sir_michael`s_traffic


Мы должны делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать

Эта церковь стояла на обочине дороги – разрушенная, поросшая лесом, но какая-то… не до конца убитая, что ли. Казалось бы, время, большевики и фашисты живого места на ней не оставили, не здание, а сплошная развороченная рана. И тем не менее чувствовалась в ней какая-то несломленная гордость, глубоко спрятанная жизнь, затаившаяся сила. Короче, мимо проехать было совершенно невозможно. Мы остановились и стали расчехлять камеры.

IMG_1937-logo

Я далек от религиозной мистики и не понимаю людей, которые непременно ждут Чуда, чтобы поверить в Бога. Вера несопоставима с мистикой и бытовыми чудесами на финансовом или зрелищном уровне. Мне кажется, что Чудо – удел исключительно человека, а Бог – не спонсор, чтобы оказывать нам житейскую помощь, и не фокусник, чтобы доставать из рукава небывальщину и ништяки, дабы удивить и повеселить маловеров. Попутно убедив в своем существовании. Вера – дело добровольное, и в доказательствах не нуждающаяся совершенно.  Credo quia absurdum est, короче. Иначе это уже не вера получается, а коммерческая сделка: ты мне, Господи, чудо и спонсорскую помощь, а я тебе – свечку и молитву. “Взаимовыгодный контракт заинтересованных сторон”. Чепуха… Верят не благодаря, а вопреки. Но в этой церкви действительно было что-то такое, что не позволило проехать мимо. Мы стали снимать руины, пытаясь спрятать камеры от проливного дождя, удивленно обмениваясь впечатлениями. А удивиться было чему – даже в искалеченном, почти полностью разрушенном виде церковь представляла из себя замечательный образец качественной, на века сделанной работы. Ни одного изъяна нельзя было найти ни в кирпичной кладке, ни в пропорциях приделов, ни в скромной, но гордой отделке. Здесь, в бескрайней грязи орловских и калужских полей и лесов, в краю покосившихся избушек и вымирающих деревень явление этих руин казалось настоящим откровением. Доказательством того, что не всегда в разрухе и упадке прозябали эти земли, что была у них совсем иная, незнакомая даже нам жизнь.

 IMG_1957

Очень скоро к нам подошли двое. Мужчина и женщина. Поинтересовались, что это мы тут делаем, и не собираемся ли выламывать остатки художественной ковки, за которыми повадились охотники за металлом. Когда познакомились, женщина, – а звали ее Лидия Николаевна, — рассказала, что когда-то, еще до революции, на месте вымирающей ныне деревни, в которой сегодня не наберется и десятка жителей, было процветающее поселение более, чем в полтыщи богатых и многодетных хозяйств. И было здесь все – и нужные людям производства, вплоть до молочного и кирпичного заводов, и медицина, и образование. И все – на свои, крестьянские деньги, без милостивой “помощи из Москвы”. Вот только церковь была не по масштабу разрастающегося и богатеющего поселения – старенькая, деревянная, она уже не вмещала всех прихожан.

И решили тогда селяне построить новую, достойную себя и своей жизни церковь. Создали совет, пошли по дворам, и очень быстро собрали нужную сумму. Строителей наняли на стороне, лучших по тем временам специалистов, а кирпич свой был, местный. И в 1887 году эту церковь построили и освятили.

IMG_1973— Мой прадед в этот совет входил, тоже деньги собирал! – с гордостью сказала Лидия Николаевна.

— А меня, и еще с десяток таких, как я, после войны коммунисты заставляли ее на кирпичи разбирать. – с грустью добавил пришедший с ней мужчина. Тихо выругался, закурил и ушел. И даже не оглянулся на наши просьбы остаться и рассказать что-нибудь еще.

— Да, – продолжила Лидия Николаевна, – было такое дело. И не раз. Как новое начальство в колхоз приходило – в первую голову начинало придумывать, как бы им на этой церкви поживиться. Кирпичи ведь крепкие, местные, им сносу нет. Да не выходило ничего – кладку-то мастера делали не на цемент, а на известковый раствор с яичным белком. Вся деревня яйца на стройку носила, да… Крепче любого клея.

