sir_michael`s_traffic


Мы должны делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать

image Собственно говоря, этот пост можно было и не писать, а ограничиться одной фразой — "Народ, посмотрите этот фильм, кто еще не видел!", и дать ролик с фрагментами. И приурочить это все ко Дню Победы, и тем самым "обозначить дату". И успокоиться. Но… не тот это фильм — "Хроника пикирующего бомбардировщика". И не та у него судьба, чтобы вот так легко можно было от него отмахнуться. Этот достаточно простой, недорогой и скромный фильм способен поднять такие пласты проблем, на которые создатели и сами не рассчитывали. И главное — он позволяет подробно, в деталях рассмотреть то, что обычно скрывается — как коммунистическая власть (а нынешняя, путинская, власть — та же коммунистическая, как это ни покажется парадоксальным!)   манипулирует сознанием населения, изымая из коллективного разума одни проблемы и ценности и ловко заменяя их другими, причем так, что подмены никто и не замечает, а обманутый даже радуется.
Сначала о фильме. "Хроника пикирующего бомбардировщика", киностудия "Ленфильм", 1967 год, режиссер Наум Бирман. Фильм затронул проблему, которую до этого советский кинематограф обходил стороной, а именно — интеллигенция на войне. Экипаж пикирующего бомбардировщика "Пе-2" целиком состоит из той самой "интеллигенции", которую "красный бог №1" Ульянов-Ленин назвал "не мозгом нации, а ее говном", а "красный бог №2" Иосиф Джугашвили просто физически уничтожал в промышленных масштабах. А тут — целый экипаж! Командир экипажа — учитель математики. Стрелок-радист — питерский художник. Штурман — скрипач. Все молодые и задорные. И проблемы перед экипажем все время какие-то несвойственные коммунистам, то есть нравственные. Совместима ли высокая духовность с убийством человека, допустимо ли пошло отозваться о женщине, если она — официантка в летной столовой, хорошо ли, когда страной управляет "живое божество" (это ведь не только о Гитлере, как вы понимаете!)… Короче, как говаривал старик Кант, "звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас". Причем в условиях соблюдения воинской дисциплины, выполнения боевой задачи и вообще — войны с фашистами.

image•  Совершенно неожиданно фильм "прогремел" и стал делать кассу, непозволительную для третьей прокатной категории. Люди ходили на эту "интеллигентскую белиберду" по несколько раз. Сначала все списали на гениальную игру Олега Даля и вообще актерского ансамбля. Потом поняли, что дело не только в этом — "пришибленная", практически целиком уничтоженная кровавым грузином русская интелигенция стала поднимать голову. Через год после выхода фильма на экраны случилось страшное — на Красной Площади прошла демонстрация, осуждающая ввод советских войск в Чехословакию. Дальше — больше: интеллигенция вслух заговорила о такой недопустимой для тоталитарного режима вещи, как "права человека". Это уже подмывало основы, поскольку по коммунистической логике член советского общества имел только одно право — полностью предоставить себя руководству, а уж оно, руководство, само решит, как лучше распорядиться твоим телом, имуществом и мыслями.
Долбить интеллигенцию начали по всем направлениям. Разогнали поэтов и художников. Повысылали из страны писателей и режиссеров. Но оставались картины, роли, песни, фильмы… Их-то из памяти народной в приказном порядке не выкинешь!
С фильмом "Хроника пикирующего бомбардировщика" поступили по-своему гениально. Просто так запретить его было нельзя — фильм-то о войне, и внешне придраться было не к чему. Но и терпеть "интеллигентские штучки" в числе народных кумиров тоже было невозможно. Кто там среди героев? Еврей-скрипач! Еврей-скрипач — и вдруг герой-летчик! Мыслимо?! А художник-хулиган погибает за Родину! И нелестно отзывается об офицерах. Комиссар — пренеприятнейшая фигура, которого боевой командир полка терпит с трудом. Бардак…

