sir_michael`s_traffic


Мы должны делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать

Valeriy_Obodzinskiy-01 …мне вспомнился Валерий Ободзинский. Все просто получилось – начал я вспоминать о Пахмутовой. Ну, раз ДР. Стал перебирать ее песни в фонотеке. Наткнулся на “Мелодию”. Ту самую, с которой Магомаев всю Европу на уши поставил. И наткнулся на ее первый вариант. В исполнении Валерия Ободзинского. Вспомнились старые сплетни. О том, что песня эта изначально писалась под Ободзинского. Который должен был повезти ее в Польшу, в город Зелена Гура, на фестиваль советской песни (был такой постоянно действующий фестиваль в Польше, да), и повергнуть поляков и примкнувших к ним восточных европейцев в шок и трепет. Песня была записана в единственной тогда музыкальной студии звукозаписи на Качалова, и предоставлена для прослушивание лучшим знатокам популярной музыки – в ЦК КПСС и Министерство культуры. Откуда и пришел немедленный и сокрушительный разнос. Песню признали негодной для международной презентации, а Ободзинского навеки отлучили от массовой публики.

Вот эта песня. Заранее предупреждаю — людям, привыкшим к “каноническому”, магомаевскому исполнению, надо заранее себя настроить на то, что это… Немного другой вариант. Он не лучше и не хуже. Он просто другой.

 

Могу себе представить впечатление тех, кто сейчас такую версию впервые слушал. Отличается, да? Причем сильно. И это неудивительно. ПОзже из замечаний руководящих товарищей были сделаны правильные выводы, песню отдали Магомаеву, аранжировку ужесточили, симфонизировали, добавили металла и монументальности, и в Польше она прозвучала так, что поляки реально рыдали. Я не преувеличиваю, я запись архивную видел. Рыдали так, как будто это не Магомаев пел про любовь, а трубы Апокалипсиса сзывали всех на последний разбор полетов. Из нежной акварельки для тенора песню превратили в хэви-симфо-трэш для баритона. Кстати, о баритонах и тенорах…

Вот если кто займется историей вопроса, то с удивлением обнаружит, что теноров на советской эстраде не было. Вообще. В опере – были, целых два “золотых тенора”, – Лемешев и Козловский, и несколько тенорочков пониже рангом. В патриотическом официозе были – солисты хора Краснознаменного ансамбля им. Александрова, к примеру, традиционно о любви к Родине пели тенором. На контрасте с громыхающим, как танковая колонна, бэком. А на эстраде – НИ ОДНОГО. Говорят, что тогдашний министр культуры СССР госпожа товарищ Фурцева как-то сказала, что советская песня должна вселять уверенность, а не жалость вызывать. Чем открыла дорогу к широкой публике исключительно басам и баритонам.  Долгое время мужская часть советской эстрады пела исключительно баритоном. Вот вспомните для смеха любого “советского эстрадного певца”, на выбор! В кого ни ткни – попадешь в баритон. Ну вот навскидку, любого! А? Вспомнили? И чем пел? Ну?!  🙂

И не просто пел. А в результате консерваторского образования и профессиональной постановки голоса. Мы тут уже говорили на эту тему, вспоминая Юрия Гуляева и того же Магомаева, которые после записи эстрадного хита ехали в оперу и работали там спектакль, а то и два. Гуляев вообще солистом Большого театра на постоянной основе работал, партию Онегина пел. И Фигаро в “Севильском цирюльнике”. У меня еще до сих пор где-то валяется пластинка с “Фаустом”, где Валентина поет Гуляев. Нехило, да? А у Ободзинского никакого образования не было. Вообще. В принципе. Послевоенное детство, какие нафиг консерватории. Только голос и талант. За что навеки получил обидный для профессионала лейбл “самодеятельного певца”.  К тому же какой-то высокопоставленный партийный работник, услышав об “Ободзинском из Одессы”, отрезал — “Чтобы духу его на радио не было. Хватит нам Иосифа Кобзона, нечего на эстраде гетто собирать”. И сколько его ни убеждали в том, что Валерий – ну ни разу не еврей, и поет вообще в Сибири, в Томской филармонии, не помогло. Если “Ободзинский из Одессы”, то все, дальше можете не продолжать. Назначается евреем. Точка.