IMG_2103

Чем только ни пробовали красные начальники кладку ломать – и ломами, и кирками, и даже высверливать раствор пытались. Все бесполезно. Крошился кирпич, не отходил от связующего слоя, не шел в руки красной власти. Помучались-помучались, да рукой махнули.

IMG_2121

А вообще-то эта церковь по местным меркам считается долгожительницей – аж до 30-х годов протянула, когда уже все окрестные церкви были закрыты и осквернены коммунистами, эта еще держалась. Только скинули с нее комсомольцы колокол, что был слышен аж на Орловщине. Чтобы не смущал набатом чертей, коммунистов да прочую нежить сатанинскую. Раскололи на несколько частей, да увезли в переплавку. Триста с лишним пудов все-таки…

Простояла церковь безъязыкой еще несколько лет. Деревня уже стала не та, конечно, из пятисот хозяйств менее сотни осталось, остальных – кого Гражданская унесла, кого – коллективизация. Люди тут жили трудолюбивые, умелые, а значит – зажиточные, самостоятельные, вольно мыслящие. Главные враги Советской власти, получается. Вот и не жалели сил коммунисты, уничтожая “классового врага” воцарившихся дармоедов. Годами, обоз за обозом, с женами и детьми, со старухами и грудными младенцами гнали крестьян за Урал под комсомольскими штыками. Когда обезлюдела деревня, и церковь закрыли. Заступиться-то за нее стало некому… А чтобы не пропадало здание, поставили в него трактора, выломав под проезд стену, организовали ремонтные мастерские, на втором этаже создали школу механизаторов.  Даже сельсовет с председателем себе место нашли в намоленной церкви.

IMG_2075

…А потом была война. И то, что не успели разрушить большевики, сделали бомбы и снаряды. Церковь-то только с виду – культовое сооружение, а по факту – вполне себе фортификационное. И наши, и немецкие снайпера очень любили обстреливать противника из-за толстых стен. За что толстым стенам доставлось от авиации и артиллерии с обеих сторон…

И вот здесь еще одна интересная вещь мне открылась: как все-таки умело строили наши предки! В этой церкви все купола и своды – кирпичные. То есть возведены из кирпича особой купольной кладкой. Стоишь под таким полусферическим потолком с какой-то даже опаской —   ведь ни подпорок, ни колонн, ничего не держит массивы кирпича над головой! А потом видишь в этих куполах пробоины от снарядов, и понимаешь, что делалось это с таким мастерством, с таким знанием дела, какое сегодня на Руси и не сыскать. Вот он – кирпичный купол и пробоина от снаряда. Стоит, как ни в чем не бывало. И еще сотни лет простоит, если нынешние необольшевики динамитом не порушат —

IMG_2064

Вообще-то мастерство, с которым возведена эта церковь, заслуживает особого разговора. Поверьте – мне не раз приходилось видеть средневековые европейские строения. И я всегда восхищался мастерством европейских умельцев: какое качество, какая миллиметровая, даже микронная точность! И всегда мне было обидно за Родину – ну что же это у наших-то строителей – ни стыда, ни совести, и руки словно не из того места растут… Но тогда я опирался на знание советского зодчества, которое по убогомыслию и бездарности сравнить нельзя ни с чем. А когда я обратил внимание на старые, дореволюционные постройки, то увидел, что наши-то, русские мастера ничуть не хуже были. Вот взять хотя бы эту совершенно обычную, ничем не выдающуюся деревенскую церковь: из местного кирпича, построенную безвестными работягами из калужской или орловской губернии – ну разве она не впечатляет тонкостью и качеством работы? Даже развалины ее – и то впечатляют! Посмотрите, какая кладка, какое мастерское плетение из камня!

