sir_michael`s_traffic


Мы должны делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать

avgust_krepost3
Один мой знакомый молодой (ну ОЧЕНЬ молодой!) человек собрался на Умную Лекцию «Развитие русской литературы и музыки в 19-20 веках». Я выразил удивление словом «развитие», по причине того, что о существовании «русской литературы и музыки» в 18 веке и раньше лично известно очень мало. Более того — по моему глубокому убеждению, русская литература и музыка, как явление культурное, классическое, академическое, как раз только в 19 веке и возникло. До 19, если сильно захотеть, можно вспомнить… Ну что — оды Императорам, здравицы, воспевающие монархов гимны, Гавриилу Державина, Ломоносова… А из музыки 18 века, очень сильно надувшись и хлебнув кофейку, я вспомнил только, безусловно, великий и поистине мирового уровня «Марш Преображенского полка», автор которого неизвестен, поскольку кому он был в 18 веке нужен, этот автор. Ну, не было у нас «литературы и музыки» до 19 века, эти излишества, по сути, только в 19 веке и возникли в наших палестинах. И ничего в этом постыдного и страшного нет, ибо это исторический факт. А то мощное явление, которое началось в 19-м и приобрело название «русская культура», своим масштабом вполне компенсирует недостатки прошлого. И не надо упрекать меня в недостатке патриотизма, ибо признание фактов таковыми, каковы они есть — это гарантия развития, а искажение их, приписывание себе несуществующих заслуг грозит страшными бедами «украинства». Что сегодня сплошь и рядом встречается и в наших российских пенатах. 

Вы посмотрите, экий замечательный текст я дернул в одном учебном тексте по русской музыке 18 столетия. За такие тексты, по-моему, летсо бить надо:

» Русские помещики отдавали своих крепостных крестьян и дворовых в обучение учителям музыки и пения, из крепостных музыкантов составлялись капеллы, оркестры, оперные труппы. Крепостные коллективы нередко выступали в столичных концертах с исполнением крупных произведений.

Цивилизованная Европа в том же самом XVIII веке дает нам свидетельства того, как И.С. Бах был вынужден менять место жительства и службы, спасаясь от произвола работодателей. А Ф.И. Гайдн жаловался, что он порой не знает, кто он — капельмейстер или камердинер. Семья Моцарта (отец — Леопольд и сын Вольфганг Амадей) немало претерпели от «рабства в Зальцбурге «.
Российское крепостничество оставило немалый след в истории музыки. И это не только имена известных музыкантов (КАКИЕ, БЛИН?!), но и такая удивительная затея, как «роговая музыка». Так называли оркестр из охотничьих рогов. Каждый рог издавал только один звук. Музыканту давали один рог: иногда он попеременно пользовался двумя, реже тремя рогами. Он не исполнял ни одной мелодии, ни одного пассажа. Его задача заключалась в том, чтобы в нужный момент вставить свою единственную ноту в мелодию или аккорд, издав этот звук с должной силой и выдержав его полагающееся время. И такой оркестр исполнял не только аранжировки песен, но и крупные произведения, вплоть до симфоний Моцарта».

Короче — «фжопу Баха, дуем в рог».

Между прочим, первый русский «роговой оркестр» был собран и сформирован чешским валторнистом Яном Антонином Марешем в 1751 году в Доме Нарышкина в Питере.

Вот я бы автора этого текста, превозносящего достижения «русской крепостной музыки» на фоне страданий несчастных Баха и Моцарта в бездуховной Европе отправил бы в принудительную командировку на Майдан. А лучше — в окопы АТО. Чтобы он, блин, своими глазами посмотрел на то, во что превращается смещение акцентов в изложении исторических истин. Украинский фашизм тоже не в одночасье родился. А долго формировался из вот таких же учебных текстов, рассказывающих о том, что «Киевская Русь было великим государством древности (хотя такого ГОСУДАРСТВА сроду не было, это 200-летний период крещения Руси), преемником «Киевской Руси» является современная Украина, а Москва к ней вообще никакого отношения не имеет, поскольку пришла из «моксельских болот». Почему нас вот такой взгляд и смешит, и возмущает, а фраза «Российское крепостничество оставило немалый след в истории музыки» воспринимается нормально и естественно? От нее до крика «Украина понад усе!», между прочим, только один шаг.

Честнее к себе надо быть, браццы. Украина нам Богом дана для того, чтобы, глядя на нее, не повторять вольного трактования истории, ибо заканчиваются они крахом государства и большой кровью. И каждый раз, превознося успехи и достижения русских крепостных музыкантов на фоне бытовых страданий Бах и Гайдна помнить о том, что твои смешные умозаключения на самом деле не столько смешны, сколько страшны. И опасны. «Украинство» может выскочить из каждого. А дальше… Факельные шествия, особые права титульной нации и «весь этот горький катаклизм», который мы наблюдаем по телевизору. К счастью, пока по телевизору. Если и впредь будем позволять себе изучать собственную историю, война придет в наш дом. ОБЯЗАТЕЛЬНО. исключений — не бывает.