Valeriy_Obodzinskiy-02 Вот так и закрылась судьба прекрасного, не в пример нынешним, певца. Фурцева признала его “вызывающим жалость”, партия назначила евреем, Пахмутова назвала его голос “слащавым” (а позже, в 90-х, стала раскручивать певца Юлиана. Вот уж где слащавости – на десятерых! Но, правда, и слух с голосом присутствовал, что было – то было). Пресса тут же прилепила ему ярлыки “курортного вокалиста” (а Ободзинский действительно капитально зарабатывал на круизных судах маршрута “Одесса – Батуми – Одесса”), “низкопробного” и даже “безвкусного”. Ну, не пел Ободзинский о любви к Ленину. Да и голос не позволял. Не партийный у него был голос, а… “ласковый”, как одна слушательница после концерта сказала. Размазывая слезы по лицу. Такая вот нетипичная оценка вокальных данных – “ласковый”… А нашим людям, замордованным каждой, пробравшейся в Кремль, властью, этой вот ласки как раз и не хватало никогда. Поэтому любили Ободзинского неистово. Несмотря на полное отсутствие эфиров, ругачие публикации и не очень сильные вокальные данные. Аншлаги сопровождали его везде и всегда. Слава была оглушительной и безоговорочной. Его носили на руках, и в деньгах он купался просто. Но официально… Официально его не существовало как бы. И он ответил власти так, как всегда отвечает артист на непризнание – запил. А позже и на таблетки сел. Убедительно сел, нипадецки. Плотно сел. На долгие годы. Во второй половине 90-х медики его вернули в работоспособное состояние, и он даже пару раз засветился на “ящике”. Потолстевший, обрюзгший, оплывший… Даже жалость вызвал своим внешним видом. Пока не запел. А как запел, стало ясно, что “талант не пропьешь”. Голос остался тем же – чистым и светлым. И нифига не партийным. Он даже альбом новый записал, со своими версиями песен Вертинского. Но… Альбом “не прозвучал” так, как хотелось бы, позже сказались “старые подвиги”, и Валерий Ободзинский заболел и как-то неожиданно быстро умер. В возрасте 55-ти лет. Как я это уже сейчас понимаю, далеко не в том возрасте, когда надо умирать. Похоронен в Москве. На Кунцевском.

К чему я все это написал? Не к тому вовсе, чтобы напомнить вам о том, что вот был у нас в стране прекрасный певец Валерий Ободзинский, который не получил при жизни и доли того, что заслуживал. Он был не один далеко, да и музыкальный Олимп при нем занимали не киркоровы, а вполне себе достойные люди. Просто я лишний раз хотел сказать — “Смотрите, братцы, что тогда в “брак” списывали. За “хай-энд” не считали. Так лепо ли нам, братие, аплодировать билановско-киркоровской тусовке? Не лучше ли вместо этого поставить старые записи, тем более, что новые певцы полюбому под фанеру рот открывают? Ведь есть нам, что и кого послушать. Так зачем кормить себя музыкальной тухлятиной? Лучше в тысячный раз отведать качественное старье. Право же, здоровее будем.

…А я ващета о Пахмутовой хотел, да. ДР же у нее… Но вот как-то совсем о другом получилось. Ну ничего страшного. У Пахмотовой полюбому в прошлом году юбилей был крупный, ее хорошо поздравили. Достойно. На всех уровнях. А об Ободзинском когда еще вспомнят.

Я тут брошу пару треков, ОК? Вдруг кто понастольгировать захочет. Так чтобы не искать.