IMG_2060

А теперь – о главном. О том чувстве, которое заставило нас остановиться, не проехать мимо. О том чувстве, которое не покидало ни на минуту, когда я продирался через заросли леса, которым поросли приделы этой церкви. Настоящие джунгли, честное слово! —

IMG_2002

Это было очень странное, очень необычное чувство… жизни. Еще из машины, глядя на развалины, я понял – это живая церковь. Поруганная, порушенная, оскверненная большевиками, отобранная властью у людей, но… все равно живая! Я разглядывал руины изнутри и снаружи, пытаясь найти признаки этой жизни, пока ко мне не подошла Лидия Николаевна. “А Вы ноги видели?” – спросила она. “Какие еще ноги?” — “Ноги Христа. Тут же были фрески замечательные, но потом председатель велел здесь, в храме, сено сушить. И сюда стали сваливать сено. Оно мокрое, и от испарений все фрески исчезли. Вот только ноги Христа и остались. Да еще пара фрагментов, это специально показывать надо, Вы так и не увидите…” И она повела меня в дальний придел, и показала остаток фрески на стене. А под ним я увидел очень новые, недавно повешенные сюда иконки. И коробочку в углу – со свечами, спичками, и еще чем-то, необходимым для обрядов.

IMG_1998

— Церковь – это не там, где крест, а там, где молитва, – услышал я голос Лидии Николаевны. И вспомнился мне величественный бетон нововозведенного Храма Христа Спасителя в Москве, в котором я всегда чувствовал себя неуютно, чужим и ненужным, мелким и никчемным, как в гостях у большого чиновника. А в этих руинах… Я не знаю, как это сказать. Но в этих руинах, хоть и ноги путались в зарослях, и дождь падал на голову, – но я мог бы совершенно спокойно лечь на землю и уснуть. И спал бы счастливо, с улыбкой ребенка. И мне было бы очень хорошо. Вы умеете это объяснить? Я — не умею…

IMG_2020

— Вы бы знаете, что? Вы бы помолились, – предложила Лидия Николаевна. Это и Вам поможет, и церкви этой. Храму молитвы нужны. Очень. Он ими живет.

— Да я бы и рад, – Удивился я, — Да только не умею. Хотя… Одну молитву, я, пожалуй, все-таки знаю! Но ее все знают. Это которая “Отче наш…”

— Вот и замечательно. Ее и прочитайте. А я пойду, пожалуй. Я вам уже все рассказала и показала.

IMG_2010

И ушла. А я остался один. Под дождем, с фотоаппаратом, по которому текла вода, бывший член КПСС и знаток раннего периода Истории партии, перед стеной с нарисованными на ней ногами. Я не знал, как сказать первое слово, и боялся, что это будет звучать фальшиво и надуманно, а я буду выглядеть в своих собственных глазах полным пижоном и выпендрежником. И еще я боялся, что войдет мокрый Кузьмин и погонит меня из кадра, потому что я мешаю панораме. Я постоял еще немного, и увидел в потолке, прямо над собой, сквозную дыру от снаряда. И представил, как по этой церкви била артиллерия. Как умирали под испарениями от тракторных аккумуляторов строгие фрески, как глумились над святынями комсомольцы, сбрасывая на землю трехсотпудовый колокол и бросая в костер иконы, как тянулись по улицам уже несуществующей деревни колонны раскулаченных, как кричали старухи и плакали дети, и как штыками подгоняли их красноармейцы, чтобы не задерживались и скорее освобождали свои веками любимые дома… И сами собой стали произноситься слова, которые вот только что не выговаривал язык — “Отче наш, сущий на небесех. Да святится имя твое, да приидет царствие твое, да будет воля твоя, яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должникам нашим, и не введи мя во искушение, и избави мя от Лукавого. Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа – Аминь”.

IMG_2008…Подошел мокрый Кузьмин. “Мих Саныч! А ты знаешь, что это за церковь?” — “Да откуда? Даже не спросил…” — “А я вот спросил. Это церковь Михаила Архангела. Так что, выходит, ты к своим рвался, когда остановить просил!”

Дождь зарядил уже серьезный, железо и ноги промокли насквозь, да и темнеть стало. Пора было ехать дальше. А я знал, что обязательно еще сюда вернусь. Хотя бы просто для того, чтобы помолиться. Если один раз получилось – получится и во второй. А когда мы уже отъехали от деревни, и церковь скрылась за поворотом, я вдруг понял, почему не уезжает из этой деревни Лидия Николаевна.

Обязательно, обязательно надо сюда вернуться. Это я сам себе теперь пообещал.

IMG_2037

Впервые за Путина

Я никогда не голосовал за Путина. Ни разу в жизни. Ругал его. Критиковал. Обижался на него. Не понимал, что он творит в своем кремлевском кабинете. Думал, что он хитро и ...

