sir_michael`s_traffic


Мы должны делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать

42036883_4930 Кажется, ажиотаж вокруг фильма Бортко «Тарас Бульба» начал сходить на нет, и появилась, наконец, возможность высказаться об этой работе спокойно и без дискуссионной шумихи. Потому что, на мой взгляд, «дискуссионным», как многие пытаются представить, этот фильм не является совершенно. Дискутировать тут абсолютно не о чем – мы были свидетелями рождения фильма-эпохи, фильма, который, без всякого сомнения, займет свое место в классике русского кино наряду с «Войной и миром» Бондарчука, «Андреем Рублевым» Тарковского, «Броненосцем Потемкиным» Эйзенштейна, «Чапаевым» братьев Васильевых и многими другими лентами, принесшими славу русскому кинематографу. И, тем не менее, Интернет долгое время трясло от словесных баталий вокруг этой ленты. Почему? Потому, на мой взгляд, что режиссеру Бортко удалось не столько поставить волнующие общество вопросы, сколько ответить на них. Причем ответить безусловно, непререкаемо, однозначно. Окончательно ответить.

Фильм, как мне кажется, подводит черту под навязанным нам недругами спором о «двух братских славянских народах – русском и украинском». Нет таких «братских народов», говорит фильм! Есть один, единый и неделимый великий русский народ. Нет таких понятий, как «русская история» и «украинская история» — есть одна монолитная русская история, состоящая из множества местных, краевых. И нет, наконец, таких понятий, как «близкие по духу русская и украинская культура», потому что есть одна мощная культура – русская, которая вобрала в себя массу региональных, национальных, местных культур (в том числе и малороссийскую, или, выражаясь польским термином, «украинскую») и потому стала великой, — из-за многообразия своего и многогранности. И заняла свое место среди иных мировых культур, которые вместе и составляют то, что называется «человеческой цивилизацией».

Когда Владимир Путин заявил на одной из пресс-конференций, что любые противоречия между Россией и Украиной по сути нелепы, поскольку «народ-то один», «свидомитов» чуть кондратий не хватил. Возмущенный писк и визг до небес стояли. С тех пор Путин эту тему брезгливо обходит стороной (и напрасно, кстати, делает, потому что Ющенко никогда не упускает случая высказаться по поводу якобы «разных наций, историй и культур России и Украины»). То, что один Владимир Владимирович «не дотянул», испугавшись оранжевого ора, другой Владимир Владимирович, — Бортко, — заявил столь весомо, громко и недвусмысленно, что возразить «оранжевым» стало попросту нечем. А тем, кто пытался и после премьеры фильма доказать, что и Гоголь, и Бортко, говоря о «русском народе», имели в виду что-то совсем иное, режиссер прямо и, как говорят, «на пальцах», объяснил свою точку зрения в одном из интервью, сказав буквально следующее: «…двух народов нет. Есть два государства. Другие государства были и раньше. Было Великое княжество Литовское. Была Речь Посполита, и Смоленск тоже был польским городом, заодно. Но народ-то был один и тот же, тот, который крестил Владимир в Киевской Руси. А если послушать некоторых наших заграничных друзей, получается, что на границе с Россией, допустим, в Сумской области, живут настоящие европейцы, а рядом, через четыре километра, уже совсем другие люди. Что за бред?! И писатель Гоголь придерживался точно такой же, как и я, точки зрения, я очень рад оказаться на его стороне» (Из интервью В.В.Бортко Интернет-изданию FILM.RU).

Фильм «Тарас Бульба» стал этапным во многих отношениях. Во-первых, он провозгласил ту точку зрения на историю, которой придерживается большинство и которая, на мой скромный взгляд, и является единственно верной. И это очень здорово, потому, что до сих пор мы слышали только мнение безграмотного, но горластого меньшинства из Львова. А отвечать бандеровцам считали ниже своего достоинства. Может, и правильно делали – Бортко ответил и за всех нас, и за Путина, и за МИД, и за Академию Наук, причем так весомо и всесокрушающе, что у сторонников теории «двух народов» язык отнялся надолго. Во-вторых, Бортко дал нам всем надежду на то, что время безропотного и безответного выслушивания клеветы на нашу историю и сегодняшний день прошло навеки, и мы начали отвечать. Причем отвечать по-русски — наши контрдоводы в культурной сфере оказались вполне сравнимы с ядерным арсеналом Минобороны. В-третьих, Бортко снял проклятие со слов «пропаганда» и «пропагандистский», доказав, что и патриотическая, гражданственная лента, лента, направленная на опровержение вражеской, вредоносной точки зрения, может быть настоящим произведением искусства. Более того – настоящее произведение искусства как раз и должно нести в себе заряд гражданственности. («Поэтом можешь ты не быть», да!)