комментария 74

  1. Душевно исполнено…

  2. Nataliken:

    Восхитительная песня!! И Ободзинский ее тоже по своему великолепно исполнил. Я недавно смотрела передачу о нем. Там не только он, там еще было несколько забытых… Тяжело после просмотра было, очень тяжело. Показали, как он пытался вернуться… Кошмар. И ведь не уехал, как некоторые, которых тоже зажимали. Остался… Всю чашу испил… Грустно.

    И спасибо за другие песни. Первую никогда не слышала. А вот под «глаза» завтрак делала 🙂 Ах, любоффь 🙂 Даже настроение немного поднялось, а то за окном какая-та хмурая хмурость 🙂

    Пасибки 🙂

  3. n7111-ffc:

    А я «Эти глаза напротив» только в исполнении Ободзинского могу слушать. Искренне поет.

  4. Mitritch:

    Душевно исполнено…

    Я вот тоже, как слушаю, так сто грамм скушать хочется! 🙂

    Nataliken: Восхитительная песня!! И Ободзинский ее тоже по своему великолепно исполнил.

    Это ты о какой, Наталя? Там их 4! 🙂

    Nataliken: Ах, любоффь 🙂 Даже настроение немного поднялось, а то за окном какая-та хмурая хмурость 🙂

    Пасибки 🙂

    Не! Неправильно все, давай сначала.

    Если хмурость разогнать надо, у него для этого «Карнавал» больше подходит. Вот, специально для хмурости —

    n7111-ffc: А я “Эти глаза напротив” только в исполнении Ободзинского могу слушать. Искренне поет.

    Да меня вообще все современные перепевки старых хитов просто бесят. И своего ничего создать не могут толкового, и чужое норовят испортить. За это наказывать надо! 🙂

  5. Nataliken:

    Sir Michael: Это ты о какой, Наталя? Там их 4!

    «Мелодия», конечно. Пробирает до костей. Хотя мне и Магамаевское исполнение безумно нравится.

    Sir Michael: Если хмурость разогнать надо, у него для этого “Карнавал” больше подходит. Вот, специально для хмурости —

    Ой, ДА ! ДА ! ДА ! Это просто чудо!!!! 🙂

    Ну что, пошла готовить обед (или ужин) под это чудо 🙂

    Sir Michael: Не! Неправильно все, давай сначала.

    Почему неправильно? Те песенки тоже поднимают настроение 🙂 Но «Карнавал» больше, конечно 🙂

  6. Nataliken: мне и Магамаевское исполнение безумно нравится.

    Да тут спора нет. Но там совсем другой подход.

    А по поводу Ободзинского…

    Вот тогда еще тебе «на послушать».

    Кстати: эта песня — одна из самых первых (если не самая первая) песня Давида Тухманова, благодаря которой это имя стало известно широкой публике. Первые песни Тухманова вообще все Ободзинский исполнял —

  7. Nataliken:

    Да…. «Мелодия» и эта песня были самыми любимыми у моих родителей…

  8. Да слушай на здоровье! 🙂 Как выяснилось, у меня Ободзинского ДОФИГИЩЩА просто. Включая низкокачественные концертные записи.

    кстати, это тоже музыка Тухманова. И тоже из раннего —

  9. Nataliken:

    Во, первый раз слышу 🙂

  10. Zavarka3:

    Сразил, как всегда, когда публикуешь о музыке… Услышала Ободзинского в детстве, ну что я тогда понимала? а ведь сразу безоговорочно влюбилась в его голос. Ничего толком не знала о его творческом пути, а те пластинки, что были, крутили постоянно. Спасибо за такой замечательный пост!
    К сожалению, не могу, как раньше, сохранить себе то, что выкладываешь…

  11. Zavarka3:

    Ура, ура, ура!!! получилось закачать, сейчас всё скачаю и буду слушать))))) спасибо огромное!!!