О шпалоукладчицах - с любовью. Восьмимартовское.

Листаю власовскую ленту. Вижу "праздничный" коллаж, две фотографии. На одной - парижанка за столиком летнего кафе, галантный мосье подносит ей малюсенький букет, кажется, фиалок. А на другом снимке - русские ...

Между Сциллой и Харибдой...

Странное положение сейчас у большинства россиян. Между гитлеровским нацизмом Украины, принять и оправдать, даже стерпеться с которым невозможно, между наследниками тех, кто в спину убивал наших дедов в красноармейских шинелях ...

Какая Украина называется "Украиной"

Так какую "Украину" действительно следует называть "Украиной"? Если по-праву, по-настоящему? Это, граждане, карта Украинской Народной республики образца 1918 года. Собственно Украина - в центре, синенькая такая. Рядом с ней - ...

День Победы-2 ?

Есть у России два таких праздника, которые впору отмечать в трауре. Один из них - День Победы. Праздник народа, который в условиях полной замордованности и униженности своим, домашним палачом, удушил палача ...

Россия спит спокойно только тогда, когда Америка спит в бомбоубежище

Я смотрю это ролик производства американского ведомства гражданской обороны с чувством "глубокого душевного удовлетворения".  Потому что только в тот короткий период истории, когда Америка тряслась от страха перед бомбой, ...

Безымянное поколение 90-х

Сегодя мы странную вещь выяснили. Оказывается, у поколения 90-х нет своего "классификационного" названия., как у всех предшествующих поколений. Я имею в виду "шестидесятников", "семидесяхнутых" и "восьмидерастов". Захотелось остановиться на ...

Продажа Аляски: пример "русского бизнеса"

  Годовщина продажи Аляски американцам была 30 марта. Сейчас май. Но хоть и с опозданием, а хотелось бы напомнить об этой "золотой странице" нашей истории. Чтобы еще раз дать понять ...

НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЙ МЕМОРАНДУМ СЭРА МАЙКЛА

Так уж сложилось, что мои взгляды на национальную политику часто либо неверно трактуются, либо понимаются с предубеждением, и выводы об этих взглядах делаются такие, от которых у меня самого ...

ООН подтвердила мировое лидерство Украины. По детской проституции...

Оранжевый курс Украины на скорейшую евроинтеграцию приносит свои результаты.  Уничтожен знаменитый бренд "Ан", практически перестала существовать наукоемкая промышленность.  Искусственное "ополячивание" добивает  культуру и язык.  Открытие границ для туристов  с ...

комментариев 16

  1. Sivruk Russian Federation:

    Сэр! ты не ошибся?
    «И в 1987 году эту церковь построили и освятили.»

  2. Да ошибся, конечно! 🙂

    Только Миша, я ведь пишу еще. Там фоток дофига, вот я по одной-двум и направляю. Ты минут через 10 заходи, я тогда все напишу. Пока только половина.

    А построили ее в 1887-м, конечно! 🙂 Я все напишу, потом перечитаю и поправлю, что не так. Еще минут 10, ОК?

  3. Все, Миш, закончил. Только «марьванну» на настоящее имя исправлю еще, надо в видео посмотреть, как ее зовут… Но это уже детали.

    Можно читать! 🙂

  4. Sivruk Russian Federation:

    Фотки — ощизеть!
    Я свое детство вспомнил, как по такой же церквушке бегали играли в «войнушку».
    Сейчас ее восстановили. И знаешь, теперь она мне кажется малюсенькой. Нет видимых и доступных подвалов, не видны тайные переходы, да и много вообще, неузнаваемо. И под слоем новой штукатурки тех же кирпичей не видно.
    Проходя мимо, у меня не чувства связанные с верой появляются, а воспоминания из детства.
    А IMG_2008.jpg понравилась больше всего

  5. Sivruk: Фотки – ощизеть!

    Вот спасибо! 🙂 Значит, не напрасно я с ними столько парился. У меня их еще несколько десятков, ващета! 🙂 На вот еще, если понравилось —

    Sivruk: Я свое детство вспомнил, как по такой же церквушке бегали играли в “войнушку”.