А закончить хочу на позитивной ноте — действительно великим произведением русской музыки 18 века, маршем Лейб-гвардии Преображенского полка, автор музыки которого неизвестен. Поскольку в те годы понятие «русский композитор» было скорее исключением, чем правилом. Наша классическая культура — явление, по историческим меркам, очень молодое. Его надо беречь и развивать. А не гробить неумными выводами о «преимуществах крепостных театров над Бахом и Моцартом».


На верхнем рисунке — представление крепостного театра. Автор незвестен.

комментариев 10

  1. Вот я бы автора этого текста, превозносящего достижения «русской крепостной музыки» на фоне страданий несчастных Баха и Моцарта в бездуховной Европе отправил бы в принудительную командировку на Майдан.

    Лучше в крепостной оркестр. Утром пусть в дудку дует, а вечером говно копает. Каждый день, без выходных, бесплатно.

  2. youtube.com/watch?v=x87nSL58crc

  3. … и очень верно, сэр!

  4. bread:

    Вот, кстати, о крепостных театрах у классиков:

    …Или вон тот еще, который для затей
    На крепостной балет согнал на многих фурах
    От матерей, отцов отторженных детей?!
    Сам погружен умом в Зефирах и Амурах,
    Заставил всю Москву дивиться их красе!
    Но должников не согласил к отсрочке:
    Амуры и Зефиры все
    Распроданы поодиночке!!!
    Вот те, которые дожили до седин!
    Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
    Вот наши строгие ценители и судьи!..

    А вообще, всё это «украинство» от необразованности и/или подлости и для неучей. Всё-таки во времена моего школярства даже троечник разоблачил бы эту дурь про глубочайшие корни нашего искусства и меломанию крепостников. А сейчас и не такое ещё возможно, в головах же — девственная чистота, что ни соври — всему поверят.

    Кстати, культурные корни, конечно, были и глубокие: церковные песнопения, колокольный звон, народные песни/плачи и т.п., сказания, билины, житя и т.д. Это был мощный пласт, но был, как бы это сказать, достаточно провинциален и маргинален. Только синтез с современной европейской культурой и дал нам Пушкина, Чайковского, Менделеева, Шаляпина, Бенуа, Пастернака, Есенина и несть числа прочим.

  5. The age of love™: Лучше в крепостной оркестр.

    Не. Тогда он не поймет, чем такие самовосхваления действительно опасны. А в АТО сразу ясно будет, чем это заканчивается.

  6. Не, Александр! «Прощание славянки» — это уже 20-й век. Между Русско-Японской и Первой мировой.

  7. bread: Заставил всю Москву дивиться их красе!
    Но должников не согласил к отсрочке:
    Амуры и Зефиры все
    Распроданы поодиночке!!!

    Мне всегда почему-то казалось, что Грибоедов здесь имел в виду конкретный факт. Найти бы его…

    bread: А вообще, всё это «украинство» от необразованности и/или подлости и для неучей.

    Ну да! Если бы так… Германия вся крышей поехала от своего, германского «украинства». Ведущие философы на полном серьезе спорили, наследником какой цивилизации является Третий рейх — древнегреческой или древнеримской. Остановились на Риме. Отцом «украинства» был Академик Академии наук СССР Грушевский, который университетское образование получил еще в 19 веке. Вообще фашизм (как и коммунизм) зарождается всегда в просвященных умах. А поддержку находит в серой массе.

    bread: во времена моего школярства даже троечник разоблачил бы эту дурь про глубочайшие корни нашего искусства и меломанию крепостников.

    Да-да-да! А смог бы он разоблачить такую же дурь про театры ГУЛАГа, которыми хвастались друг перед другом «начальники» зон? ведь такая же дурь была, ПОЧТИ один в один. Только в 20 веке…

    А уже в 21-м веке просвещенный и продвинутый Ваня Охлобыстин стадионы собирал (без преувеличения! Лужники собрал!), чтобы поорать, что «мы, русские, особенные, и у нас — свой, непохожий ни на кого путь». Та же херня, только с небольшими вариациями.

    bread: Кстати, культурные корни, конечно, были и глубокие: церковные песнопения, колокольный звон, народные песни/плачи и т.п., сказания, былины, житя и т.д. Это был мощный пласт, но был, как бы это сказать, достаточно провинциален и маргинален.

    Он был запрещен и почти вытравлен в том же 18 веке. Петр Первый наказывал за изготовление и ношение русского национального платья. Его дочь, Императрица Елизавета, говорила на французском лучше, чем на русском и ПОЛНОСТЬЮ перевела обучение дворянских детей на французский язык. Церковь со времен Киевской руси беспощадно вытравляла и выжигала огнем (в прямом смысле слова) все дохристианское, языческое культурное наследие Руси. Создавался образ (и создался!) Руси, как ПРАВОСЛАВНОЙ земли. и никакой, кроме. Языческой Руси будто бы и не существовало никогда. Эта химера и сегодня жива в головах, даже политические лидеры говорят «ТЫСЯЧЕЛЕТНЯЯ история Руси», путая с тем, что это не у Руси тысячелентняя история, а у ХРИСТИАНСТВА на Руси…