И, самое главное, в-четветрых: Бортко вдохнул новую жизнь в уже умершую было нашу надежду на то, что противоестественная граница между Орлом, Тулой и Рязанью с одной стороны и Севастополем, Одессой и Харьковом с другой – это не навсегда. Что есть мощная ментальная, духовная сила, не желающая эту границу признавать. Есть внутринародное отрицание этой неестественной, извращенческой границы, которая только нашим врагам и на пользу. А раз эта сила есть – значит, «еще не вечер». Российские флаги в руках местных жителей уже сегодня можно увидеть в Севастополе, Донецке и Луганске. А на «Евровидение-2009» Россию будет представлять девочка-украинка, которую избрали российские зрители. Большинством голосов. Значит, еще поборемся. Ведь с нами – «русская сила», о которой, по сути, и говорит фильм Владимира Владимировича Бортко. И заканчивается его фильм, как и повесть, монологом Тараса и словами Гоголя о «русской силе»: "…Постойте же.., придет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымется из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..
А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву… Да разве найдутся на свете такие огни и муки и сила такая, которая бы пересилила русскую силу!"

Не найдется такой силы. И пусть «оранжевые» и не надеются.

Между Сциллой и Харибдой...

Странное положение сейчас у большинства россиян. Между гитлеровским нацизмом Украины, принять и оправдать, даже стерпеться с которым невозможно, между наследниками тех, кто в спину убивал наших дедов в красноармейских шинелях ...

Какая Украина называется "Украиной"

Так какую "Украину" действительно следует называть "Украиной"? Если по-праву, по-настоящему? Это, граждане, карта Украинской Народной республики образца 1918 года. Собственно Украина - в центре, синенькая такая. Рядом с ней - ...

День Победы-2 ?

Есть у России два таких праздника, которые впору отмечать в трауре. Один из них - День Победы. Праздник народа, который в условиях полной замордованности и униженности своим, домашним палачом, удушил палача ...

Россия спит спокойно только тогда, когда Америка спит в бомбоубежище

Я смотрю это ролик производства американского ведомства гражданской обороны с чувством "глубокого душевного удовлетворения".  Потому что только в тот короткий период истории, когда Америка тряслась от страха перед бомбой, ...

Безымянное поколение 90-х

Сегодя мы странную вещь выяснили. Оказывается, у поколения 90-х нет своего "классификационного" названия., как у всех предшествующих поколений. Я имею в виду "шестидесятников", "семидесяхнутых" и "восьмидерастов". Захотелось остановиться на ...

Продажа Аляски: пример "русского бизнеса"

  Годовщина продажи Аляски американцам была 30 марта. Сейчас май. Но хоть и с опозданием, а хотелось бы напомнить об этой "золотой странице" нашей истории. Чтобы еще раз дать понять ...

НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЙ МЕМОРАНДУМ СЭРА МАЙКЛА

Так уж сложилось, что мои взгляды на национальную политику часто либо неверно трактуются, либо понимаются с предубеждением, и выводы об этих взглядах делаются такие, от которых у меня самого ...

ООН подтвердила мировое лидерство Украины. По детской проституции...

Оранжевый курс Украины на скорейшую евроинтеграцию приносит свои результаты.  Уничтожен знаменитый бренд "Ан", практически перестала существовать наукоемкая промышленность.  Искусственное "ополячивание" добивает  культуру и язык.  Открытие границ для туристов  с ...

Хроники убитой Родины

Как-то журнал "Огонек" попросил своих читателей, которые родились уже после 1991 года написать в редакцию, что они думают и что знают об СССР. Выдержки из детских писем хочется привести ...

Сверхчестный памятник

Сейчас по ящику передали сюжет о жизни гаишников города Белгорода. Так вот - есть у них большая гордость: "сверхчестный инспектор". Очевидцы рассказывали, что однажды жена принесла ему обед на пост. ...

комментария 4

  1. Виктор Russian Federation:

    Я не собиралась смотреть фильм Бортко о Тарасе Бульбе. Я уже давно тихо, в подушку, расстраивалась из-за вступления талантливого человека, поставившего «Собачье сердце» и «Мастера и Маргариту», в КПРФ. Ясно было: теперь добра не жди. Художник не обязан служить идеологии, он может быть вне политики, может закрыться изнутри в башне из слоновой кости и послать подальше и реак ционеров, и прогрессистов, как это делал Ибсен. Но у Бортко другое. «Собачье сердце» — самое антикоммунистическое произведение Булгакова, вышедшее на свет Божий из самиздата только в разгар перестройки. А экранизация «Мастера» была заполитизирована так, что это шокировало даже матерых антисоветчиков.
    И вдруг такой прыжок с трамплина на спасение русской земли силами Запорожской Сечи, чьи казаки как раз от московского дес потизма и бежали. До екатерининских времен бегали: кто на Днепр, кто на Дон, а кто и на Яик, пока повсюду не настали тишь, гладь и управляемая московскими наместниками благодать. О фильме говорили самые ужасные вещи, но я не поверила и решила посмотреть сама, хотя из всего написанного Гоголем эпос про Тараса мне наименее близок.
    Действительность же превзошла все мои ожидания. Фильм не просто плохой, плохих фильмов много. Фильм сознательно, вызывающе, агрессивно плохой и возвращает нас к творениям 30-х годов прошлого века (минус Эйзенштейн) с рефреном: «Но сурово брови мы насупим, если враг захочет нас сломать». Некогда талантливый режиссер снял дешевую советскую агитку с закадровым текстом, к которому не прибегает ни один художник, умеющий выразить и показать свои мысли в кадре. Начинается фильм буквально с партсобрания, на котором Тарас произносит речь, несильно по тону и смыслу отличающуюся от речей сталинских ораторов. Так и ждешь, что он закончит: «Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин, и первый маршал в бой нас поведет». Это не просто гоголь-моголь, это гоголь-моголь для нынешнего имперского хора, подчеркнуто антизападного и фундаменталистского. У Гоголя Тарас — мрачная и сложная фигура, у Бортко он гораздо хуже и однозначнее оригинала. В фильме Тарас — Богдан Ступка — нечто среднее между Троцким, Че Геварой и товарищем Шандыбиным, к тому же у Бортко бесхитростный полковник стал умелым интриганом, закулисными кознями добивающимся верховной власти. Запорожцы у Гоголя — просто живописные разбойники, а здесь — опасные фанатики в духе РНЕ или ДПНИ. Режиссер вопреки сопротивляющемуся гоголевскому материалу нарекает русскими протоукраинцев, одетых в польские жупаны и шапочки, говорящих «панове» и «не можно» и посылающих детей учиться в занятый и управляемый поляками Киев. «Люди длинной воли», анархисты-запорожцы испытывали сильнейшее влияние Польши с ее сеймами и выборами королей. Когда Россия придет на эти земли, запорожская вольница кончится.
    А центральная сцена фильма — казнь диссидента Андрия. Нет, этот фильм обращен не в прошлое, а в будущее. Бортко учит нас жить. Никакой Украины не было и нет; убей сомневающегося, убей диссидента; руби инакомыслящих и инаковерующих, а если что не так, тебя покарает суровая рука твоих товарищей. По сравнению с этим месседжем роды панночки и смерть жены Тараса от руки поляков — сущие пустяки.
    Гоголя можно увидеть гуманистом, а можно и империалистом. Я видела когда-то американский фильм, где над телом Андрия рыдает панночка, плачет Тарас и происходит примирение поляков и запорожского войс ка. Но Бортко выбрал наихудший вариант: мрачную советскую утопию.
    Я не знаю, кто заказал этого «Тараса в Октябре», но, видно, наш демократический корабль неуклонно идет ко дну, потому что режиссеры с него уже побежали.
    Новодворская Валерия

  2. Превосходно! 🙂

    Ну чего еще можно было ждать от Новодворской?

    Мне иногда кажется, что если бы из ее ненависти ко всему русскому и к России вообще можно было добывать энергию, она могла бы уничтожить все живое на планете. Наверное, Гитлер относился к России лучше, чем Новодворская.

    …Помню митинг «Демроссии» во время первой чеченской компании. На нем выступала Новодворская и призывала предать проклятью не только каждого русского солдата, воюющего в Чечне, но и их родных и близких, живущих с нами рядом. А именем Джохара Дудаева она предлагала назвать улицу Горького (тогда еще).

    Новодворская — это центнер концентрированной русофобии. Русофобии клинической, выходящей далеко за грань разумного. Даже если посмотреть на эти строки, видно, что она просто мечтает видеть Киев польским. Так какой же реакции можно было ожидать от Валерии Ильиничны?

    Прекрасный фильм сделал Бортко, если враги России так заерзали! Спасибо ему великое.

  3. Новодворская Валерия

    Угадал автора чуть ли не с первых строк.

  4. 2 The age of love™ —

    Еще бы! 🙂
    Если даже в постановке фильма «коммуняки» виноваты, то автор может быть только один. Тут без вариантов.



Оставить комментарий


Connect with Facebook

Вставить картинку: uploads.ru savepic.su radikal.ru

Proudly powered by WordPress.
Перейти к верхней панели