    Ты знаешь, вообще это очень плохо, когда воспоминания детства связаны с разрушенной церковью. У всех у нас такое есть, а Никита Михалков как-то сказал, что созерцание разрушенной и оскверненной церкви, особенно в детстве, очень вредно для внутреннего мира человека. Стирается защитный нравственный барьер, осознается ДОПУСТИМОСТЬ осквернения святыни. Это плохо… Но все мы этим искалечены. Поскорей бы все церкви отреставрировали, тогда дети получше нас будут.

    Sivruk: теперь она мне кажется малюсенькой.

    А это всегда так! 🙂 Я, когда в детстве приезжал на море, мне спуск к пляжу казался величественной и могучей лестницей. А когда посетил эти же места в зрелом возрасте, был поражен, насколько же эта лесенка оказалась маленькой, облезлой и убогой! 🙂 В детстве, наверное, совсем другое восприятие.

    Sivruk: Проходя мимо, у меня не чувства связанные с верой появляются, а воспоминания из детства.

    Это очень близкие чувства. Сказано же — «Будьте, как дети…» (Матфей 18:3) У меня это тоже не совсем религиозные чувства, а, скорее, мысли о том, сколь же велика была наша Родина, и какой она могла бы быть, если бы не большевистский переворот, искалечивший страну…
    Но все равно — все эти чувства — одного порядка, мне кажется.

  6. Sivruk: А IMG_2008.jpg понравилась больше всего

    Еще бы! 🙂 Все остальные сделаны в режиме «Что вижу, то пою» — то есть я фоткал все, на что глаз лег. А эту я делал специально. Хотел, чтобы икона была видна сквозь заросли. Но стоять пришлось в яме, а икона была в нише, да еще за кустами. То есть в темноте по сравнению с передним планом. Сбегал в машину, принес вспышку, и минут 25 прыгал, как козел, держа фотоаппарат над головой. На вытнутых руках. Ногу натер… Все никак не мог автофокусом в икону попасть. Мужики оборжались. Ну попал в конце концов! 🙂 Теперь сам любуюсь. Прихрамывая, да.

  7. Sivruk Russian Federation:

    Sir Michael: А это всегда так! 🙂 Я, когда в детстве приезжал на море, мне спуск к пляжу казался величественной и могучей лестницей.

    Я вообще-то про то что за что за штукатуркой кирпичей не теперь не видно.
    Не смотря на то что мы там бегали и играли у меня уважения к этим развалинам было больше, к тому универмагу, по продаже атрибутов веры.

  8. Хех… «Универмаг по продаже атрибутов веры»! 🙂 Это ты хорошо сказал. Вот я ж за это и ратую. Чтобы церковь не была «универмагом». Вот те люди, которые в эти развалины до сих пор ходят, они с тобой согласятся, наверное. Хотя… Не знаю. Поеду — спрошу.

  9. Миша, это-один из лучших твоих текстов.Спасибо за текст, за фото и за историю.Огромное спасибо.

  10. Пожалуйста. Всегда к услугам! 🙂

  11. Estrella Russian Federation:

    Да, текст сильный, пробрала статья до костей:). По теме — имхо это из раздела «хуй на заборе», простите уж за сравнение тем. Для веры совсем не нужны ни забор (церковь в нашем варианте) ни… она и без них прекрасно будет и никуда не денется, если конечно есть. Я бы даже сказал, что те же попы и размалёванные золотом церкви только портят веру, не говоря уже о прочих громких событиях истории с высоко поднятым флагом веры над головой. Занесло малость.. религия больно уж спорная тема 🙂 А в кадре то церковь 🙂 Строение конечно потрясающее, прямо нерушимая дань памяти некогда великой стране и честным ( надеюсь, что тогда люди таки почестней были) людям, с не сбившимися моральными понятиями. Проснулось жгучее желание всё это своими глазами увидеть, но это увы только в отдалённом будущем, главное — не забыть в суете об этом желании посетить.

  12. Estrella: По теме – имхо это из раздела “хуй на заборе”, простите уж за сравнение тем.

    А чего прощать-то? Эти темы не напрасно одна за другой идут! 🙂 «Все учтено могучим ураганом»! ©

    Estrella: Для веры совсем не нужны ни забор (церковь в нашем варианте) ни… она и без них прекрасно будет и никуда не денется, если конечно есть.