imageИ тогда фильм… Подменили. На киностудии Довженко, в Киеве, усилиями всего Госкино СССР была сделана слегка подправленная копия фильма "Хроника пикирующего бомбардировщика", но уже без "нравственных и еврейских перекосов". Копию назвали "В бой идут одни старики". Из "Хроники было взято все лучшее. Просто — ВСЕ! Я отсматривал эти фильмы на находящихся рядом мониторах, и волосы у меня вставали дыбом. Я такого не видел еще никогда. Содрано бессовестно и нагло — от общей компоновки, образов (сравните образ старого мудрого механика и "юного непоседы-интеллигента "Кузнечика", заменившего героя Даля!), сюжетных линий (фронтовая любовь, полеты по разведзаданию, поиск спрятанного немецкого аэродрома, импровизированный футбол на летном поле, как признак мальчишества, показ кинокомедии в клубе — все содрано вчистую!) до композиций кинопланов, целых фрагментов и деталей. "Старики" тоже сделаны черно-белыми (хотя в 73 году цветной пленки уже было навалом), полностью, фотографически  скопированы планы солдата-часового на туманном аэродроме, нотный стан на фюзеляже самолета главного героя,  даже мелкая букашка, поднимающаяся по проводу репродуктора на КП — и та перекочевала из  "Хроники" в "Стариков"!  Смешно и больно наблюдать эти постоянные "одинаковости".
НО — при всем при том очень многое незаметно изменили. Например, национальный вопрос скорректирован принципиально. Украинец в "Хронике" есть, но его постоянно, несмотря на трагизм ситуации, волнует только меню предстоящего обеда. Все. Этим его интерес к событиям фильма ограничивается. В "Стариках" же мы видим целую украинскую оперу — от главного героя, который не очень умело говорит  на "ридной мове", до постоянно висящей в воздухе угрозы исполнить "Ничь яка мисячна". Евреев нет и в помине. Даже упоминания. Евреи на войне не погибали, разве что в печах. Комиссар, который в "Хронике" постоянно нудит командиру о невысоком морально-политическом уровне экипажа, в "Стариках" заменили на сцену партийного собрания, в ходе которого Маэстро получает партбилет и становится "истинно просветленным". И если в финале "Хроники" герои погибают, направив свой самолет на стоящие на земле истребители фашистов, то в "Стариках" умирают, но не все. То есть опереточно-голливудский "хэппи-энд" зрителю обеспечен. "Слава КПСС!".  "Дачная поездка сержанта Цыбули" на костях хорошего фильма…
Я не говорю о том, что "В бой идут одни старики" — плохой фильм. Я говорю только то, что восхваляя копию, сделанную по идеологическому заказу, не следует забывать и об оригинале. А вот скажите — многие из вас видели "Хронику пикирующего бомбардировщика"? Посмотрите, не пожалеете. Это не классика, не шедевр,  сразу говорю Это просто хороший фильм о войне. И что самое главное — честный. Кажется, приходит время, когда именно по честности помыслов и действий нам надо ценить и людей, и общественные силы. И меня совершенно не смущает, что "честность" — это ведь тоже из разряда "интелигентских штучек"… Кажется, мы снова начинаем поднимать голову, да? Не пора ли принимать меры, Владимир Владимирович? Вы же знаете, какие…

Чуть не забыл! Это — песня из фильма "Хроника пикирующего бомбардировщика". Очень невоенная и очень военная песня. Не опереточная "Смуглянка". Есть над чем подумать, короче. Да! Я дергал ее из саундтрека фильма, там интершумы кое-гда проскакивают, качество — ужас, но приличной записи я найти не могу уже года три. Как будто и не было такой песни никогда. А она не просто была, она есть. Слушайте…

Скачать музыку

 В ролях: Геннадий Сайфулин, Олег Даль, Лев Вайнштейн, Юрий Толубеев, Александр Граве, Петр Щербаков, Елена Санько, Георгий Корольчук, Виктор Ильичев, Борис Аракелов, Константин Сорокин, Николай Трофимов, Леонид Реутов, Герман Колушкин, Гелий Сысоев.

Режиссер-постановщик: Наум Бирман.
Авторы сценария: Владимир Кунин при участии Наума Бирмана. Оператор-постановщик: Александр Чиров.
Художник-постановщик: Алексей Федотов.
Композитор: Александр Колкер.
Текст песен: Ким Рыжов.