    Кстати, Елизавета была ПОСЛЕДНЕЙ представительницей ЧАСТИЧНО русской крови на русском престоле, поскольку отцом ее был Петр Первый. Мужская русская линия пресеклась еще раньше, на Петре Втором. Все многочисленные «Екатерины Первые», «Анны Иоанновны» и «Катерины Великие» по-русски говорили с большим трудом или практически не говорили, как Анна Иоанновна, на уровне «ми фас бутем немношка повешайт», ее Указы переписывались и правились грамотными людьми, Россией правили остерманы, бироны, минихи, императорами были то 12-летний Петр Второй, то вообще двухмесячный иван Шестой Антонович при регентстве чистых иностранцев, император Петр Третий был урожденный Карл-Петер Ульрих Голштинский, которого переименовали в «Петра Федоровича» отбалды, могли бы и «Иван Иванычем» назвать, и он женился на Софии Августе Фредерике Ангальт-Цербстской, которую тоже отбалды назвали «Екатериной» почему-то «Алексеевной», хотя могли и «Марьванной»…

    Петр Третий и Павел Первый боготворили пруссаков и все старались делать на прусский манер, ненавидя все русское. Александр Первый боготворил Францию и все старался делать на французский манер, на Наполеона разве что не молился, окружил себя его портретами и бюстами.

    И при всем этом (а я еще сотой доли не перечислил) говорить о какой-то «русской культуре» в 18 веке? Смешно. Я удивляюсь, как она вообще выжила. Лев Толстой, чья «Война и мир» наполовину по-французски написана, искренне удивлялся, когда Наташа Ростова вдруг заплясала в избе русский танец. Помнишь этот эпизод? Толстой пишет «КАК?! ОТКУДА?! ПОЧЕМУ?!» Цитату искать не хочу, это известный эпизод. ОТКУДА русская дворянка знает русский танец?! Да быть такого не может, и не должно! Сенсация, блин! А в Европе народность дворянства подчеркивалась и приветствовалась. Народный костюм рисовался лучшими модельерами и художниками, и потом, через дворянскую прислугу, шел «в народ». Французский двор Людовиков на королевских балах с удовольствием отплясывал крестьянские танцы, которые обрабатывались, усложнялись и из них получалась классика. Так из крестьянского танца «буре» родился восхитительный «менуэт». Тот же крестьянский «буре», только «вылизанный» профессионалами и распропагандированный дворянством. А у нас «народность» в искусстве только стала появляться в 19 веке, и в начале 20-го уже была напрочь сметена большевиками. И ДО СИХ ПОР головы не поднимает…

    Об этом орать надо, поскольку это тема — народная, патриотическая, а когда я подаю концепцию на утверждение сценария, мне говорят «пошел вон, русофоб проклятый, ни копейки не получишь»…

    Ладно. Это я чета разболтался… БОЛЬНОЕ ТЫ ЗАДЕЛ!!! 🙂 Прости. Пойду кофейку себе плесну, виски рано еще. День на дворе…

    18 век, блин. «Русское искусство», ага. Два раза…

    Вот, СТОПРОЦЕНТНО крестьянский народный «буре». Только переложенный и отшлифованный Иоганном Себастьяном Бахом, да! 🙂 ДО СИХ ПОР в хитах. До сих пор.

  8. А вот «Буре» Баха в нативном виде, без рок-обработке Джетро Талл. Уже почти менуэт!

  9. bread:

    Sir Michael: А у нас «народность» в искусстве только стала появляться в 19 веке, и в начале 20-го уже была напрочь сметена большевиками. И ДО СИХ ПОР головы не поднимает…

    ну зачем так уж мрачно? Отрицать свое прошлое — часть русскаго национальнаго характера.

    Но ведь мы с тобой стараемся помнить? И такие, как мы, будут на Руси всегда.

    Я вот тут подумал, что эта вековая уже пропасть между двумя Россиями (например, между интеллигенцией и, что называется, народом или народом и властью, или «центром» и «регионами» и т.п.) несёт в себе не только негатив, но и творческий позитив тоже. Что скажешь?

  10. Sir Michael: Не. Тогда он не поймет, чем такие самовосхваления действительно опасны. А в АТО сразу ясно будет, чем это заканчивается.

    В АТО его быстро убьют, а в крепостных он всю жизнь промучается.

    А уже в 21-м веке просвещенный и продвинутый Ваня Охлобыстин стадионы собирал (без преувеличения! Лужники собрал!), чтобы поорать, что «мы, русские, особенные, и у нас — свой, непохожий ни на кого путь». Та же херня, только с небольшими вариациями.

    Я всё-таки считаю, что Ваня эпично троллил. Потому иначе это значило бы, что он совсем головой уехал, а поехавшие на такой стадии уже людей кусают. Но количество граждан, не сумевших найти первоисточник и всерьёз поверивших в краткий пересказ настольной игры, удручает, да



Оставить комментарий


Вставить картинку: uploads.ru savepic.su radikal.ru

Proudly powered by WordPress.
Перейти к верхней панели