  12. Zavarka3: Сразил, как всегда, когда публикуешь о музыке…

    Ага. А если не о музыке, значит… ПООООНЯЛ! 🙂

    Zavarka3: К сожалению, не могу, как раньше, сохранить себе то, что выкладываешь…

    ПОЧЕМУ?! А какая разница? Да точно так же все и сохраняется!

    Есть вопросы — пиши, все решим.

    Zavarka3: Ура, ура, ура!!! получилось закачать, сейчас всё скачаю и буду слушать))))) спасибо огромное!!!

    Вооооооот! 🙂 Я же говорил.

    Если еще его надо — скажи. Я щаз забытые залежи перебираю, чего там только нет…

  13. Nataliken:

    Всё скачала, мерси.

  14. Да ну! 🙂

    И это тоже?! 🙂

    Кстати, тоже Тухманов —

  15. Nataliken:

    Нет. Эту не буду. Слишком грустно. Не до органа мне…

  16. Да какая же она грустная! Просто серьезная… Показывает это… многогранность творчества Ободзинского, вот! 🙂

  17. Nataliken:

    Там присутствует орган. А орган — это костел…церковь… А с недавними печальными событиями я не могу это воспринимать.

  18. Понял.
    Тема снимается.

  19. Nataliken:

    Всё равно, спасибо за Ободзинского. У меня не было ни одной его песни. Теперь есть 🙂 Ушла…

  20. Надо будет еще — только свистни. У меня еще много! 🙂

  21. ja:

    не остаётся комментарий? ((

    Сэр… а есть у Вас В. Ободзинского «Если будем мы вдвоём»? Ведь есть?!.

  22. ja: не остаётся комментарий? ((

    Конечно! Потому что пользователь не зарегестрирован! 🙂 Все на премодерацию улетело.

    Регистрироваться надо, товарищ. Это… Орднюнг унд дисциплинен. Ферштейн зи? 🙂

    ja: а есть у Вас В. Ободзинского “Если будем мы вдвоём”? Ведь есть?!.

    НЕТ!
    И быть не может. Поскольку Ободзинский эту песню никогда не пел. Что не записывал — это 100%. Но, скорее всего, не пел вообще, поскольку я даже в концертных «пиратках» этой песни у него не слышал.

    Тут может быть откуда ошибка эта — эта песня (а пели ее ВИА «САМОЦВЕТЫ») часто была в авторских сборниках Добрынина. А поскольку писал он и для «Самоцветов», и для Ободзинского, запросто можно было перепутать.

    Но я согласен с тем, что у Ободзинского эта песня получилась бы роскошно! Но увы. Он ее не пел.

    А в исполнении «Самоцветов» — пожалуйста, забирайте. Прекрасная песня, кстати, очень в духе обожаемых мной 70-х! Кажется, даже я когда-то ее пел! 🙂 В детстве… (краснеед)

  23. Кстати — в составе «Самоцветов» эту песню исполнял Анатолий Могилевский. Он блистал в составе группы немного, года три-четыре. Потом свалил в США, где до сих пор и живет. Поет блатняк и псевдоодесский «шансон» с уголовными, опять же, текстами. Иная музыка в США «русской» не считается…

    Вот он совершенно точно исполнял эту песню на своих сольниках. Только она у него гораздо более агрессивно звучала, жестко, не так, как в составе «Самоцветов». Тоже где-то было у меня это дело, но вряд ли потребуется. Хотя… Если очень хочется, можно и поискать! 🙂 Все равно сейчас диски чищу.

  24. Nataliken:

    Sir Michael: только свистни.

    Не умею 🙂 🙂

  25. ja:

    Сэр )) Люблю Вас. Уже давно ) Как Сэра и как Сира (венценосные особы на французском престоле, помните?).
    Я регистрировалась, или? Простите, вполне может быть, что и нет — мозги мне в последнее время не служат.

    СПАСИБО.