1967

комментариев 6

  1. надежда:

    Чтобы Быков да согласился на копию великолепнейшего фильма, то есть сам надергал (Разрешил, приказал…?)из Хроники кадры, сюжеты и т.д. и т.п.? НИКОГДА НЕ ПОВЕРЮ!!!! Смотрите его фильмы (и с его участием), читайте воспоминания о нем, слушайте людей, знающих его. Или Стариков сделали без его ведома (может быть…?!)? Хроника — ДА! Вы правы — фильм просто гениальный по всему, что в нем уместилось (характеры, роли, диалоги, судьбы, поступки и КОНЕЧНО ПЕСНЯ!). Смотрю его всегда, когда он идет. Песню знаю наизусть с самого первого его выхода. Но и Стариков смотрю ВСЕГДА! Там есть этот дух, которого мне так не хватает в жизни.

  2. Lu:

    СПАСИБО!
    Месяц читаю ваш блог, когда случайно попала в поисках «Жил-был я…» Градского-Тухманова-Кирсанова.
    Этим комментарием покорили меня окончательно.
    Для меня с детства этот фильм был самым лучшим фильмом о войне. Без патетики, ура, и прочего.

    Теперь я не так чувствую себя вымирающим мамонтом среди 20-30-летних.
    Хотя своих детей я всегда сажала перед телевизором, откладывала все свои дела, когда показывали этот фильм.

    У меня отец- солдат, дай ему бог здоровья. И вам тоже

  3. 2 надежда —

    Уфффф… То, чего я боялся.

    Вот еще раз громко повторяю — никто не говорит, что «Старики» — фильм ПЛОХОЙ. Он просто… Подкорректированный. Убрали еврея — добавили узбека. Узбек гораздо правильней еврея! Убрали девочку-официантку — добавили девушку-летчицу. Летчица — правильней официантки! Убрали непонятный «пикирующий бомбардировщик» — добавили всеми любимый истребитель. Это круче. И так — до бесконечности.

    Господи, да что я говорю — посмотрите «Хронику», и сразу после этого с карандашиком в руках — «Стариков». Запишите похожие места. И снова посмотрите «Хронику». И все! Смеяться будуте, насколько все одинаково.

    Я сам об этом даже не задумывался, пока В УПОР не увидел, да не начал старых умных людей спрашивать. Вот тут можно ничего не доказывать — каждый в состоянии увидеть сам. Глаза у всех есть. Просто такая вещь не сразу в голову может прийти в голову, но когда увидишь — даже смешно.

  4. 2 Lu —

    И вам! 🙂
    Спасибо, что не забываете.

  5. надежда:

    Нет-нет. Не хотела спорить. Ваше увидение повторов и замен меня просто потрясло. Смотрела Стариков и было ощущение дежа-вю. Я просто подумала, может же быть «одновременное отрытие одного закона в разных независимых умах», НО годы выпусков разные… Скорее всего при утверждении сюжета фильма могли «компетентные товарищи» указать Быкову на правильные акценты, образы и т.д. и т.п., а он очень хотел его снять!

  6. 2 надежда —

    Ремейки в кино часто встречаются, но «Старики» выдаются за самостоятельный фильм. А раз так, то можно было хотя бы основную боевую задачу изменить. Потому что и в «Стариках», и в «Хронике» герои ищут замаскированный немецкий аэродром, который должен быть, а найти его — никак. Неужели не хватило фантазии на то, чтобы что-нибудь новое придумать? Война так многообразна, столько сюжетов… Это просто неуважение к зрителю.

    …А больше всего меня букашка добила. Открытое КП, к дереву прибит черный репродктор-тарелка, к нему тянется провод, по которому ползет божья коровка. Сцена слизана просто один в один, под копирку.

    Все-таки «Довженко» — уникальная студия была. Какое счастье, что Госкино ее больше не финансирует! 🙂



Оставить комментарий


Вставить картинку: uploads.ru savepic.su radikal.ru