    Вот именно. Вере не нужны «подпорки» в виде «чудес» и «ништяков». Для Веры нужна только твоя Душа. И все.

    Estrella: Я бы даже сказал, что те же попы и размалёванные золотом церкви только портят веру,

    А вот это неверно. Вот здесь уже в нас во всех сказываются 70 лет безбожия. Для наших предков Вера и Церковь были очень близки. А для нас превратились в разные, порой даже антагонистические вещи.

    Но это легко поправить. Надо просто понять, что Церковь (особенно наша, Православная Московского Патриархата) — это штука не просто предельно традиционная, но и строго каноническая. То есть все в ней предписано очень подробно, даже мелочно. Вплоть до состава красок для иконы и количества дней поста, который обязан выдержать иконописец прежде, чем приступить к работе.

    Вот представьте, что у Вас нашлись родственники. Кровные родственники где-нибудь в далекой, забытой Богом деревне, в которой живут по очень старым традициям и поверьям. И приехали Вы к ним в гости. И увидели убогость быта — воду в ведре, покосившийся сортир на улице, лоскутные одеяла и половики, примитивные картинки на стенах, небогатую провизию… И вот дальше уже — выбор за Вами. Либо Вы поймете, что это — Ваши корни, с которыми Вы связаны неразрывно, генетически, и почувствуете родство с этими закопченными окнами и потолками, либо ужаснетесь, отринете родню и откажетесь даже пообедать (здоровье дороже!), а не то, чтобы переночевать. Бегом к машине — и назад, до первой приличной гостиницы. Тут уже не в них, не в родне вашей дело будет, а в Вас, и только в Вас.

    Так и Церковь. Надо увидеть в ней тысячелетнюю традицию. Понять, что нашу Церковь называют Апостольской потому, что ничего в ней не менялось со времен первых христиан. В отличие от католической и протестантской конфессий. Даже календарь. И то, что деды, прадеды и прапрадеды наши совсем по-иному относились и к этой позолоте, и к этим «размалеванным попам». И найти в себе силы (а они потребуются, эти силы, я знаю!) переступить через сегодняшнее интернетно-цифровое сознание и включить режим сознания Вечного и принять Церковь таковой, какая она есть. Потому что она — НАША. И всегда была такой. И, дай Бог, всегда Будет. И мы видим ризы и оклады такими, какими их видели наши пра-пра-пра-прадеды, и наши пра-пра-пра-правнуки тже увидят их такими же. И в этом — тоже немалая часть Русской силы. Вот с этой стороны попробуйте взглянуть на позолоту и мишуру. Должно помочь.

    Estrella: не говоря уже о прочих громких событиях истории с высоко поднятым флагом веры над головой.

    Не скажите, батенька. Вера не раз спасала Русь от погибели, и еще не раз спасет, если мы дураками не будем. Достаточно сказать, что не могли князья в 14-м веке объединиться под московским началом «светскими» методами, гордыня мешала, всяк себя главным мнил. А татары этим пользовались, и гнобили Русь, как хотели. А вот Сергий Радонежский подошел с другой стороны, со стороны Православия. И под церковными знаменами князья собрались, и вышли на поле Куликово, и разбили Мамая и положили конец 300-летнему игу. Это, простите, «медицинский факт»! И сегодня — Русская Православная Церковь — почти единственный механизм, который не позволяет до конца отринуть от Русского мира Украину, окончательно ее ополячить и окатоличить. Так что Церковь — это не только «размалеванные попы», но и мощный инструмент НАЦИОНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА. Об этом забывать нельзя. И уже хотя бы из-за одного этого следует иногда посещать храмы и не забывать открывать кошелек. Не попам платим, а за свое национальное будущее. Помимо всего прочего, конечно.

    Estrella: Строение конечно потрясающее, прямо нерушимая дань памяти некогда великой стране и честным ( надеюсь, что тогда люди таки почестней были) людям, с не сбившимися моральными понятиями.