  26. ja:

    Сэр, из верных источников:
    «Я видел по многим ссылкам, что эту песню делали Самоцветы. Но в семидесятых годах, в 75-м по ВВС в музыкальном часе рассказывали, что на западе эта песня произвела фурор, я точно помню, что связывали эту песню с Ободзинским.»

    Ищем дальше ))

    Хотела скачать «Самоцветы» с этой песней … не дают ((( пришлите мне на адрес. Пожалуйста.

  27. ja:

    Ай… )) НАШЛА! Есть «Самоцветы» у меня с этой песней! Сэр, если только… вот то, что Вы упомянули, сольное исполнение Могилевского… пришлёте?

  28. Nataliken:

    Sir Michael: только свистни.

    Не умею :) :)

    О! 🙂 Да что ж тут уметь? 🙂

    Ща все решим.

    Берутся пальцы РУК(!). (Своих!) Засовываются в рот. Язык (кончик) загибается в противоположном направлении. И резко подается воздух. Раздается противное шипение, совершенно не похожее на свист. Но дальше уже все достигается только упорными тренировками.

    Терпенье и труд, товарищ. И все получится! 🙂

  29. ja: Сэр )) Люблю Вас. Уже давно )

    Это нормально. Я и сам к себе неплохо отношусь! 🙂

    ja: Как Сэра и как Сира (венценосные особы на французском престоле, помните?).

    Не, не помню.
    Я не из тех «сиров», которые на престоле. Я из тех «сэров», которые — младшее командное звено в казармах. Сержантский состав.

    «- Ты, неуклюжий идиот!
    — Да, сэр!!!
    — Ты любишь корпус морской пехоты?!
    — Да, сэр!!!»

    (Флэнаган, «Черви»).

    Вот такое «сэрство». Не венценосное.

    ja: Я регистрировалась, или? Простите, вполне может быть, что и нет – мозги мне в последнее время не служат.

    Очень правильные мозги. Плюнули на суету и отдыхают. Мои сейчас так жк себя ведут.

    А регестрироваться надо не один раз, а регулярно, время от времени. Это — вынужденная мера для отсева случайных читателей, нарушающих комфорт сообщества. Я и то время от времени перерегистрируюсь.

    Орднюнг унд дисциплинен, фигли. Дер гляйх герехтшам, геноссе.

    ja: СПАСИБО.

    Да не за что! Я сейчас как раз архивы чищу, мне это все самому очень полезно.

  30. ja: в семидесятых годах, в 75-м по ВВС в музыкальном часе рассказывали, что на западе эта песня произвела фурор, я точно помню, что связывали эту песню с Ободзинским.”

    Неправильно связывали. Я не исключаю, что Ободзинский ее репетировал и, может быть, исполнял на концертах. Но записей этой песни у него точно нет. «Подпольных студий» тогда не существовало и запись сделать «втихаря» было невозможно, поскольку в стране было только 2 профессиональные студии звукозаписи, позволявшие записать солиста с оркестром — на улице Качалова, в Доме звукозаписи, где еще Сталина записывали, и в поселке Апрелевка под Москвой, на головном предприятии завода грампластинок «Мелодия». Туда была очередь на годы вперед, и записать там песню «левым образом» было совершенно невозможно. Была еще т.н. «музыкальная студия» на ул. Пятницкой, в Доме радио, но там стоял один рояль и было место еще для двоих-троих музыкантов. Все.

    Сам Ободзинский в США не выступал. Значит, слышать там могли только запись. А если записи нет в природе, то что? Правильно — значит, пел не Ободзинский.

    А кто? А вот как раз Могилевский и пел. Это он направил в США свои записи как раз в 1975 году. Поскольку в 1976-м благополучно туда уехал на ПМЖ. Кстати, это почему-то очень распространенное заблуждение — приписывать эту песню Ободзинскому. Наверное, людям просто очень хочется, чтобы это пел Ободзинский! 🙂 Но увы. Это Могилевский.

    Сейчас залью его сольную версию.



Оставить комментарий


Вставить картинку: uploads.ru savepic.su radikal.ru