабкаешься из последних сил, срывая ногти, разрывая одежду, и долго потом лежишь наверху, приходя в себя. На последнюю же без помощи лестницы, подъемника или вертолета уже — никак. Все. Это — твой сегодняшний предел. А лестница… Она все еще уходит в небо, теряясь в облаках, и конца ей не видно… Сначала — да, мы, как все на свете можем (не возбраняется!) оценивать искусство по принципу «похоже» — «не похоже». Потом — «интересно» — «не интересно». После этого следует самая сложная, принципиальная ступень: «задевает» — «не задевает», заставляет задуматься о том, как ты используешь единственную свою земную жизнь, или нет. На этой ступени решается, пойдешь ли ты выше, останешься ли там, куда дошел, или вернешься вниз — на ступень «интересно» — не интересно». А то и «похоже» — «не похоже». Это решает каждый только сам за себя, и каждый имеет полное право выбрать свою ступень. Но помнить — выбрав свое место на этой лестнице, не следует поливать грязью тех, кто решил карабкаться выше. Твое право — остаться, где тебе нравится. Их право — попытаться узнать, что дальше. Не понимаешь акционизма, не приемлешь авангарда — твое право. Но не мешай тем, кто думает иначе, мыслить так, как им хочется.
Это об аспекте «Павленский» — «художник» — «искусство». И эти вопросы в отношении Павленского следует вообще обсуждать отдельно. И именно в контексте разговоров об искусстве. А не о политике.

 
Второе: то, что он совершил, является уголовно наказуемым преступлением, а именно — «вандализмом». Или «хулиганством». Или еще как, это суд решит. За что Павленский и получит. Непременно и в достаточной степени. Но прежде, чем ограничивать его поступок только и исключительно «вандализмом», подумайте — а почему мы восхищаемся куда более серьезным вандалом, — британским гением Бэнкси, — и готовы при этом растоптать своего? Бэнкси не паршивые двери портит, а произведения классического искусства в музеях, на нем букет статей висит, но он до сих пор умело скрывается от полиции. А Павленский ждет наряд полиции безропотно, прекрасно осознавая последствия. Выбирайте, кому кто больше нравится.
 
И, наконец, третье, самое главное: то, что Павленский поддерживает Украину, не умаляет его значения, как художника. Конечно, это обидно — понимать, что талантливый и смелый человек, автор, умеющий взорвать сознание миллионов, симпатизирует бандеровским палачам, фактически, гитлеровским нацистам. Но… Художники часто оказываются политически слепы. Вспомните, сколько художественных гениев поддержали большевистский Октябрьский переворот! Горький что — скажете, «не художник»? «Не писатель»? Не скажете, ибо понимаете, что Горький — мировая величина, которого и по сей день во всем мире издают и переиздают. А ведь строительство сталинских каналов воспевал… А Блок? Нежнейший из символистов? Помните, как он поставил Христа во главу красноармейского патруля, только что расстрелявшего ни в чем не повинного человека, и дал ему в руки красный флаг? Помните? «Впереди – с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз – Впереди – Иисус Христос»… «Революционный держите шаг — неугомонный не дремлет враг!» — это тоже оттуда… А Маяковский? Поэма «Владимир Ильич Ленин»? «Мозг класса, дело класса, сила класса, слава класса — вот что такое партия!» В конце концов, гениальная Лени Рифеншталь вообще работала по личным заказам Гитлера и осуществляла пропагандистскую поддержку нацизма. Что не делает ее менее гениальной. Ее политическую позицию с негодованием осудили, разумеется, а «Триумф воли» до сих пор на всех режиссерских и операторских факультетах покадрово разбирают. Учатся, как у художника, а не как у нациста.
 
Вот давайте и мы разделим. Павленский — мастер сильного образа. Гиперболы. Голый человек, обмотанный колючей проволокой напротив Мариинки — это каждый из нас. Незащищенный от беспредела власти, уязвимый, беззащитный перед любым ментом, любым чиновником, перед бездушной государственной машиной. Человек с зашитым ртом — это надпись «Сайт закрыт по требованию Роскомнадзора», на которую мы натыкаемся в поисках нужной информации. Каждый из нас. Только большинство тихо матерится и начинает гуглить иные источники, а кто-то не хочет терпеть ситуацию, в которой какой-то дядя решает, что тебе читать можно, а что — нельзя, и идет к Мариинке, раздевается донага и обматывает себя колючей проволокой. Хоть это и очень больно. И кровь при этом течет не бутафорская.
 
Давайте все-таки разделять оценки. И, категорически не принимая поддержку Павленским укронацизма и бандеровщины, отдадим ему должное, как смелому человеку и художнику. Мы не в черно-белом мире живем. Давайте различать оттенки и не превращаться в украинцев, требуя немедленной и мучительной смерти для всех, кто думает иначе, чем мы.

комментария 4

  1. «Чтобы прибить яйца, нужно иметь яйца»(с)непомнюкто

  2. ВОТ ИМЕННО! Кто-то очень хорошо сказал.

  3. Вообще, акция гениальнейшая. Воспламенить столько задниц одной дверью — это реально подвиг.

  4. Мне кажется, Павленский в свое время слишком часто слушал «Террориста» ДДТ! 🙂



Оставить комментарий


Вставить картинку: uploads.ru savepic.su radikal.ru

Proudly powered by WordPress.
Перейти к верхней панели