    Я сейчас еще видео соберу, если время выдастся, не премините взглянуть! 🙂

    Estrella: Проснулось жгучее желание всё это своими глазами увидеть, но это увы только в отдалённом будущем, главное – не забыть в суете об этом желании посетить.

    Это не совсем просто — она действительно вдали от федеральных трасс, на стыке Калужской и Орловской областей, в достаточно заброшенной местности. Даже на машине — и то непросто доехать. Поэтому, наверное, и сохранилась еще, что никто из «новых русских» на землю не позарился.

  13. Estrella Russian Federation:

    Sir Michael: А вот это неверно. Вот здесь уже в нас во всех сказываются 70 лет безбожия…

    Чтож, вполне возможно что сказываются, я всегда достаточно негативно изначально относился к церкви, вполне может быть что это отголоски как раз советского официального атеизма, но и многие окружающие моменты играют роль. Для меня всегда было загадкой, как можно с крестом идти и резать людей, загадкой — как годков 6 назад, поп, прочитав нашему классу нотаций о добродетельной и аскетичной жизни, вышел из храма и уехал на своей бехе( конкретной модели не помню..).
    Поймите правильно, за всю историю слишком часто люди церковного сана сподвигали верующих на поступки сравнимые если не с геноцидом, то с резней как минимум. Тут нужно конечно отдать должное нашей Православной, такого беспредела как римские католические сотоварищи они не учиняли, да и вообще соответствовали своим санам по большей части. Церковь была и есть мощным политическим инструментом, иногда самодостаточным, иногда действующим с подачи правительств, но так или иначе это политический инструмент. Для себя я решил, что не буду связываться с этим сумасшедшим миром и отождествил бога с совестью, а рай — с жизнью в согласии с собой и чистой совестью, от чего собственно и считаю, что для Веры не нужны ни храмы, ни церковники ( в этих вопросах мне кстати симпатизирует протестантская церковь).

    Касательно вашего примера о родственниках, это скорей вопрос толерантности, нельзя людей, тем более родственников, оскорблять в их верованиях или каких-либо обычаях. Возможно я бы ощутил родство, возможно нет — но в любом случае, я бы не стал высказывать критики. Как было написано — проблема если и будет, то она будет во мне, ни к чему её переводить на остальных.

    Да, церковь всегда объединяла Русь, да и объединяет, я ни в коем случае этого не оспариваю, но банально сходить в храм поставить свечку и пожертвовать денежку мне как-то совесть не позволяет. Ну не могу я быть в церкви и одновременно осознавать, что не признаю этой веры для себя, стыдно чтоле.. перед собой. Возможно в будущем я изменю мнение, но сейчас точно на это не готов, даже относясь к нашей церкви, как к «цементу» общества, возможно последнему, что удерживает наш народ единым.

    В общем мыслей очень много, как старых — без однозначного ответа, так и свежих — вызванных статьей и последующим комментированием, может я ещё молод, чтобы ответить на них для себя, может черств, но в любом случае, без здравой критики и здравых мыслей, прийти к правильному ответу сложно, если не невозможно. Почему собственно и увяз я здесь у вас 🙂 Все статьи и комменты вызывают мозговую активность, ещё не обовощился, за что всем искренняя благодарность 🙂

  14. Estrella: вполне может быть что это отголоски как раз советского официального атеизма

    Не «официального атеизма» только, а «официального неверия», «безбожия». Атеизм — это наука, научное мировоззрение, которое старше большинства религий и корнями уходит в древний Китай на много тысячелетий до Рождества Христова. Атеисты и свою точку зрения умеют обосновать с научных позиций, и на костер, бывало, за свои убеждения шли. А в СССР было обычное безбожие. «Бабка, бога нет!» — и вся наука.

    Estrella: Для меня всегда было загадкой, как можно с крестом идти и резать людей

    Можно.
    «Люби врагов своих, гнушайся врагами Божиими, сокрушай врагов Отечества» (Митрополит Филарет).

    Если речь идет о «сокрушении врагов Отечества», то и с крестом резать можно. И даже должно. Православие всегда защиту Отечества превозносило, как высшую доблесть, а новгородский князь Александр Невский даже был канонизирован, как Святой.

    А вот с крестом сниматься в порнографии (что сейчас сплошь и рядом) нельзя категорически.

    Estrella: годков 6 назад, поп, прочитав нашему классу нотаций о добродетельной и аскетичной жизни, вышел из храма и уехал на своей бехе

    Не надо путать попа и Церковь. Образование — великое достижение цивилизации. А отдельный учитель вполне может оказаться законченным мудаком. Но если отдельный учитель — мудак, это же не значит, что надо перечеркивать в своем сознании всю систему образования? 🙂

  15. Estrella: за всю историю слишком часто люди церковного сана сподвигали верующих на поступки сравнимые если не с геноцидом, то с резней как минимум.

    Когда? У Православной Церкви такого не было. У нас даже инквизиции, Крестовых походов и «охоты на ведьм» не было. А за католиков мы не в ответе. Из-за них сейчас Стамбул — турецкий город, и в главном христианском храме — мусульманская мечеть… И Иерусалим арабским городом тоже из-за них стал. Так что христиане христианам рознь. За Православной церковью резни и геноцидов не числится.

    Estrella: Церковь была и есть мощным политическим инструментом, иногда самодостаточным, иногда действующим с подачи правительств, но так или иначе это политический инструмент.

    Это «И политический инструмент ТОЖЕ», давайте так? 🙂

    Estrella: Для себя я решил, что не буду связываться с этим сумасшедшим миром и отождествил бога с совестью, а рай – с жизнью в согласии с собой и чистой совестью, от чего собственно и считаю, что для Веры не нужны ни храмы, ни церковники ( в этих вопросах мне кстати симпатизирует протестантская церковь).

    Ну, у меня примерно те же представления были долгое время. Это достаточно распространено сегодня. А вот о протестантах лучше знать правду. Это достаточно жесткая конфессия. Скажем, можно быть православным, всю жизнь ходить в церковь и за всю жизнь ни копейки не дать. Никто тебя не осудит. А вот протестанты обязаны отдавать церкви десятину. В некоторых лютеранских странах даже существует «церковный налог», который вычитают у тебя прямо в кассе. Там не все так вольно, как в кино показывают. Протестантство — достаточно сложная вещь, скорее политическая, которая была нужна Европе для освобождения от ига католической Испании в средние века. У нас ведь тоже не все гладко со староверами… Думаю, надо все принимать по факту «на сегодняшний день». Нам не до глубоких исследований пока.

    Estrella: Касательно вашего примера о родственниках, это скорей вопрос толерантности, нельзя людей, тем более родственников, оскорблять в их верованиях или каких-либо обычаях. Возможно я бы ощутил родство, возможно нет – но в любом случае, я бы не стал высказывать критики. Как было написано – проблема если и будет, то она будет во мне, ни к чему её переводить на остальных.

    Пример с родственниками очень прост. Да, с живущими родственниками все так и есть. А вот как быть с дальними предками, о которых мы и знать не знаем, но связь с которыми все равно существует? Историческая, генетическая… С ними сложнее. А церковь — один из надежных инструментов такой связи.

  16. Estrella: Да, церковь всегда объединяла Русь, да и объединяет, я ни в коем случае этого не оспариваю, но банально сходить в храм поставить свечку и пожертвовать денежку мне как-то совесть не позволяет. Ну не могу я быть в церкви и одновременно осознавать, что не признаю этой веры для себя, стыдно чтоле.. перед собой.

    Понимаю. Сам такой. Больше всего боюсь попсы в чувствах. «Пижонства», как я сказал. Не надо в церковь бежать, сломя голову, я и сам этого не делаю. Но размышлять на эту тему — это ведь не «попса»! А если размышлять, то, рано или поздно, созреешь. Ай хоуп. Это я о себе, если что! 🙂

    Estrella: без здравой критики и здравых мыслей, прийти к правильному ответу сложно, если не невозможно.

    Иногда размышлять на какую-то тему важнее и полезней, чем узнать готовый ответ.

    Estrella: Все статьи и комменты вызывают мозговую активность

    Ну совсем уж напрягаться не следует! 🙂 Все хорошо в меру.



Оставить комментарий


Вставить картинку: uploads.ru savepic.su radikal.ru

Proudly powered by WordPress.
Перейти к верхней панели